Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2016 г. N Д28и-2133
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Законом N 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3), касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.
Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-Ф3 заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие, осуществляющее закупки.
В то же время положениями части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-Ф3) установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, установленных указанной частью, а также при наличии правового акта, предусмотренного частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятого государственным, муниципальным унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС):
за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Так, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия будут являться заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).
Таким образом, заказчикам в организационно-правовой форме "государственное (муниципальное) унитарное предприятие" с 1 января 2017 года независимо от видов осуществляемой ими деятельности необходимо при осуществлении закупок руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении коммерческой деятельности и получении доходов используют имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности. В связи с этим считаем обоснованным распространение действия Закона N 44-ФЗ на закупки таких предприятий, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности.
В отношении унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в целях решения социальных задач (в том числе по розничной продаже лекарственных препаратов), отмечаем, что Закон N 44-ФЗ обеспечивает возможность закупки необходимого товара для выполнения данной функции. Это подтверждается успешной практикой деятельности лечебных бюджетных учреждений, которые осуществляют закупки всего необходимого ассортимента по правилам Закона N 44-ФЗ с даты его вступления в силу.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные (муниципальные) унитарные предприятия при ведении коммерческой деятельности и получении доходов используют имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности.
Минэкономразвития России считает обоснованным распространение действия Закона о контрактной системе на закупки таких предприятий, в т. ч. за счет средств от приносящей доход деятельности. Напомним, что это произойдет с 1 января 2017 г.
В отношении унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в целях решения социальных задач (в т. ч. по розничной продаже лекарственных препаратов), отмечено, что закон обеспечивает возможность закупки необходимого товара для выполнения данной функции.
Это подтверждается успешной практикой деятельности лечебных бюджетных учреждений, которые проводят закупки всего необходимого ассортимента по правилам закона с даты его вступления в силу.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2016 г. N Д28и-2133
Текст письма официально опубликован не был