Automobile roads of general use. Clearances of approaches
Дата введения - 1 февраля 2016 г.
с правом досрочного применения
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГБУ "РОСДОРНИИ"). Министерства транспорта Российской Федерации, Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2014 г. N 70-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование органа по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1203-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32959-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется и устанавливает минимальные габариты приближения автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные документы:
ГОСТ 12.1.051-90 Система стандартов по безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 вольт
ГОСТ 32964-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 бровка земляного полотна: Линия пересечения плоскости откоса земляного полотна и обочины автомобильной дороги.
3.2 габарит приближения: Предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы сооружения или расположенных на них устройств.
3.3 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
3.4 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
3.5 проезжая часть автомобильной дороги: Конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.
3.6 разделительная полоса: Конструктивный элемент автомобильной дороги, разделяющий транспортные потоки по направлениям или составу движения.
3.7 технические средства организации дорожного движения: Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:
b - ширина полосы движения, м;
s - ширина дорожных ограждений, м;
n - число полос движения, ед:
Б - бровка земляного полотна;
- ширина земляного полотна автомобильной дороги, м;
Г - габарит приближения автомобильной дороги по ширине, м;
К - кромка проезжей части;
Н - габарит приближения автомобильной дороги по высоте, м;
ПЧ - ширина проезжей части, м;
РП - разделительная полоса, м;
РУ - расстояние установки технических средств организации дорожного движения, м;
С - ширина разделительной полосы, которая равна расстоянию между ближними кромками проезжих частей разного направления движения, м;
ТСОДД - технические средства организации дорожного движения;
ШО - ширина обочины, м.
5 Габариты приближения
5.1 Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования определяются минимальными габаритами приближения автомобильных дорог по ширине и высоте.
Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования по ширине (Г) определяются действующими требованиями к параметрам геометрических элементов поперечного профиля для каждой категории автомобильных дорог по ГОСТ 33475 и расстояниями установки на них технических средств организации дорожного движения или других конструкций по ГОСТ 33151.
5.2 Величины минимальных габаритов приближения по ширине автомобильных дорог зависят от класса автомобильных дорог и их категории. Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования по ширине на участках, не оборудованных техническими средствами и какими-либо другими конструкциями, определяются шириной земляного полотна, включающей геометрические элементы поперечного профиля автомобильных дорог.
Параметры геометрических элементов поперечного профиля автомобильных дорог различных категорий приведены в таблице А.1 (приложение А), а схемы и формулы, необходимые для расчетов габаритов приближения по ширине на участках, не оборудованных техническими средствами или другими конструкциями, приведены на рисунке Б.1 (приложение Б). Значения минимальных габаритов для автомагистралей, скоростных и обычных автомобильных дорог приведены в таблице 5.1 и показаны на рисунках Б.2 - Б.6 (приложение Б).
5.3 Минимальные расстояния установки ТСОДД должны измеряться от кромки проезжей части до ближнего края или ближней поверхности установленных технических средств.
Минимальные расстояния установки ТСОДД приведены в таблице А.2 (приложение А).
5.4 При определении габаритов приближения по ширине следует учитывать, что, при установке дорожных ограждений на разделительной полосе автомобильной дороги, расстояние от левой кромки проезжей части до лицевой стороны барьерного или парапетного ограждений должно быть не менее 1,0 м. При реконструкции автомобильных дорог (кроме автомагистралей) в стесненных условиях допускается это расстояние уменьшать до 0,5 м.
5.5 При определении габаритов приближения по ширине следует учитывать нормативные требования по уширению параметров геометрических элементов поперечного профиля при устройстве дополнительных полос движения в сторону подъема, переходно-скоростных полос, автобусных остановок, закруглений и других уширений проезжей части.
5.6 Минимальные габариты приближения ло высоте автомобильных дорог (Н) приведенные в таблице 5.1 определяются с учетом высоты расчетного транспортного средства и зазоров безопасности:
- для автомобильных дорог категорий I - III не менее 5,0* м;
- для автомобильных дорог категорий IV - V не менее 4,5* м,
- для автомобильных дорог категорий VIа, VIб, не менее 5,0 м.
