Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 5-АПГ16-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" о признании недействующим пункта 6178 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" на решение Московского городского суда от 23 марта 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя закрытого акционерного общества "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" Давыдова А.П., представителя Правительства Москвы Петрыкина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" (далее - ЗАО "ЭНТУЗИАСТ - АВТО", общество, административный истец) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 6178 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП.
Решением Московского городского суда от 23 марта 2016 года в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" просит отменить судебный акт, полагая, что здание не отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и акт обследования фактического использования здания ненадлежащим образом оформлен.
Прокуратурой Москвы и Правительством Москвы относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе представлены возражения.
Представители прокуратуры Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвержден перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В дальнейшем редакция постановления изменялась, на момент рассмотрения административного дела постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.
Пунктом 6178 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:03:0004007:1030, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Гаражная, д. 4, принадлежащее на праве собственности ЗАО "ЭНТУЗИАСТ - АВТО".
Отказывая в удовлетворении заявления общества суд первой инстанции, исходил из того, что акт фактического обследования здания является надлежащим доказательством по делу, в связи с чем здание общества является объектом, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в установленные сроки.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Также пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из материалов дела по сведениям кадастрового паспорта здание, включенное в пункт 6178 Перечня с кадастровым номером 77:03:0004007:1030 общей площадью 5 616,1 кв.м., является станцией технического обслуживания. Помещения в нем имеют тип: "производственные", "складские". Здание расположено на земельном участке площадью 7 200 кв.м с кадастровым номером 77:03:0004007:57, которое предоставлено обществу на условиях аренды для эксплуатации производственных зданий в соответствии с предоставленным видом разрешенного использования "для эксплуатации производственных зданий". Из материалов дела следует, что 4 479,1 кв.м площади здания используется для размещения помещений автотехсервиса.
Основанием для включения нежилого здания в Перечень, послужил акт обследования Госинспекции от 10 сентября 2014 г. N 9031186, согласно которому размер фактической площади объекта, используемой для размещения офисных помещений составил - 13% от общей площади здания (729,8 кв.м.); для размещения помещений общественного питания - 1,9% от общей площади здания (108,8 кв.м); для размещения торговых помещений - 4,6% от общей площади здания (259,6 кв.м); для размещения технических помещений - 0,7% от общей площади здания (38,8 кв.м); для размещения помещений бытового обслуживания - 79,8% от общей площади здания (4 479,1 кв.м).
Госинспекция по недвижимости г. Москвы пришла к заключению, что 100% помещений спорного здания в 2014 г. фактически использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, из них офисные, торговые и помещения общественного питания составляют 19,5% общей площади здания, помещения технические и бытового обслуживания составляют 80,5% общей площади здания.
Акт фактического обследования здания от 10 сентября 2014 г. N 9031186 надлежащим образом оформлен и подписан должностными лицами Госинспекции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях допущенных должностными лицами при составлении акта фактического обследования здания подлежат отклонению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3 Порядка к участию в проведении мероприятия по определению фактического использования здания привлечено не менее двух работников Госинспекции. Участие в проведении обследования всех сотрудников Госинспекции, поименованных в поручении на проведение мероприятий по определению вида фактического использования здания от 5 сентября 2014 г. N 9031186 не требовалось. Участие в проведении мероприятий эксперта в качестве иных лиц и представителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы предусмотрены положениями Порядка.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их составных частей не относится к "бытовому обслуживанию".
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания". Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 163, "услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования" с кодом 017000 отнесены к разделу 010000 "Бытовые услуги".
Согласно пункту 2 статьи 2 Устава, общество осуществляет платные услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей отечественного и иностранного производства, принадлежащих гражданам, государственным предприятиям, учреждениям, организациям; оптовой, розничной и комиссионной торговле автомобилями и их сервисное обслуживание; оптовой и розничной торговле запасными частями, автопринадлежностями, оборудованием.
Материалами административного дела подтверждается то обстоятельство, что в нежилых помещениях, занимающих более 79,8% процентов от общей площади здания, оказываются услуги гражданам по техническому обслуживанию транспортных средств.
Перечисленные обстоятельства правомерно послужили основаниями для включения здания в Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЭНТУЗИАСТ - АВТО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 5-АПГ16-36
Текст определения официально опубликован не был