Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2016 г. N 73-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Бурятия о признании не действующими со дня принятия отдельных положений Закона Республики Бурятия от 27 ноября 2015 г. N 1520-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в сфере земельных отношений" по апелляционному представлению прокурора Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения старшего помощника прокурора Республики Бурятия Сенниковой Н.А., поддержавшей апелляционное представление, возражения представителей Народного Хурала Республики Бурятия Самаевой С.Б. и Овчинниковой Н.П., возражения представителей Главы Республики Бурятия Шиханова А.И. и Будацыренова А.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Республики Бурятия от 27 ноября 2015 г. N 1520-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в сфере земельных отношений" (далее - Закон N 1520-V) опубликован на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 1 декабря 2015 г. в газете "Бурятия", N 134.
Данным Законом внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон о бесплатном предоставлении земельных участков).
Часть 1 статьи 1 Закона о бесплатном предоставлении земельных участков, которой определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, дополнена пунктом "ж", в соответствии с которым земельные участки могут быть предоставлены гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных частью 4.1 статьи 1.2.1 этого же Закона, а также в случае отсутствия у гражданин зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них (пункт 1 статьи 1 Закона N 1520-V).
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Закона N 1520-V статья 1.2.1 названного выше Закона дополнена частью 4.1, предусматривающей, что в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 1 Закона дополнительно к документам, предусмотренным в части 2 указанной статьи, прилагается один из перечисленных документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нём жилого дома до 31 декабря 2010 г.: домовая книга, документы об уплате земельного налога (платежей на землю), документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома (история домовладения).
Кроме того, приведённая норма, устанавливающая порядок предоставления земельных участков, подпунктам "а", "б", "д" пункта 3 статьи 1 Закона N 1520-V дополнена указанием на категорию граждан, предусмотренную подпунктом "ж" части 1 статьи 1 Закона о бесплатном предоставлении земельного участка в новой редакции.
Заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия приведённых предписаний Закона N 1520-V, как противоречащие федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование доводов прокурор указал на то, что оспариваемым нормативным правовым актом вопреки положениям статьи 19, пункта "о" статьи 71, подпунктов 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 2 части 1 статьи 60, статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно гражданам, самовольно занявшим земельные участки для строительства жилых домов в отсутствие документов, предоставляющих право пользования земельными участками для указанных целей.
По мнению административного истца, Законом N 1520-V граждане, самовольно занявшие земельные участки для строительства жилых домов без надлежащего оформления прав на земельные участки, поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, не допускавшими фактов незаконного занятия и использования земель, на равный доступ к земельным участкам государственной и муниципальной собственности.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Народным Хуралом Республики Бурятия представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение Верховного Суда Республики Бурятия подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что оспариваемый Закон N 1520-V не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает принципа равенства всех перед законом, а также предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 названного Кодекса).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в этой же правовой норме федеральным законодателем была предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность установлены статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпунктом 7 указанной статьи также определено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу статей 10 и 72 Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 марта 2015 г., определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 февраля 2012 г. N 523-О-О, от 25 февраля 2013 г. N 193-О, от 24 декабря 2013 г. N 2134-О, от 21 ноября 2013 г. N 1831-О и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения N 523-О-О следует читать как "от 22.03.2012 г."
В связи с этим суд первой инстанции правомерно констатировал, что законодательное регулирование по спорному вопросу входит в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия, которым в соответствии со статьёй 79 Конституции Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.) и статьёй 1 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 г. N 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия" является Народный Хурал Республики Бурятия.
Судом правильно указано на то, что оспариваемый Закон N 1520-V определяет именно случаи, условия предоставления бесплатно в собственность граждан земельных участков, на которых имеются строения, возведённые до 31 декабря 2010 г., и не регулируются отношения, связанные с правом собственности на такие строения, поскольку право собственности на названные объекты недвижимости устанавливается в судебном порядке на основании норм гражданского законодательства по правилам гражданского процессуального законодательства, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Верно обращено внимание судом первой инстанции на содержание статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей из общего правила о сносе самовольной постройки исключения, позволяющие при определённых условиях признать за лицом, осуществившим такое строительство, право собственности на самовольную постройку.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы суда основаны на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению по данному делу, подробно проанализированных в судебном акте.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено нарушений федерального и регионального законодательства при принятии Закона N 1520-V. Доводы административного истца о наличии оснований для признания не действующими оспариваемых норм не нашли своего подтверждения и обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Мотивы, по которым суд пришёл к такому заключению, подробно и аргументировано изложены в решении.
При таком положении решение суда является законным, основания для его отмены отсутствуют, поскольку доводы апелляционного представления выводов суда первой инстанции не опровергают
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2016 г. N 73-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был