Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 53-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Никифорова С.Б., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Комфортстрой" о признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (в редакции от 23 апреля 2013 г. N 4-1223) в части установления коэффициента К3, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Комфортстрой" на решение Красноярского краевого суда от 17 марта 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Законодательного Собрания Красноярского края Стрикис О.А., представителя администрации губернатора Красноярского края Савельевой С.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Комфортстрой" (далее - ООО СК "Комфортстрой", общество, административный истец) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223) в части установления коэффициента К3, с даты их введения в действие.
Решением Красноярского краевого суда от 17 марта 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Законодательным Собранием Красноярского края, Администрацией губернатора Красноярского края и прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители прокуратуры Красноярского края и ООО СК "Комфортстрой", извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства В материалы дела от представителя ООО СК "Комфортстрой" поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев поступившее ходатайство, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Законодательным Собранием Красноярского края 4 декабря 2008 г. принят Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542), который вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования - 2 января 2009 г. опубликован 24 декабря 2008 г. в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" N 69 (290).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания края.
Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223 "О внесении изменений в статью 12 Закона края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223) внесены изменения в статью 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542, которыми при расчете арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, установлен коэффициент К3, учитывающий срок, по истечении которого объект не введен в эксплуатацию арендатором.
Изменения, внесенные Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223 вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования - 18 мая 2013 г. Закон опубликован 7 мая 2013 г. в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" N 18 (593).
В соответствии с внесенными изменениями, в пунктах 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542, при определении арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), учитывается также срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (пункт 4 статьи 12). Установлена формула расчета арендной платы, предусматривающая, в том числе, применение коэффициента К3, учитывающего срок, по истечении которого объект не введен в эксплуатацию арендатором (пункт 5.1 статьи 12). Коэффициент К3 определяется решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице. Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края (пункт 6 статьи 12).
Как следует из материалов дела на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 28 февраля 2007 г. N 694 "О предоставлении ООО СК "Комфортстрой" земельного участка" между обществом и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска для строительства офисного здания заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400143:0122, общей площадью 3 045 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, 7, на срок с 28 февраля 2007 г. по 27 февраля 2010 г., который продлевался согласно заключенным дополнительным соглашениям.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25 июня 2013 г. N В-377 размер коэффициента К3 определен равным 4, который установлен по истечении 6 лет с даты предоставления обществу в аренду земельного участка.
На основании указанных нормативный актов Департамент муниципального имущества земельных отношений администрации г. Красноярска изменил методику расчета арендной платы, рассчитав ее с учетом коэффициента К3 равного 4.
По мнению ООО СК "Комфортстрой" оспариваемые положения, противоречат статье 54 Конституции Российской Федерации, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Определением Красноярского краевого суда от 17 марта 2016 г. прекращено производство по делу в части требований общества о признании не соответствующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 статье 54 Конституции Российской Федерации.
Определение суда вступило в законную силу, обществом не обжаловалось, в связи с чем в этой части заявленные требования не рассматриваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемые положения Закона приняты в соответствии с основными принципами, определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не противоречат действующему законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых положений) предусматривалось, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 39.7 (в действующей редакции с 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и земельных участков собственность на которые не разграничена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ
Таким образом, Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 и изменения, внесенные Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223, приняты Законодательным Собранием в порядке предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относятся принципы:
- экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о несоответствии оспариваемых положений установленным принципам арендной платы по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542, установлено, что коэффициенты К1, К2 и К3 входящие в формулу исчисления арендной платы, определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов утверждается Правительством края. Непосредственно сам размер коэффициента К3 равный 1, определенный пунктом 6 статьи 12 указанного Закона не влияет на размер исчисления арендной платы, и не может считаться как не отвечающий принципу экономической обоснованности.
Размер коэффициента К3 как равный 4, определен решением Красноярского городского Совета депутатов от 25 июня 2013 г. N В-377 и рассчитан на основании постановления Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 г. N 121-П "Об утверждении Порядка расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" с учетом анализа истекших сроков ввода арендаторами земельных участков в эксплуатацию объектов, для строительства которых были предоставлены в аренду такие земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства).
Поскольку введение оспариваемыми пунктами коэффициента К3 равным 1 не влияет на исчисление арендной платы земельного участка, то это соответственно не приводит к противоречию оспариваемых норм принципу предсказуемости расчета арендной платы. Кроме того, условиями заключенного с административным истцом договора аренды предусмотрена возможность изменения размера и порядка внесения арендной платы в одностороннем порядке, если это обусловлено правовыми актами органа местного самоуправления.
Довод административного истца о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений, подлежит отклонению, поскольку оспариваемыми нормами установлен единый порядок расчета арендной платы с применением коэффициента К3 для всех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для строительства (за исключением жилищного строительства) и по отношению ко всем арендаторам, заключившим договор аренды таких земельных участков не по результатам торгов.
Оспариваемые положения применяются к правоотношениям, возникшим после их введения в действие, что соответствует требованиям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Увеличение размера арендной платы по договорам, заключенным до вступления в силу нормативного акта, в связи с последующим изменением законодательства, не свидетельствует о придании такому акту обратной силы.
Таким образом, положения пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 г. N 4-1223 не противоречат федеральному законодательству и не нарушают права административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 17 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Комфортстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 53-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был