5.7 В целях обеспечения безопасности дорожного движения, расстояния от поверхности проезжей части до нижнего края ТСОДД, расположенных над проезжей частью автомобильных дорог должны быть не менее габаритов приближения автомобильных дорог по высоте, как показано на рисунке Б.6 (приложение Б).
5.8 При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог в местах пересечения дорог инженерными коммуникациями, расположенными над дорогой, вертикальное расстояние от их нижних точек до поверхности проезжей части дороги должно быть не менее установленных габаритов приближения по высоте.
Для соблюдения установленного габарита приближения по высоте в местах пересечений автомобильных дорог линиями электропередач необходимо, чтобы высота их расположения над поверхностью проезжей части была ие менее требований, указанных в ГОСТ 12.1.051.
5.9 Местоположение искусственных неровностей, устанавливаемых в соответствии с требованиями ГОСТ 32964 не должно уменьшать габариты приближения автомобильной дороги по высоте, и они не должны размещаться в местах, перечисленных в 5.8.
5.10 На автомобильных дорогах опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м.
При установке опор освещения на середине разделительной полосы около них с каждой стороны устанавливаются удерживающие дорожные ограждения на расстоянии 1 м (РУ = 1 м). Минимальные габариты приближения автомобильных дорог в этом случае следует определять как для участков, оборудованных барьерными ограждениями по таблице 5.1.
5.11 При определении минимальных габаритов приближения по ширине на железнодорожных переездах и подходах к мим следует учитывать, что стойки шлагбаумов, светофоров переездной сигнализации, перила, направляющие устройства устанавливаются на расстоянии не менее 0,75 м, а стойки габаритных ворот и опоры освещения - не менее 1,75 м от кромки проезжей части дороги. Минимальные габариты приближения по ширине автомобильных дорог на переездах приведены в таблице 5.2.
5.12 При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог какие-либо элементы сооружений, конструкций или устройств не следует располагать внутри границ установленных габаритов приближения автомобильных дорог, приведенных в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 - Минимальные габариты приближения по ширине автомобильных дорог
В метрах | |||||||||||
Класс категории автомобильных дорог |
Общее число полос движения, ед. |
b |
ШО |
с |
Г при установке |
||||||
дорожных знаков, ограждений, сигнальных столбиков для РУ = 1 на |
ограждений, знаков на РП шириной не более 4, РУ = 1 |
дорожных знаков на РП шириной не менее 4, РУ = 2 |
светофоров на обочинах и РУ = 0,5 м |
||||||||
правой и левой обочинах |
правой или левой обочине |
РП и обочинах |
|||||||||
IA* |
8 |
3,75 |
3,75 |
6,00 |
43,50 |
38,00 |
40,75 |
2х(17,00) |
- |
2x(20,75) |
- |
6 |
36,00 |
30,50 |
33,25 |
2х(13,25) |
- |
2x(17,00) |
|||||
2,00+s |
32,00+s |
2x(13,25) |
13,25/16,0** |
2x(16,00) |
- |
||||||
4 |
6,00 |
28,50 |
23,00 |
25,75 |
2х(9,50) |
- |
2x(13,25) |
||||
2,00+s |
24,50+s |
2x(9,50) |
9,50/12,25 |
2x(12,25) |
- |
||||||
IБ* |
6 |
3,50*** |
3,00*** |
2,00+s |
29,00+s |
2x(12,50) |
12,5/14,5 |
2х(12,50) |
2x(14,50) |
- |
|
3,75 |
3,75 |
5,00 |
35,00 |
29,50 |
32,25 |
