Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.
В свою очередь, частью 5 статьи 106 закона N 44-ФЗ закреплена обязанность заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, предоставить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
Таким образом, контрольный орган в сфере закупок вправе запрашивать такую информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, которые необходимы для рассмотрения жалобы по существу. При этом следует учесть, что перечень запрашиваемых информации и документов зависит в том числе от фактических обстоятельств, изложенных в конкретной жалобе.
Пунктом 2 части 1 статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) предусмотрено, что обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом и выполнения, возложенных законом Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Таким образом, в указанном случае персональные данные работника могут быть предоставлены оператором (работодателем) при отсутствии письменного согласия на обработку персональных данных.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее соответственно - ФАС России, Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании пункта 4 Положения ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно подпунктам 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган ФАС России), утвержденного Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. N 649/15, территориальный орган ФАС России является уполномоченным органом на осуществление контроля за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 30 статьи 99 Закона N 44-ФЗ полученные контрольными органами в сфере закупок при осуществлении своих полномочий сведения, составляющие государственную тайну, и иная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что персональные данные отнесены законодательством Российской Федерации к информации, доступ к которой ограничен, контрольный орган в сфере закупок вправе получать информацию о персональных данных работников лица, действия (бездействие) которого обжалуется. При этом часть 30 статьи 99 Закона N 44-ФЗ гарантирует соблюдение контрольным органом в сфере закупок установленных Законом N 152-ФЗ ограничений при предоставлении доступа к таким персональным данным.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, территориальный орган ФАС России, который по смыслу Закона N 152-ФЗ является оператором, вправе запрашивать сведения, необходимые для выполнения соответствующих функций в рамках реализации своих полномочий и обязанностей для достижения целей, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
При этом отмечаем, что территориальный орган ФАС России вправе запрашивать указанные персональные данные работников в том числе для установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контрольный орган в сфере закупок вправе запрашивать информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, которые необходимы для рассмотрения жалобы по существу. При этом следует учесть, что перечень запрашиваемых информации и документов зависит в том числе от фактических обстоятельств, изложенных в конкретной жалобе.
В связи с этим разъяснено, что в рассматриваемом случае персональные данные работника могут быть предоставлены оператором (работодателем) при отсутствии письменного согласия на обработку персональных данных.
Учитывая, что персональные данные отнесены законодательством к информации, доступ к которой ограничен, контрольный орган в сфере закупок вправе получать информацию о персональных данных работников лица, действия (бездействие) которого обжалуется. При этом Закон о контрактной системе в сфере закупок гарантирует соблюдение ограничений при предоставлении доступа к персональным данным.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок территориальный орган ФАС России, который по смыслу Закона о персональных данных является оператором, вправе запрашивать сведения, необходимые для выполнения соответствующих функций в рамках реализации своих полномочий и обязанностей для достижения целей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
При этом территориальный орган ФАС России вправе запрашивать указанные персональные данные работников в том числе для установления фактов нарушений законодательства о контрактной системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 августа 2016 г. N Д28и-2030 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", декабрь 2016 г., N 12