Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Информация
и руководящие указания для малых предприятий
А.1 Общая информация
Этот стандарт предназначен для организаций всех уровней. Однако следует учесть, что многие малые и средние организации могут не иметь достаточных опыта или ресурсов, чтобы:
- выявить опасности и причины опасностей в потребительских товарах;
- оценить риски;
- создать процедуры и правила, которые будут обеспечивать выполнение обязательных законодательных требований и наилучшим образом обеспечат безопасность потребительских товаров.
Целью данного приложения является предоставление информации и примеров, которые помогут поставщикам в реализации подхода, описанного в настоящем стандарте.
А.2 Вопросы, которые следует учитывать при проектировании, производстве или поставке потребительских товаров
А.2.1 Общая информация
В данном разделе приведен ряд вопросов, являющихся примерами тех типов вопросов, которые поставщики и производители могут использовать. Этот перечень вопросов не является полным и необязательно охватывает все аспекты поставок безопасных товаров.
А.2.2 Общие вопросы
- Имеют ли сотрудники или внешние контрактеры предприятия необходимое образование, квалификацию или технические знания и опыт для выполнения своих обязанностей, связанных с безопасностью потребительских товаров? (см. 4.2.1)
- Достаточны ли финансовые и/или человеческие ресурсы, выделенные для разработки проекта, производства и поставки безопасных потребительских товаров? (см. 4.2.2)
- Организована ли в компании система общего учета, хранения, восстановления и анализа информации, полученной из инцидентов, жалоб и протоколов испытаний? (см 4.2.3)
- Имеется ли у организации знание и точное понимание законов, положений и стандартов, имеющих отношение к потребительским товарами и действующим в той стране, в которой продукция будет изготовлена или реализована? (см. 4.4)
- Имеется ли у организации знание и точное понимание требований по отслеживанию товара для стран, в которых будет реализовываться продукция? (см. 4.5)
- Имеется ли у организации знание и точное понимание требований по отслеживанию товара для участников цепочки поставок, вовлеченных в распространение продукции? (см. 4.5)
- Снабжены ли уникальным идентификатором и описанием все компоненты и все товары, получаемые от поставщиков, которые должны быть отслежены? (см. 4.5)
А.2.3 Вопросы, относящиеся к проектированию
- Имеют ли сотрудники или внешние контрактеры предприятия необходимое образование, квалификацию или технические знания и опыт для определения потенциальных опасностей при проектировании и разработке потребительских товаров, для оценки потенциальных рисков и для того, чтобы определить, какие изменения необходимо внести в проект во избежание этих рисков? (см. 4.2.1)
- Кто является возможным пользователем разрабатываемого потребительского товара и кто может войти с ним в контакт? (Определение пользователей: целевой группы (предполагаемых), потенциальных (возможных), не предполагаемых и уязвимых пользователей) (см. 5.3.2)
- Каковы физические возможности и психологические характеристики пользователей, например сила, моторные навыки, опыт и физические размеры? (см. 5.3.2)
- Какие потенциальные опасности могут быть связаны с потребительским товаром? Необходимо попытаться предвидеть все, связанное с вашим товаром, что может "пойти не так" или быть опасным для конечного потребителя (см. приложение Б)
- Будет ли пользователь в реальности открыт опасности (например, острый край может быть в конструкции товара, но не быть доступен для пользователя)? (см. 5.3.4)
- Как долго пользователь будет находиться в контакте с выявленной в товаре опасностью или открыт ей? (см. 5.3.4)
- Какие травмы могут быть вызваны каждой из выявленных опасностей? (см. приложение Б)
- Насколько серьезными могут быть травмы или вред от каждой из выявленных опасностей? (см. приложение Б)
- Какова вероятность того, что инцидент, вызванный каждой из выявленных опасностей потребительского товара, фактически произойдет? (см. 5.3.4)
- Если риск является неприемлемым, можно ли его уменьшить, изменяя проект потребительского товара так, чтобы устранить причину опасности? (см. 5.3.5)
- Если конструкция товара не может быть изменена так, чтобы уменьшить риск, возможно ли добиться снижения риска путем добавления защитных приспособлений или устройств? (например, предохранитель для электропилы) (см. 5.3.5)
- Может ли дать достаточное для потребителя представление об оставшемся риске предупреждение или специальная информация? (см. 5.3.5)
- Являются ли понятными и достаточно четкими инструкции для сборки? (см. 5.3.5)
А.2.4 Вопросы, связанные с производством
- Является ли спецификация проекта потребительского товара (технические условия) верной (точной)? Могут ли неточности в спецификации (если они имеются) привести к производству опасного или незаконного товара? (см. 6.2.2)
- Выполнял ли проектировщик продукции оценку риска? (см. 6.2.2)
- Может ли производитель обеспечить массовое производство потребительской продукции в точном соответствии с проектом? (см. 6.2.2)
- Имеются ли на производстве необходимое оборудование, инструменты, технологии и обученные работники для производства данной продукции? (см. 6.2.3)
- Имеются ли на производстве необходимые инструменты и обученные работники для необходимого обслуживания и калибровки производственного оборудования? (см. 6.2.3)
- Имеются ли на производстве технологические процессы, позволяющие предотвратить загрязнение товара химическими или биологическими веществами? (см. 6.1.3)
- Определены ли в процессе производства продукции этапы, являющиеся критическими для безопасности продукции? (см. 6.2)
