Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (второй пересмотр)
(утв. протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 24 декабря 2014 г. N 26)
1. Общие положения
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (далее - Методическое пособие) разработаны во исполнение подпункта "г" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Методическое пособие разработано в целях завершения формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и регламентирует организацию проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
1.1. Правовые основы проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации
Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности в том числе:
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 и утвержденная им Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту";
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также локальные правовые акты;
международные договоры Российской Федерации.
1.2. Цели и задачи мониторинга наркоситуации
Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики) и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков (за исключением случаев их применения в ветеринарии), лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией
Мониторинг наркоситуации осуществляется:
на федеральном уровне;
на уровне субъектов Российской Федерации в разрезе муниципальных образований.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:
определение состояния наркоситуации в Российской Федерации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
В целях настоящего Методического пособия под наркоситуацией понимается ситуация в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманией.
1.3. Инструментарий мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.
Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
Мониторинг наркоситуации осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 31, который формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
1.4. Участники мониторинга наркоситуации
В соответствии с положениями о Государственном антинаркотическом комитете и антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374, мониторинг наркоситуации осуществляется:
на федеральном уровне - Государственным антинаркотическим комитетом (далее - Комитет);
на уровне субъектов Российской Федерации - антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации (далее - антинаркотическая комиссия).
Организационное обеспечение деятельности Комитета по осуществлению мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляется аппаратом Комитета и членами Комитета.
Организационное обеспечение деятельности антинаркотических комиссий по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (председателями антинаркотических комиссий) посредством образованного в соответствии с п. 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации аппарата антинаркотической комиссии при участии членов антинаркотических комиссий и территориальных органов ФСКН России.
В осуществлении мониторинга также принимают участие федеральные органы исполнительной власти, руководители которых включены в состав Комитета, и их территориальные органы в пределах установленной компетенции, иные федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, а также их территориальные подразделения (по согласованию), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации
Государственная система мониторинга наркоситуации формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований).
2.1. Осуществление мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации (уровень субъектов Российской Федерации)
Мониторинг наркоситуации в субъекте Российской Федерации осуществляется по итогам года.
На территории субъекта Российской Федерации мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией.
Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации является председатель антинаркотической комиссии - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
В целях организации проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации утверждается разрабатываемое с учетом положений настоящего Методического пособия Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации и Порядок (Регламент) его проведения в субъекте Российской Федерации, а также обеспечивается финансирование работ по мониторингу наркоситуации из бюджета региона.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации, может быть включено в государственные программы субъекта Российской Федерации.
Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации возлагается на аппарат антинаркотической комиссии.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории субъектов Российской Федерации антинаркотическими комиссиями создаются рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе.
Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией;
результаты социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 485.
Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок предоставляются следующими участниками мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации:
территориальными органами ФСКН России;
территориальными органами МВД России;
территориальными органами ФСБ России;
территориальными органами ФСИН России;
территориальными органами ФТС России;
территориальными органами Росстата;
территориальными органами ФМС России;
территориальными органами Роспотребнадзора;
территориальными органами Россельхознадзора;
территориальными органами Росздравнадзора;
управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере труда, занятости и социальной защиты населения;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере СМИ и массовых коммуникаций;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере сельского хозяйства;
военными комиссариатами субъекта Российской Федерации;
федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные образовательные учреждения.
При необходимости в осуществление мониторинга на территории субъекта Российской Федерации могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.
Участники мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели (в динамике), характеризующие развитие наркоситуации в субъекте Российской Федерации, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
определяются муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в субъекте Российской Федерации, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации;
представляются предложения по принятию управленческих решений, направленных на изменение развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации.
Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации (Приложение N 1).
Порядок осуществления мониторинга наркоситуации оформляется в качестве приложения к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации.
Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации направляются в аппараты антинаркотических комиссий.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
Территориальные органы ФСКН России обеспечивают доступ антинаркотических комиссий к сведениям, содержащимся в региональном сегменте единого банка данных. В этих целях к аппаратам антинаркотических комиссий возможно прикомандирование сотрудников территориальных органов ФСКН России в порядке, определенном ФСКН России.
Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в субъектах Российской Федерации аппаратами антинаркотических комиссий (либо иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения субъекта Российской Федерации.
Предмет исследования - отношение населения субъекта Российской Федерации к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
Определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения субъекта Российской Федерации и отдельно взятого муниципального образования (городского округа, муниципального района).
Проведение анализа ценностных установок населения субъекта Российской Федерации.
Выявление отношения населения субъекта Российской Федерации к проблеме немедицинского потребления наркотиков.
Анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в субъекте Российской Федерации, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики.
Выявление степени наркотизации населения в субъекте Российской Федерации.
Определение наиболее распространенных на территории субъекта Российской Федерации наркотиков.
Выявление степени доступности наркотиков.
Определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков.
Определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков.
Определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения субъекта Российской Федерации.
Выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков.
Проведение анализа социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости.
Анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Российской Федерации.
Выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.
Срок проведения исследования: 4 квартал отчетного года - 20 февраля года, следующего за отчетным.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Объем выборки - не менее 0,1% населения субъекта Российской Федерации. Возраст респондентов - от 14 до 60 лет.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон субъекта Российской Федерации (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем, необходимо отметить, что на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.
Вид исследования - аналитический.
Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения.
Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Для создания единой системы мониторинга наркоситуации, с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов, при проведении социологических исследований необходимо использовать единую для всех субъектов Российской Федерации базовую (типовую) социологическую анкету, определенную настоящим Методическим пособием.
Базовая модель опросника для массовой анкеты приведена в Приложении N 2.
Анкетирование должно осуществляться специалистами, имеющими опыт проведения социологических опросов.
Типовое техническое задание (регламент) на проведение социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, а также рекомендации по его подготовке приведены в Приложении N 3.
По результатам проведения социологических исследований должен быть подготовлен аналитический отчет с приложением линейного распределения ответов респондентов (в абсолютных числах и процентах) на все вопросы анкеты, с обязательным указанием точного количества опрошенных.
Результаты социологических исследований направляются в аппараты антинаркотических комиссий.
Полученная аппаратами антинаркотических комиссий в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется рабочей группой антинаркотической комиссии, в состав которой входят представители органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации.
В проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации включается следующая информация:
1. Характеристика субъекта Российской Федерации (площадь территории субъекта Российской Федерации, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация).
2. Анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям).
Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотических веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, доступность наркотиков. Также необходимо провести анализ и оценку факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
3. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медицинской и социальной реабилитации наркопотребителей, оказания социальных услуг и ресоциализации лицам, потребляющим наркотики в немедицинских целях.
Создание и функционирование регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Анализ и оценка работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, медицинской и социальной реабилитации.
4. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Необходимо отразить состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики.
5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов сильнодействующих веществ, включая, в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков); средние оптовые и розничные цены на наркотические средства и психотропные вещества; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.
6. Оценка реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия.
7. Оценка состояния наркоситуации в субъекте Российской Федерации (по муниципальным образованиям) в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации (Приложение N 4) с графическим наложением на карту субъекта Российской Федерации.
8. Краткосрочное прогнозирование дальнейшего развития наркоситуации.
9. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации и в Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации прилагаются:
1. Результаты социологических исследований;
2. Таблицы статистических данных;
3. Графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
Оценка развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации (по муниципальным образованиям и в целом) осуществляется по 5 критериям: Удовлетворительное, Напряженное, Тяжелое, Предкризисное, Кризисное.
В графическом оформлении критерии оценки развития наркоситуации обозначатся следующими цветами:
Удовлетворительное - голубой цвет;
Напряженное - зеленый цвет;
Тяжелое - желтый цвет;
Предкризисное - оранжевый цвет;
Кризисное - красный цвет.
Критерии оценки развития наркоситуации в проекте доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации определяются по 4 Параметрам оценки наркоситуации:
масштабы незаконного оборота наркотиков (включает показатели оценки наркоситуации: Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, Криминальная пораженность, Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний, Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц, Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений);
масштабы немедицинского потребления наркотиков (включает показатель оценки наркоситуации: Оценочная распространенность употребления наркотиков (по данным социологических исследований));
обращаемость за наркологической медицинской помощью (включает показатели оценки наркоситуации: Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, Первичная заболеваемость наркоманией и Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями);
смертность от употребления наркотиков (содержит показатель оценки наркоситуации: Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы).
Расчет показателей оценки наркоситуации и определение критериев состояния наркоситуации в соответствии со значениями показателей оценки наркоситуации приведены в Приложении N 4 к Методическому пособию.
Критерием оценки развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации является средняя оценка наркоситуации в субъекте Российской Федерации, которая рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по каждому критерию состояния наркоситуации по 4 параметрам оценки наркоситуации в соответствии с Приложением N 4 к Методическому пособию.
Каждому критерию состояния наркоситуации присваиваются баллы от 1 до 5 (Удовлетворительное - 1, Напряженное - 2, Тяжелое - 3, Предкризисное - 4, Кризисное - 5).
Итоговая оценка наркоситуации в субъекте Российской Федерации определяется согласно следующим пороговым значениям:
"удовлетворительное" менее 1,5;
"напряженное" - от 1,5 до 2,5 (не включительно);
"тяжелое" - от 2,5 до 3,5 (не включительно);
"предкризисное" - от 3,5 до 4,5 (не включительно);
"кризисное" - от 4,5 до 5.
По параметрам оценки наркоситуации "масштабы незаконного оборота наркотиков" и "обращаемость за наркологической медицинской помощью" критерии состояния наркоситуации определяются исходя из среднеарифметического значения количества баллов критериев состояния наркоситуации по каждому содержащемуся в них показателю.
Проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации аппаратом антинаркотической комиссии выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии.
Рассмотрение проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации антинаркотическими комиссиями должно быть организовано не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Антинаркотические комиссии по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации принимают решение о его утверждении и направлении в Комитет либо о доработке и последующем направлении в Комитет, а также вырабатывают управленческие решения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации.
Доклады о наркоситуации в субъектах Российской Федерации должны быть направлены председателями антинаркотических комиссий (лицами их замещающими) председателю Комитета в I квартале года, следующего за отчетным. На титульном листе доклада должна содержаться информация о дате его утверждения на заседании антинаркотической комиссии.
После направления докладов о наркоситуации в субъектах Российской Федерации в Комитет они должны быть опубликованы в части, не противоречащей законодательству о защите государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.
При направлении доклада о наркоситуации допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации, утвержденная председателем антинаркотической комиссии (лицом его замещающим), представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
2.2. Осуществление мониторинга наркоситуации в Российской Федерации (федеральный уровень)
Мониторинг наркоситуации в Российской Федерации осуществляется по итогам года.
На территории Российской Федерации мониторинг наркоситуации осуществляется Комитетом.
Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации в Российской Федерации является председатель Комитета.
Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации в Российской Федерации возлагается на аппарат Комитета, ФСКН России, а также членов Комитета.
Участниками мониторинга наркоситуации в Российской Федерации на федеральном уровне также являются органы государственной власти, руководители (представители) которых входят в состав Комитета, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (в части предоставления сведений в единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту).
Аппарат Комитета в целях проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляет сбор следующих материалов:
докладов антинаркотических комиссий о наркоситуации в субъектах Российской Федерации;
статистических, информационно-аналитических сведений и экспертных оценок (в виде информационно-аналитических справок) участников мониторинга наркоситуации в Российской Федерации по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией;
результатов выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам немедицинского потребления наркотиков и других психоактивных веществ (после завершения разработки Росстатом).
Участники мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляют обобщение, анализ и оценку статистических данных, а также результатов антинаркотической деятельности и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации в Российской Федерации составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в Российской Федерации, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
проводится анализ изменений наркоситуации в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации с описанием причин произошедших изменений;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Российской Федерации;
предлагаются предложения по принятию управленческих решений, направленных на изменение развития наркоситуации в Российской Федерации.
Вместе с информационно-аналитической справкой участниками мониторинга наркоситуации представляются иллюстрационные материалы.
Органами государственной власти, руководители (представители) которых входят в состав Комитета, вышеперечисленная информация в установленной сфере деятельности на электронном и бумажном носителях представляется в аппарат Комитета в срок не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
ФСКН России обеспечивает доступ аппарату Комитета к сведениям, содержащимся в федеральном сегменте единого банка данных.
С целью наиболее полного изучения ситуации в области противодействия незаконному обороту наркотиков и немедицинского потребления наркотиков, оценки качества услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, осуществления текущего мониторинга, прогнозирования и выявления причин динамики (как положительной, так и отрицательной) наркоситуации, обеспечения верификации данных, представляемых антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, возможно проведение выборочных научных исследований, в том числе и полевых, в субъектах Российской Федерации и в отдельных муниципальных образованиях.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации материалы обобщаются и анализируются, по результатам чего составляется проект доклада Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации (далее - проект доклада), а также информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. В проект доклада включаются предложения Президенту Российской Федерации, направленные на изменение наркоситуации в Российской Федерации.
Кроме того, в проекте доклада отражается оценка состояния наркоситуации в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации с графическим наложением на карту Российской Федерации (по аналогии с уровнем субъекта Российской Федерации).
Проект доклада в обязательном порядке подлежит согласованию с членами Комитета. В этих целях в рамках Комитета возможно создание временных рабочих групп по разработке/доработке проекта доклада Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации.
В целях исполнения подпункта "а. 1" пункта 4 Положения о Государственном антинаркотическом комитете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374, аппарат Комитета в соответствии с регламентом Комитета выносит на рассмотрение Комитета проект доклада Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации.
Председатель Комитета обеспечивает рассмотрение Комитетом проекта доклада Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации, а также результатов мониторинга наркоситуации в Российской Федерации не позднее II квартала года, следующего за отчетным.
По результатам рассмотрения проекта доклада Комитетом принимается решение о его одобрении и направлении Президенту Российской Федерации либо доработке с последующим направлением Президенту Российской Федерации.
Одобренный Комитетом Доклад о наркоситуации в Российской Федерации представляется Президенту Российской Федерации председателем Комитета и рассылается членам Комитета.
После направления Президенту Российской Федерации доклада о наркоситуации в Российской Федерации аппаратом Комитета обеспечивается его опубликование в качестве ежегодного национального доклада Российской Федерации по проблеме наркотиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (второй пересмотр) (утв. протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 24 декабря 2014 г. N 26)
Текст методики и порядка официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. Методику и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (утв. подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25 июня 2021 г. N 48))