Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной
таможенной службы
от 5 сентября 2016 г. N 1701
Типовое положение
об отделе координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления
I. Общие положения
1. Отдел координации и применения системы управления рисками (далее - Подразделение) является структурным подразделением службы организации таможенного контроля (далее - Служба) регионального таможенного управления (далее - Управление).
2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (далее - таможенное законодательство), актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами Управления, а также настоящим типовым положением.
3. Организационное, методическое руководство и контроль за деятельностью Подразделения осуществляет Аналитическое управление ФТС России (далее - координирующее подразделение ФТС России).
4. Подразделение возглавляет начальник, который подчиняется первому заместителю начальника Управления, координирующему и контролирующему деятельность подразделений организации таможенного контроля и информационно-технических подразделений, и непосредственно подчиняется начальнику Службы.
5. Работа Подразделения строится на основе планов работы Управления и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений руководства Службы и Управления.
6. План работы Подразделения утверждается первым заместителем начальника Управления, координирующим и контролирующим деятельность подразделений организации таможенного контроля и информационно-технических подразделений.
7. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через соответствующие структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации, находящихся в регионе деятельности Управления (далее - подчиненные таможенные органы), во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, а также с федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, иными организациями и лицами.
8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются согласно установленному порядку.
9. При осуществлении своей деятельности должностные лица Подразделения соблюдают требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.
II. Задачи Отдела
10. Организация, координация и контроль деятельности структурных подразделений Управления и подчиненных таможенных органов по вопросам разработки и применения системы управления рисками (далее - СУР).
11. Обеспечение единообразного применения СУР структурными подразделениями Управления и подчиненных таможенных органов.
12. Координация проведения таможенного контроля подчиненными таможенными органами, а также контроль применения мер по минимизации рисков.
13. Обеспечение принципа выборочности при проведении таможенного контроля.
14. Анализ и контроль совершения таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров и транспортных средств международной перевозки, в том числе в целях выявления и предотвращения случаев нарушения требований таможенного законодательства.
15. Мониторинг и анализ деятельности участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) в соответствии с утвержденными ФТС России критериями и методиками определения их категории уровня риска нарушения таможенного законодательства в целях подготовки предложений по совершенствованию категорирования участников ВЭД.
16. Анализ и оценка эффективности применения мер по минимизации рисков подчиненными таможенными органами.
17. Подготовка предложений по определению стратегии и тактики применения СУР, порядку сбора и обработки информации, проведению анализа и оценки рисков, разработке и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).
18. Подготовка предложений по упрощению и ускорению совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
19. Подготовка предложений по выявлению и минимизации рисков нарушения таможенного законодательства с учетом особенностей региона деятельности Управления.
20. Подготовка предложений по разработке критериев оценки деятельности участников ВЭД.
21. Подготовка предложений о совершенствовании форм и методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, в том числе с применением СУР.
22. Контроль за ходом исполнения подчиненными таможенными органами контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, администрирование которых возложено на Подразделение.
23. Участие в инспектировании деятельности подчиненных таможенных органов по направлениям деятельности Подразделения.
24. Подготовка предложений руководству Управления по разработке и совершенствованию правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
25. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с правоохранительными подразделениями Управления и подчиненными таможенными органами при осуществлении возложенных на Подразделение функций.
26. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с другими структурными подразделениями Управления, подчиненными таможенными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, с участниками ВЭД, перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями), а также другими лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, а также применения СУР.
27. Сбор, обобщение и анализ отчетности подчиненных таможенных органов по направлению деятельности Подразделения.
28. Подготовка предложений по разработке и модернизации специальных программных средств, используемых при реализации СУР, а также по созданию, ведению и использованию информационных ресурсов и баз данных.
III. Функции Отдела
29. Осуществление методологического руководства структурными подразделениями Управления, применяющими СУР, а также подчиненными таможенными органами по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения.
30. Направление в ФТС России предложений об определении области рисков, в отношении которых таможенные органы государств - членов ЕАЭС в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации, а также предложений об определении области рисков, в отношении которых таможенные органы государств - членов ЕАЭС в установленном порядке утверждают профили рисков и применяют меры по минимизации рисков.
31. Формирование предложений по вопросам, связанным с унификацией подходов к применению СУР таможенными органами государств - членов ЕАЭС.
32. Анализ совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, таможенные операции в отношении которых совершаются в регионе деятельности РТУ, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных органов и участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности РТУ.
33. Совершение действий, направленных на обнаружение, распознавание и описание риска (далее - идентификация риска), анализ риска и определение его уровня.
34. Подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности РТУ и направление их в координирующее подразделение ФТС России.
35. Подготовка и направление в координирующее подразделение ФТС России предложений по разработке и совершенствованию методологии применения СУР в таможенных органах Российской Федерации.
36. Подготовка и направление в координирующее подразделение ФТС России предложений по определению (изменению) перечня мер по минимизации рисков.
37. Участие в формировании порядка применения форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
38. Разработка и направление в координирующее подразделение ФТС России предложений об актуализации или отмене целевых методик анализа рисков, утвержденных ФТС России.
39. Разработка и направление в координирующее подразделение ФТС России проектов профилей рисков, утверждаемых ФТС России, а также предложений об их актуализации или отмене.
40. Формирование предложений по определению степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными лицами, либо неприменения указанных мер.
41. Разработка, утверждение и направление в подчиненные таможенные органы целевых, зональных, региональных профилей рисков и профилей рисков на основе моделей.
42. Разработка и утверждение предложений об актуализации или отмене целевых, зональных, региональных профилей рисков и профилей рисков на основе моделей, а также доведение актуализированных версий профилей рисков и (или) информации об отмене профилей рисков до подчиненных таможенных органов.
43. Присутствие при проведении таможенного контроля в случае выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих данное указание подразделениям РТУ.
44. Разработка, утверждение и направление в подчиненные таможенные органы целевых методик анализа рисков.
45. Направление в координирующее подразделение ФТС России самостоятельно утвержденных целевых методик анализа рисков, проектов целевых методик анализа рисков, целесообразных для применения таможенными органами Российской Федерации.
46. Применение целевых методик анализа рисков.
47. Контроль за соблюдением установленного порядка учета результатов применения мер по минимизации рисков.
48. Организация сбора и анализа результатов применения мер по минимизации рисков нарушения таможенного законодательства, оценка эффективности работы подчиненных таможенных органов по применению СУР.
49. Осуществление сбора, обобщения и анализа отчетности подчиненных таможенных органов, по направлению деятельности Подразделения.
50. Контроль за применением подчиненными таможенными органами целевых методик анализа рисков.
51. Проведение анализа эффективности применения целевых методик анализа рисков.
52. Разработка и утверждение предложений об актуализации или отмене целевых методик анализа рисков, а также направление актуализированных версий целевых методик анализа рисков и (или) информации об отмене целевых методик анализа рисков в подчиненные таможенные органы.
53. Контроль за работой подчиненных таможенных органов по обеспечению выборочности таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в рамках реализации СУР.
54. Осуществление оперативного контроля за деятельностью подчиненных таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в целях выявления и предотвращения случаев нарушения требований таможенного законодательства, оценки полноты и качества проведения таможенного контроля и мер по минимизации рисков, соблюдения сроков осуществления таможенных операций.
55. Контроль за применением подчиненными таможенными органами мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также мер по минимизации рисков, которые применяются уполномоченными должностными лицами таможенного органа самостоятельно без указания в профиле риска.
56. Применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенных органов Российской Федерации самостоятельно без указания в профиле риска.
57. Проведение анализа эффективности применения мер по минимизации рисков, предусмотренных профилями рисков, а также мер по минимизации рисков, которые применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов Российской Федерации самостоятельно без указания в профиле риска.
58. Участие в организации и обеспечении применения субъектно-ориентированного подхода при организации таможенного контроля в рамках реализации СУР, формировании критериев оценки участников ВЭД.
59. Выявление фактов некорректной работы (ошибок) специальных программных средств, обеспечивающих выявление рисков, индикаторы которых содержаться в профилях рисков, и доведение информации о таких фактах в соответствии с порядком, определенным правовыми актами ФТС России.
60. Подготовка и направление в ФТС России в соответствии с порядком, установленным ФТС России, заключений о результатах анализа деятельности участников ВЭД на предмет их соответствия установленным критериям для принятия (отмены) решения об отнесении к категории низкого уровня риска.
61. Внесение руководству Управления предложений об отзыве у лиц, нарушающих таможенное законодательство, свидетельств о включении в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
62. Формирование предложений по созданию, модернизации и сопровождению специальных программных средств при реализации СУР, а также подготовка предложений по разработке методик и критериев для проведения анализа. Подготовка предложений по формированию нормативно-справочной информации, используемой для обеспечения функционирования информационных систем.
63. Формирование и направление в ФТС России предложений по ведению Центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности и электронного досье участников ВЭД.
64. Взаимодействие и осуществление в части компетенции информационного обмена со структурными подразделениями Управления и подчиненными таможенными органами, по вопросам эксплуатации баз данных о выявленных и потенциальных рисках.