2x(13,25) |
- |
2x(17,00) |
|||
2,00+s |
32,00+s |
2x(13,25) |
13,25/16,00 |
2x(12,50) |
2x(14,50) |
- |
|||||
4 |
3,50 |
3,00 |
2,00+s |
22,00+s |
2x(9,00) |
9,00/11,00 |
2x(9,00) |
2x(11,00) |
- |
||
3,75 |
3,75 |
5,00 |
27,50 |
22,00 |
24,75 |
2x(9,50) |
- |
2x(13,25) |
|||
2,00+s |
24,50+s |
2x(9,50) |
9,50/12,25 |
2x(9,50) |
2x(12,25) |
- |
|||||
IВ* |
6 |
3,50*** |
3,00*** |
2,00+s |
29,00+s |
2х(12,50) |
12,50/14,50 |
2x(12,50) |
2x(14,50) |
- |
2x(12,00) |
3,50 |
3,75 |
2,00+s |
30,50+s |
2х(12,50) |
1250/15,25 |
2x(12,50) |
2x(14,50) |
- |
2х(12,00) |
||
3,75 |
3,75 |
5,00 |
35,00 |
29,5 |
32,25 |
2x(13,25) |
- |
2x(17,00) |
2x(12,75) |
||
4 |
3,50 |
3,00 |
- |
20,00 |
16,00 |
18,00 |
- |
- |
- |
15,00 |
|
3,75 |
3,75 |
5,00 |
27,50 |
22,00 |
24,75 |
2x(9,50) |
- |
2x(13,25) |
2x(8,50) |
||
3,50 |
3,75 |
2,00+s |
23,50+s |
2x(9,00) |
9,00/11,75 |
2x(9,00) |
2x(10,75) |
- |
2x(8,50) |
||
II |
4 |
3,50 |
2.50 |
- |
19,00 |
16,00 |
17,50 |
|
|
|
15,00 |
2 |
3,50 |
3,00 |
13,00 |
9,00 |
11,00 |
8,00 |
|||||
2.50 |
12,00 |
10,50 |
|||||||||
3,75 |
3,75 |
15,00 |
9,50 |
12,25 |
8,50 |
||||||
III |
3,50 |
2,5 |
12,00 |
9,00 |
10,50 |
8,00 |
|||||
3,00 |
11,00 |
8,00 |
9,50 |
7,00 |
|||||||
IV |
3,00 |
2,0 |
10,00 |
8,00 |
9,00 |
7,00 |
|||||
V |
2,75 |
1,25 |
8,00 |
7,50 |
7,75 |
6,50 |
|||||
1 |
4,50 |
1,75 |
8,00 |
6,50 |
7,25 |
5,50 |
|||||
VIa |
1 |
4,50 |
1,00 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
5,50 |
||||
VIб |
1 |
3,00 |
0,75 |
4,50 |
5,00 |
4,75 |
4,00 |
||||
* Для автомобильных дорог категории I с числом полос 8 и более габариты приближения Г устанавливаются по формулам, приведенным в приложении Б, учитывая, что ширина проезжей части одного направления равна (b x n), где b - ширина каждой полосы движения в метрах; n - число полос движения одного направления. ** 12,5/14,5 косая черта разделяет неравные значения габаритов приближения Г по направлениям: ТСОДД установлены на обочине; без ТСОДД на обочине. *** Параметры приняты в Республике Беларусь. |
Таблица 5.2 - Минимальные габариты приближения по ширине автомобильных дорог на переездах
В метрах | ||||||
Категория автомобильной дороги |
Общее число полос движения, ед |
b |
ШО |
Г при установке |
||
стоек шлагбаумов, светофоров переездной сигнализации, перил, направляющих устройств |
стоек габаритных ворот, опор освещения |
|||||
II |
4 |
3,50 |
2,50 |
19,00 |
15,50 |
17,50 |
2 |
3,50 |
3,00 |
13,00 |
8,50 |
10,50 |
|
2,50 |
12,00 |
10,50 |
||||
3,75 |
3,75 |
15,00 |
9,00 |
11,00 |
||
III |
2 |
3,50 |
2,5 |
12,00 |
8,50 |
10,50 |
3,00 |
11,00 |
7,50 |
9,50 |
|||
IV |
2 |
3,00 |
2,0 |
10,00 |
7,50 |
9,50 |
V |
2 |
2,75 |
1,25 |
8,00 |
7,00 |
8,00 |
1 |
4,50 |
1,75 |
8,00 |
6,00 |
8,00 |
|
VIa |
1 |
4,50 |
1,00 |
6,50 |
6,00 |
8,00 |
VIб |
1 |
3,00 |
0,75 |
4,50 |
4,50 |
6,50 |
_______________________________
* Габариты приближения по высоте (Н) автомобильных дорог категорий I - lII Республики Казахстан должны быть не менее 5,5 м, (для автомобильных дорог категорий IV - V - не менее 5,0 м).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32959-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1203-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 февраля 2016 г. с правом досрочного применения