Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 71-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" о признании недействующим приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2015 г. N 198-02т/15 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "Калининградтеплосеть", на 2016-2018 годы" по апелляционной жалобе муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" на решение Калининградского областного суда от 15 марта 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" Баранова С.Г., представителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Силко О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" (далее - МП "Калининградтеплосеть", предприятие) обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 2 к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба по тарифам) от 20 декабря 2015 г. N 198-02т/15 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "Калининградтеплосеть", на 2016-2018 годы".
Решением Калининградского областного суда от 15 марта 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МП "Калининградтеплосеть" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Из материалов дела следует, что МП "Калининградтеплосеть" является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей оказание услуг по теплоснабжению на территории городского округа "Город Калининград".
Приказом Службы по тарифам от 20 декабря 2015 г. N 198-02т/15 для предприятия установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности при формировании тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2016-2018 годы (приложение N 1). Согласно приложению N 2 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МП "Калининградтеплосеть", на 2016-2018 годы с календарной разбивкой.
В соответствии с данным приказом тарифы на тепловую энергию на 2016 год установлены органом регулирования исходя из расчетного объема полезного отпуска в размере 1916,988 тыс. Гкал. Поскольку предприятие не представило объективные данные о величине полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год, расчет тарифов на 2016 год произведен с использованием данных, примененных для расчета тарифов, действующих в 2015 году. Величина полезного отпуска сформирована Службой по тарифам исходя из динамики полезного отпуска тепловой энергии за 2011-2013 годы, за которые у органа регулирования имелись достоверные сведения.
Административный истец указал, что в нарушение требований действующего законодательства Служба по тарифам не рассчитала размер полезного отпуска тепловой энергии исходя из показателей за последний отчетный год (2014 год) и динамики полезного отпуска за последние 3 года (2012-2014). По мнению предприятия, подлежала применению величина полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год, сформированная с учетом данных МП "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" (далее - МП РИВЦ "Симплекс"), в размере 1672,375 тыс. Гкал.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции принял во внимание фактические обстоятельства дела, в том числе отсутствие у органа регулирования возможности определения фактической величины полезного отпуска тепловой энергии.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В нарушение Требований к схемам теплоснабжения и Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, не проведена актуализация схемы теплоснабжения городского округа "Город Калининград", утвержденная схема не содержала информацию об объемах потребления тепловой энергии. В связи с этим расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определялся органом регулирования на основании Методических указаний и с учетом фактического полезного отпуска ресурса на основании сведений предыдущих лет.
Согласно пункту 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций; соблюдения требований законодательства Российской Федерации; количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой; минимизации с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях расходов на топливо для обеспечения теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения без возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии (для систем теплоснабжения с единственным источником тепловой энергии или без избытка тепловых мощностей) в соответствии с пунктом 19 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Согласно пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила), к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается в том числе расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Законом о теплоснабжении договорам по ценам, определенным соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 14 Правил в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из материалов дела следует, что в период с 12 марта по 8 мая 2015 г. на основании распоряжения от 5 марта 2015 г. Службой по тарифам проведена плановая выездная проверка деятельности МП "Калининградтеплосеть" по вопросам соблюдения обязательных требований по установлению и применению цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), в ходе которой установлены нарушения предприятием действующего законодательства в регулируемой сфере, что отражено в акте проверки от 8 мая 2015 г. N 07т-01-05.
Служба по тарифам установила, что предприятие не ведет раздельный учет по видам деятельности, по отдельным квартирам многоквартирных жилых домов при начислении платы за отопление через МП РИВЦ "Симплекс" применялась величина, которая ниже установленного норматива потребления коммунальной услуги, большинство теплоисточников не оборудовано приборами учета тепловой энергии, заключенные с потребителями договоры поставки тепловой энергии регулируемой организацией не представлены.
Указанные обстоятельства препятствовали органу регулирования определить фактическую величину полезного отпуска тепловой энергии за необходимый период на основании данных 2014 года.
Кроме того, арбитражными судами установлены факты непредставления регулируемой организацией обосновывающих документов о начисленных и уплаченных суммах за услуги теплоснабжения (дело N А21-2972/2015), выставления МП РИВЦ "Симплекс" счетов на оплату коммунальных услуг с допущенными арифметическими ошибками (дело N А21-6460/2015), представления МП "Калининградтеплосеть" недостоверных данных о тепловых сетях, направленных на увеличение потерь тепловой энергии, то есть умышленное искажение сведений (дело N А21-7955/2015), что, в свою очередь, привело к неправильному определению предприятием величины полезного отпуска тепловой энергии.
Таким образом, у Службы по тарифам отсутствовала возможность руководствоваться как представленными административным истцом сведениями за 2014 год, так и расчетами МП РИВЦ "Симплекс", в связи с чем предложение МП "Калининградтеплосеть" отклонено органом регулирования и объем полезного отпуска тепловой энергии сформирован с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2011-2013 годы.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" представил органу регулирования сведения, в соответствии с которыми объем полезного отпуска МП "Калининградтеплосеть", принятый при составлении схемы теплоснабжения, составлял 2146,5 тыс. Гкал., что превышает принятую органом регулирования величину.
Кроме того, Служба по тарифам учла планируемое на основе схемы теплоснабжения увеличение объема полезного отпуска тепловой энергии за счет присоединения новых потребителей.
В данном случае орган регулирования установил объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 1916,988 тыс. Гкал исходя из величины полезного отпуска в размере 1848,95 тыс. Гкал., учтенной в составе тарифов на тепловую энергию, установленных предприятию на 2015 год в порядке досудебного спора в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 8 июня 2015 г. N 1155-д, а также с учетом присоединения новых потребителей в объеме 63 038 Гкал.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 15 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 71-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был