- Могут ли поставщики и производители обеспечить бесперебойное снабжение сырьем, компонентами и узлами, необходимыми для производства товара? (см. 6.3.2)
- Имеются ли процедуры для проверки того, что поставляемое сырье, компоненты и узлы соответствуют техническим условиям? (см. 6.3.2)
- Разработан ли и внедрен план тестирования потребительского товара в процессе производства? (см. 6.3.3)
- Будут ли выполняться корректирующие действия на основании результатов тестирования продукции в процессе производства? (см. 6.3.3)
А.2.5 Вопросы, связанные с размещением на рынке (для компании-распространителя)
- Отвечает ли заказанный товар требованиям компании по безопасности, качеству, соответствию нормативам пригодности для потребителей на том рынке, где компания намерена распространять и/или продать товар? (см. 7.2)
- Есть ли уверенность, что поставщик будет постоянно поставлять соответствующий всем требованиям товар? (см. 7.2)
- Имеет ли компания право проверять соответствие товара требованиям по безопасности? (см. 7.2 и 7.4)
- Установлены ли в компании процессы для сбора данных о товаре из жалоб, случаев возврата товара, отчетов сервисных служб и контроля за товаром на рынке? (см. 7.6)
- Имеет ли компания возможность анализировать собранные данные? (см. 7.6)
- Есть ли у компании знание и понимание требований по отчетности об инцидентах и действиях по исправлению дефектов, которые существуют там, где планируется продавать изделие? (см. В.3)
А.3 Исследование инцидентов, связанных с потребительским товаром
Должен быть установлен процесс документирования и изучения сообщений об инцидентах и дефектах, связанных с потребительским товаром. ГОСТ Р ИСО 10393 дает на этот счет следующие рекомендации:
- организации необходимо сделать сбор отчетов о произошедших с товаром инцидентах от пользователей максимально легким для последних;
- необходимо подробно задокументировать детали инцидента или обнаруженного дефекта, ход их исследования, сделанные выводы и предпринятые действия;
- необходимо поручить компетентным специалистам исследование инцидента или обнаруженного дефекта и проверку связанных с ним тенденций; определить, соответствует ли сообщение об инциденте или дефекте действительности, и, если возможно, получить для исследования и проверки товар, с которым произошел инцидент.
Примечание - Вред может быть причинен как прямо, так и косвенно, если товар не функционирует должным образом: например, неисправная пожарная сигнализация, которая не может обнаружить задымление;
- предоставить регуляторам, органам по сертификации и другим заинтересованным сторонам детали произошедшего с товаром инцидента или сообщения об обнаруженном дефекте, результаты исследований и описание предпринятых мер в соответствии с юридическими и договорными требованиями;
- выполнить оценку риска, если был причинен вред или существует потенциальная опасность причинения вреда;
- если из выполненной оценки риска следует, что требуются корректирующие действия, необходимо определить средства для снижения потенциального вреда, как то: корректирующие действия, включающие ремонт или восстановление товара, отзыв продукции, выбраковку и т.п.;
- определить причину дефекта, который создал потенциальный вред;
- определить и выполнить действия по предотвращению повторения инцидента: в зависимости от уровня риска корректирующие действия могут включать в себя изменение проекта изделия, установку защитных устройств и приспособлений или размещение предупреждений о возможной опасности;
- определить, является ли дефект общим для других товаров, и, если это так, потребовать проведения аналогичных корректирующих действий;
- убедиться в том, что корректирующие действия достигли цели и вероятность повторения инцидента (возникновения дефекта) снизилась.
Необходимо в максимально возможной степени выполнять эти шаги параллельно, а не последовательно, чтобы сократить время, необходимое для принятия решения о способности товара принести вред, для принятия корректирующих действий.
А.4 Организация и работа фокус-группы
Фокус-группа - это группа, состоящая из небольшого числа людей (от шести до десяти человек), формируемая для того, чтобы обсудить и обменяться мнениями по заранее определенному вопросу. Как правило, целью работы таких групп является решение определенных проблем или предоставление информации по конкретному вопросу или теме. Основные моменты, которые необходимо принимать во внимание при организации фокус-групп, приведены ниже.
Как методика фокус-группы могут быть полезны:
- для генерации идей о новой продукции или услугах или об улучшении уже существующих услугах или продукции;
- проведения предварительных исследований отношения к различным объектам, мотивации и убеждений;
- изучения проблем потребителей и используемого ими языка для последующей разработки предупредительных надписей, инструкций или рекламных сообщений;
- оценки упаковки товара и информации о товаре.
Успех использования фокус-групп в значительной степени зависит от таких ключевых аспектов, как:
а) желание и мотивация сотрудников принимать участия в работе фокус-групп;
б) соглашение между участниками и модератором (ведущим группы) о том, что каждый участник должен правдиво высказываться по обсуждаемому вопросу, а модератор не должен влиять на мнение участников, задавая наводящие вопросы;
в) ясное определение цели для работы фокус-группы;
г) отбор участников, имеющих достаточный опыт по обсуждаемому вопросу и предварительно не знакомых друг с другом;
д) беспристрастность модератора (ведущего), который не должен быть сотрудником организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.