Письмо Минфина России от 5 сентября 2016 г. N 21-03-04/47509
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение о переводах в адрес бюджетных организаций с использованием банковских карт сторонних банков, сообщает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
В отношении физических лиц проверке подлежит фамилия, имя, а также отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены приложением N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н (далее - Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств).
В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, плательщику в случае осуществления перевода денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в уплату налоговой задолженности, государственной пошлины и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами, в распоряжении о переводе денежных средств обязательно указание одного из следующих реквизитов: идентификационного номера налогоплательщика плательщика - физического лица в реквизите "ИНН" плательщика, уникального идентификатора начисления в реквизите "Код" или идентификатора сведений о физическом лице.
При этом в качестве идентификатора сведений о физическом лице в распоряжении о переводе денежных средств указывается адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства).
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами), утвержденных приложением N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н, в качестве идентификатора сведений о физическом лице используются страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС); серия и номер документа, удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации; а также иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, неуказание в распоряжении о переводе денежных средств информации, идентифицирующей плательщика, противоречит требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а под сбором - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации носят обязательный характер и вызывают правовые последствия для их плательщиков в связи с необходимостью совершения в их отношении юридически значимых действий. Таким образом плательщик и платеж должны быть в обязательном порядке идентифицированы и сопоставлены.
Директор |
Е.Е. Чернякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о переводах в адрес бюджетных организаций с использованием банковских карт сторонних банков.
Отмечено, что платежи в бюджеты носят обязательный характер и вызывают правовые последствия для плательщиков в связи с необходимостью совершения в их отношении юридически значимых действий.
Таким образом, плательщик и платеж должны быть в обязательном порядке идентифицированы и сопоставлены.
Например, в качестве идентификатора сведений о физлице в распоряжении о переводе денежных средств указывается адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания (при отсутствии места жительства). Также используются СНИЛС; серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения и некоторые другие.
Письмо Минфина России от 5 сентября 2016 г. N 21-03-04/47509
Текст письма официально опубликован не был