Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Ю. Чурикова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решениями судов общей юрисдикции, оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, гражданин С.Ю. Чуриков был признан подлежащим выселению из служебного жилого помещения, предоставленного на период военной службы, и ему было отказано в удовлетворении требований, связанных с оспариванием решения должностного лица органа военного управления об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Как указали суды, заявитель до увольнения с военной службы и в процессе увольнения не обращался к командованию воинской части либо в органы местного самоуправления с ходатайством о постановке на учет в целях предоставления жилищных гарантий и не состоял на таком учете. Также суды учли, что С.Ю. Чуриков, будучи уволенным с военной службы по истечении срока контракта при наличии стажа военной службы 15 лет 10 месяцев в календарном исчислении, не относится к категории лиц, которым предоставляются жилищные гарантии, предусмотренные абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.Ю. Чуриков оспаривает конституционность положений абзацев двенадцатого и тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающих жилищные гарантии для военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также для граждан при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и устанавливающих, что военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Также заявитель оспаривает конституционность положений подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), в соответствии с которыми нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 17 (часть 1), 18, 40 (части 1 и 3) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку лишают граждан, уволенных с военной службы по истечении срока контракта, права на признание нуждающимися в получении жилья в избранном после увольнения месте жительства и не позволяют данным гражданам встать на соответствующий учет, несмотря на то что нуждаемость в получении жилья возникла для них из самого факта проживания в закрытом военном городке, а ранее - при перемене места службы - они были вынуждены сдать жилое помещение, занимаемое на условиях договора социального найма.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 1 и 3).
В порядке реализации указанных конституционных положений абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает жилищные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье и подлежащих увольнению с военной службы по следующим основаниям: по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Аналогичное, по сути, положение закреплено в подпункте "а" пункта 6 указанных Правил.
Подобные условия и основания для предоставления жилищных гарантий учитывают особенности военной службы и отвечают конституционному принципу справедливости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 года N 213-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях также указывал, что положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предполагают, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации жилищных гарантий и эти решения оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы (определения от 24 декабря 2013 года N 2084-О и от 27 октября 2015 года N 2487-О).
С учетом изложенного оспариваемые положения абзацев двенадцатого и тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также подпункта "а" пункта 6 Правил не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, как это следует из судебных постановлений, не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и не обращался при увольнении с военной службы с требованиями о постановке на такой учет или о предоставлении жилищных гарантий.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурикова Сергея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1542-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурикова Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями абзацев двенадцатого и тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства"
Текст Определения официально опубликован не был