Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
По вопросу 1.
Вопросы создания уполномоченного органа, учреждения урегулированы частями 1-3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ. При этом часть 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности создания уполномоченного органа, учреждения, а регулирует вопросы внутриведомственной централизации.
По вопросу 2.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе, а с 1 января 2017 года обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика самим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, его территориальными органами или учреждениями (при осуществлении функций и полномочий учредителя учреждений) одним из перечисленных в указанной статье способов, в том числе путем наделения уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (пункт 2 части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ) или путем наделения уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков (пункт 3 части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ).
В случае если законодательным или исполнительным органом принято решение об осуществлении полномочий заказчика в соответствии с частью 1 или частью 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ соответственно, то решение заказчика, принятое согласно части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, не должно противоречить такому решению.
По вопросам 3, 4.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) путем осуществления данными органами полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков либо на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.
Таким образом, подведомственному учреждению могут быть переданы полномочия либо только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.
При этом согласно части 2 статьи 40 Закона N 44-ФЗ выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с указанным Федеральным законом, то есть на основании конкурентных способов определения исполнителей или закупки у единственного исполнителя.
Таким образом, определение специализированной организации на основании части 5 Закона N 44-ФЗ не представляется возможным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 5" следует читать "части 5 статьи 26"
По вопросу 5.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей.
Таким образом, полномочия заказчика и уполномоченного органа, учреждения закрепляются единым документом - решением о создании таких органов, учреждений либо решением о наделении их соответствующими полномочиями.
По вопросу 6.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 совместного приказа Минэкономразвития России N 182 и Казначейства России N 7н от 31 марта 2015 г. "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы" в столбце 3 по соответствующей закупке (лоту) указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки.
При этом в соответствующих случаях при формировании плана-графика размещения заказа заказчик вправе указывать более одного кода ОКПД 2.
По вопросу 7.
По мнению Департамента, закупку услуг специализированной организации, функции которой установлены статьей 40 Закона N 44-ФЗ, целесообразно осуществлять по коду 74.90.1 "Услуги профессиональные и технические вспомогательные и консультативные, прочие, не включенные в другие группировки" ОКПД 2.
По вопросу 8.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией (далее - СМП, СОНО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Согласно части 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, но победителем данной закупки становится СМП или СОНО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, к нему не предъявляется.
При этом Департамент развития контрактной системы рекомендует при подготовке проектов контрактов формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНО.
По вопросу 9.
По мнению Департамента, понятие "расширенное (детализированное)" не требует толкования, так как должно применяться исходя из его лингвистического смысла.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу реализации органами исполнительной власти регионов полномочий заказчика.
Так, указано, что с 1 января 2017 г. вводится обязанность таких органов принимать решения о реализации полномочий ими самими, их территориальными органами или учреждениями.
Отмечено, что подведомственному учреждению могут быть переданы полномочия либо только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. на приемку товаров, работ, услуг, на обеспечение их оплаты.
Полномочия закрепляются решением о создании таких органов, учреждений либо решением о наделении их соответствующими полномочиями.
Относительно закупки услуг специализированной организации указано, что ее целесообразно совершать по коду ОКПД 2 74.90.1 "Услуги профессиональные и технические вспомогательные и консультативные, прочие, не включенные в другие группировки".
В извещении о закупке может быть установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией (СМП, СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
При подготовке проектов контрактов рекомендуется формулировать соответствующее условие с указанием на то, что оно не применяется, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНКО.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2016 г. N Д28и-1842 "О рассмотрении предложений по внесению изменений в отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был