Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 августа 2016 г. N 15-2/10/В-5638
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе и популяризации (распространения) среди работодателей программу "Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни", разработанную Минздравом России во исполнение пункта 4 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по разработке системы социально-экономической мотивации граждан и работодателей к сохранению и укреплению здоровья населения Российской Федерации от 17 марта 2016 г.
Программа согласована Минобрнауки России и Роспотребнадзором.
Приложение: на 19 л. в 1 экз.
|
Г.Г. Лекарев |
Программа
"Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни"
(срок обучения 36 академических часов)
Общие положения
1. Вид программы: практикоориентированная.
2. Цель программы: формирование у работодателей готовности к охране здоровья граждан путем организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на повышение мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведения здорового образа жизни.
3. Контингент обучающихся: работодатели
4. Содержание программы:
4.1. Рабочая программа учебного модуля "Профилактика наркологических расстройств";
4.2. Рабочая программа учебного модуля "Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте";
4.3. Рабочая программа учебного модуля "Основы здорового питания";
4.4. Рабочая программа учебного модуля "Основы иммунопрофилактики. Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения".
Рабочая программа учебного модуля
"Профилактика наркологических расстройств"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
овладеть знаниями: о закономерностях формирования зависимости от психоактивных веществ (далее - ПАВ) и преимуществах ведения здорового образа жизни, о методах профилактики зависимости от ПАВ;
овладеть приемами эффективной коммуникации и мотивации к здоровому образу жизни, навыками саморегуляции.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- законодательство Российской Федерации в сфере противодействия ПАВ;
- основные представления о структуре здорового образа жизни;
- факторы риска формирования зависимого поведения от ПАВ;
- медико-социальные последствия потребления ПАВ;
- основы профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств.
уметь:
- своевременно выявлять факторы риска развития наркологических заболеваний и мотивировать на изменение дезадаптивных форм поведения;
- формировать эффективные внутренние коммуникации, создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- применять практические методики регуляции поведения конкретного человека и собственной психической деятельности, мотивации сотрудников на ведение здорового образа жизни.
Учебный план
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоемкость* |
Л** |
ПЗ*** |
Форма контроля |
|
1. Общие вопросы наркологии |
|
|||||
1.1. Нормативные правовые документы, регулирующие сферы антинаркотической антиалкогольной и антитабачной государственной политики Российской Федерации |
1. "Концепция общественной безопасности в Российской Федерации", утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685; 2. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российском Федерации до 2020 года"; 3. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; 4. Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"; 5. Административный и Уголовный кодекс Российской Федерации; 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года"; 7. Единая конвенция Организации объединенных наций по наркотическим средствам (1961 г.); 8. Конвенция Организации объединенных наций о психотропных веществах (1971 г.); 9. Конвенция Организации объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.); 10. Европейская хартия по алкоголю Всемирной организации здравоохранения (1995 г.) |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Собеседование |
|
11. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (2003 г.) |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|||
1.2. Эпидемиология наркологических расстройств |
Исторические аспекты распространения и лечения пьянства, алкоголизма, наркомании и табакокурения в России и в мире Современные тенденции распространения наркологических заболеваний в России и в мире |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
||
1.3. Порядок оказания наркологической помощи на территории Российской Федерации |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия наркология" и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и/или расстройствами поведения связанными с употреблением психоактивных веществ" |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
1.4. Организация и тактика действий администрации (работодателя) по отстранению сотрудника от выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения |
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации; 2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2. Понятия наркотической, алкогольной и других форм зависимостей. | ||||||
2.1. Химические и нехимические виды зависимости |
Понятия зависимости: химические (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение); нехимические (игромания, компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения). Виды зависимости: психическая и физическая |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Собеседование |
|
2.2. Факторы риска и факторы защиты развития наркологических заболеваний |
Био-психо-социо-духовная модель развития наркологических заболеваний. Классификация факторов риска и факторов защиты в зависимости от уровня их проявления: биофизиологические, индивидуально-психологические, макросоциальные, микросоциальные |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.3. Понятие, виды, цели и задачи профилактики наркологических расстройств |
Понятие первичной, вторичной и третичной профилактики. Позитивный подход к профилактике. Субъекты и объекты профилактики. Медицинские и социальные последствия потребления психоактивных веществ. Приемы пропаганды здорового образа жизни. Способы раннего выявления злоупотребляющих ПАВ. Социальная терапия (интервенция) и методы ее осуществления. Информационные и правовые основы организации и проведения социального прессинга |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.4. Принципы здорового образа жизни |
Составляющие здорового образа жизни. Принципы сохранения здоровья. Социально-культурные аспекты феномена здоровья. Современные представления о здоровье. Критерии и нормы здоровья. Условия и мотивация ведения здорового образа жизни. |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.5. Медико-социальные последствия злоупотребления спиртными напитками, алкоголизм. |
Механизм действия алкоголя на организм. Бытовое пьянство и алкоголизм. Принципы диагностики. Фетальный алкогольный синдром, последствие употребления алкоголя женщиной во время беременности. Диагностический маркер хронического злоупотребления алкоголем (карбогидрат дефицитный трансферрин). Стадии болезненной зависимости от алкоголя. Общие принципы лечения и реабилитации больных алкоголизмом |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.6. Медико-социальные последствия незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ |
Классификация и перечень наркотических средств и психотропных веществ (далее - НСиПВ). Разрушающее действие НСиПВ на организм человека. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением НСиПВ. Методы экспресс-диагностики употребления НСиПВ. Общие принципы диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Собеседование |
|
2.7. Негативные последствия окружающего табачного дыма |
Токсическое действие табачного дыма на организм человека. Индекс курильщика. Критерии стратификации риска сердечно-сосудистых осложнений. Способы отказа от курения. Общие принципы лечения табачной зависимости. Никотин-заместительная терапия |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.8. Нехимические виды зависимости |
Игромания (лудомания), компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения. Трудоголизм, как форма зависимого поведения |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.9. Профилактика факторов риска среди Дифференцированных групп населения |
Профилактические мероприятия по предупреждению саморазрушительного образа жизни. Возрастные и тендерные критерии организации профилактических воздействий |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
|
2.10. Организация профилактических мероприятий в трудовых коллективах |
Роль и возможности трудового коллектива в профилактике зависимого поведения сотрудников. Медико-социальные приемы мотивации сотрудников на здоровый образ жизни. Формирование потребности в осознанном отношении к собственному здоровью. Формирование приверженности здоровому образу жизни. Социальное партнерство. Межведомственное взаимодействие |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Собеседование |
|
2.11. Психологический тренинг развития коммуникативных навыков |
Психологический тренинг развития коммуникативных навыков и навыков саморегуляции |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Всего |
9 |
4,5 |
4,5 |
|
_____________________________
* Трудоемкость определяет общее количество академических часов, планируемых на изучение раздела
** Л - лекции
*** ПЗ - практические занятия
Рабочая программа учебного модуля
"Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на ведение физически активного образа жизни, укреплению здоровья, профилактике хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: о физиологических принципах рационализации режимов труда и отдыха; специфических показателях вредного воздействия производственных факторов; о профессиональном риске для здоровья работника: категории опасность, риск, вред и ущерб (физический и моральный).
- овладеть приемами профилактики стресса на рабочем месте заболеваний, обоснованных профессиональной ориентацией, пропаганды здорового образа жизни, рационального питания, физической активности.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- виды хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ) и факторы риска; ХНИЗ, как социальное и экономическое бремя для государства, региона и работодателя;
- факторы риска ХНИЗ и рабочее место;
- меры по профилактике и укреплению здоровья на рабочем месте;
- программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем месте
уметь:
- проводить профилактические мероприятия по предупреждению ХНИЗ, укреплению здоровья на рабочем месте;
- реализовывать программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем месте;
- анализировать отечественный и международный опыт профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте и уметь применять его.
Учебный план
Рабочая программа учебного модуля
"Основы здорового питания"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на применение основ рационального питания в повседневной жизни, укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: принципов рационального питания, норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии;
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей;
- теоретические основы рационального питания;
- физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии;
- признаки пищевых отравлений и принципы их профилактики.
уметь:
- обеспечивать мониторинг за состоянием фактического питания сотрудников предприятия;
- проводить санитарно-просветительской работы среди работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
Учебный план
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
Рабочая программа учебного модуля
"Основы иммунопрофилактики.
Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников к профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДА и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: принципов иммунопрофилактики, профилактики ВИЧ-инфекции.
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения иммунопрофилактики, а также профилактики ВИЧ-инфекции;
- теоретические основы иммунопрофилактики,
- профилактические меры по предупреждению ВИЧ-инфекции;
- общие вопросы организации доврачебной помощи больным с инфекционной патологией;
- организацию санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания работников;
уметь:
- проводить общие профилактические мероприятия;
- проводить санитарно-просветительную работу среди работников предприятия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Учебный план
Наименование разделов и тем |
Содержание |
Трудоемкость |
Л |
ПЗ |
Форма контроля |
1. Нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения иммунопрофилактики, а также профилактики ВИЧ-инфекции |
Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-Ф3 "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" |
1 |
0,5 |
0,5 |
Собеседование |
2. Основы иммунопрофилактики |
Значение иммунопрофилактики в предупреждении инфекционных заболеваний Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" |
2 |
1 |
1 |
|
3. Профилактика ВИЧ-инфекции среди трудоспособного населения |
Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и мире. Источники инфекции и пути заражения ВИЧ-инфекцией Нарушения иммунной системы при ВИЧ-инфекции Приоритет проведения просветительских работ среди работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Организация работы различных центров по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом |
6 |
3 |
3 |
|
4. Правовые основы защиты трудовых прав ВИЧ инфицированных работников в России |
Проблемы дискриминации ВИЧ-инфицированных. Универсальные и региональные правозащитные конвенции ВИЧ-инфицированных в области социальной защиты. Нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам труда и занятости ВИЧ-инфицированных. Социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным, право на получение образования, переквалификации и трудоустройства |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
11 |
5,5 |
5,5 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд России направил программу, цель которой - научить работодателей мотивировать работников укреплять здоровье и вести здоровый образ жизни.
Программа содержит четыре учебных модуля: "Профилактика наркологических расстройств"; "Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте"; "Основы здорового питания"; "Основы иммунопрофилактики. Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения".
По итогам обучения слушатели должны знать нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, теоретические основы, профилактические меры, факторы риска и т. д.
Приводятся подробные учебные планы по каждому модулю.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 августа 2016 г. N 15-2/10/В-5638
Текст письма официально опубликован не был