Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 04.07.2016 по делу N 223ФЗ-315/15/АК629-16 в отношении Госкорпорации, по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Госкорпорацией проведена закупка на право заключения договора на поставку сувенирной продукции с символикой (далее - Закупка).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в приложении N 1 информационной карты документации о Закупке установлено, в том числе, квалификационное требование к участникам Закупки: наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным определить опыт поставки какого товара принимается в качестве сопоставимого предмету Закупки, а именно, опыт поставки какого товара сопоставим поставке сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий.
Таким образом, установление вышеуказанного требования о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке по критерию оценки "Квалификация участника закупки" установлена ненадлежащим образом.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - Госкорпорации содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Место совершения административного правонарушения: г. Москва.
Время совершения административного правонарушения: 17.09.2015.
Протокол по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-315/15/АК629-16 составлен 18.07.2016 должностным лицом ФАС России с участием представителей Госкорпорации.
В ходе составления протокола, представители представили письменные пояснения Госкорпорации, согласно которым Закупка проводилась в соответствии с положениями Закона о закупках, Единым положением о закупке Государственной и, таким образом, в действиях Госкорпорации отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 223ФЗ-315/15/АК629-16 состоялось 29.07.2016 с участием представителей Госкорпорации.
Ходатайств, препятствующих рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении, не заявлено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N 223ФЗ-315/15/АК629-16, представитель Госкорпорации поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителей и ознакомившись с письменными пояснениями Госкорпорации, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в приложении N 1 информационной карты документации о Закупке установлено, в том числе, квалификационное требование к участникам Закупки: наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным определить опыт поставки какого товара принимается в качестве сопоставимого предмету Закупки, а именно, опыт поставки какого товара сопоставим поставке сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий.
Таким образом, установление вышеуказанного требования о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, Заказчиком в документации о Закупке установлен критерий "Квалификация участника закупки", который включает в себя 1 (один) показатель (подкритерий): "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема". В рамках подкритерия "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема" оценивается наличие в 2011-2015 г. опыта поставки товара по предмету закупки, подтвержденного договорами, стоимость каждого из которых составляет не менее 6 000 000 рублей.
По указанному подкритерию, максимальное количество баллов: 100 баллов, а оценка заявок осуществляется комиссией Заказчика в следующем порядке: отсутствие договоров - 0 баллов, от 1 до 15 договоров (включительно) - 50 баллов, свыше 15 договоров - 100 баллов.
Таким образом, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке по критерию оценки "Квалификация участника закупки" установлена ненадлежащим образом ввиду отсутствия пропорциональной зависимости между присваиваемыми комиссией Заказчика баллами и теми сведениями, которые будут предоставляться участниками Закупки.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая вышеизложенное, действия Госкорпорации, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, объектом правонарушения предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП является установленный законом порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт несоблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, а принятые меры к прекращению правонарушения не могут быть отнесены к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.
Таким образом, обстоятельства свидетельствующие о малозначительности совершенного Госкорпорацией административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлены.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о закупках требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не установлены.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе проведения административного расследования по данному делу об административном правонарушении также установлено, что раннее Госкорпорация к административной ответственности по одноименным административным правонарушениям не привлекалось.
Кроме того, в связи с тем, что установленные по результатам рассмотрения жалобы по делу N 223ФЗ-315/15 нарушения не повлияли на результаты проведения Закупки и по результатам проведения Закупки заключен договор, Комиссией ФАС России было принято решение не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного Госкорпорацией административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлены.
Принимая во внимание указанное, должностное лицо уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу о назначении Госкорпорации административного наказания в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 29.9 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях Госкорпорации, выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещения о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Несоблюдение требований, предусмотренных Законом о закупках, к содержанию документации о Закупке, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
3. Наложить на Госкорпорацию штраф в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России)
КБК 16111602010016000140
ОКТМО 45380000
Банк получателя ОПЕРУ-1
Банка России
г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте sharova@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2016 г. N 223ФЗ-315/15/АК629-16 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был