65. Направление предложений в ФТС России по взаимодействию с таможенными службами иностранных государств в части информационного обмена данными для использования при применении СУР.
66. Участие в разработке и создании используемых подчиненными таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения с учетом требований технической защиты информации.
67. Подготовка предложений по разработке, модернизации, сопровождению и внедрению программных средств и технологий, автоматизирующих функции подчиненных таможенных органов по направлениям деятельности Подразделения.
68. Подготовка предложений по разработке и установлению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности таможен, связанных с применением СУР, и мер по минимизации рисков (проведение таможенного досмотра и осмотра, в том числе с использованием инспекционно-досмотровых комплексов).
69. Участие в подготовке предложений по установлению компетенции подчиненных таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным, морским (речным) транспортом; товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях; товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других мероприятиях, а также культурных ценностей и проведение контроля за соблюдением установленной компетенции таможенных органов.
70. Подготовка информационно-аналитических справок и участие в пределах компетенции Подразделения в проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенных проверок и других формах таможенного контроля, определенных таможенным законодательством.
71. Организация и проведение функциональных проверок деятельности подчиненных таможенных органов по направлению деятельности Подразделения.
72. Участие в проведении инспекторских и функциональных проверок деятельности таможенных органов Российской Федерации и служебных проверок по направлениям деятельности Подразделения.
73. Подготовка предложений по устранению выявленных в ходе проведения целевых, комплексных, служебных проверок деятельности подчиненных таможенных органов нарушений и недостатков, контроль их выполнения.
74. Участие в подготовке обзоров по результатам проверок деятельности подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
75. Осуществление ведомственного контроля решений, действий (бездействия) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, принятых и совершенных в области таможенного дела, по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
76. Внесение в установленном порядке предложений по разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, решений Евразийской экономической комиссии, нормативных и иных правовых актов по направлениям деятельности Подразделения.
77. Контроль в пределах компетенции Подразделения за обеспечением при проведении таможенного контроля конфиденциальности информации, а также защитой сведений, составляющих государственную, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну.
78. Организация изучения международной практики по направлению деятельности Подразделения.
79. Участие в деятельности советов и рабочих групп по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
80. Рассмотрение в пределах компетенции Подразделения письменных обращений федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан, взаимодействие с представителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
81. Подготовка предложений для определения кадровой политики структурных подразделений подчиненных таможенных органов по направлению деятельности Подразделения.
82. Участие в работе по повышению квалификации должностных лиц подчиненных таможенных органов, в том числе организация и проведение совещаний, семинаров.
83. Участие в осуществлении международной деятельности в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
84. Организация, координация и контроль за деятельностью подчиненных таможенных органов при проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК).
85. Исследование и анализ рентгеновских изображений товаров и транспортных средств, полученных с использованием ИДК.
86. Обобщение результатов проводимого анализа рентгеновских изображений, полученных с использованием ИДК, разработка и направление в подчиненные таможенные органы рекомендаций по проведению таможенного контроля с использованием ИДК.
IV. Права Отдела
87. Вносить в установленном порядке на рассмотрение руководства Управления предложения по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения.
88. Вносить в установленном порядке руководству Управления предложения о необходимости изменения или отмены правовых актов ФТС России, Управления и подчиненных таможенных органов, касающиеся организации совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, в том числе с применением СУР.
89. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от структурных подразделений Управления и подчиненных таможенных органов, документы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности.
90. Пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными ресурсами, самостоятельно создавать аналитические и информационные базы данных, необходимые для решения возложенных на Подразделение задач.
91. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности информацию и документы, необходимые для контроля совершения таможенных операций, по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в сроки, предусмотренные таможенным законодательством.
92. Проверять сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и других документах, используемых для таможенных целей, анализировать информацию из иных источников согласно установленному порядку.
93. Проводить дополнительную проверку до выпуска товаров в целях проверки заявленных сведений, подтверждающих их документов и принятия решения об их достаточности и достоверности, если проведение такой проверки предусмотрено в соответствии с профилем риска.
94. Проводить в установленном порядке проверки деятельности подчиненных таможенных органов, на основании решения начальника Управления, первого заместителя начальника Управления, координирующего и контролирующего деятельность подразделений организации таможенного контроля и информационно-технических подразделений, или начальника Службы.
95. Вносить руководству Управления для представления в ФТС России предложения об актуализации или отмене профилей рисков, разработанных ФТС России, самостоятельно структурными подразделениями Управления, а также подчиненными таможенными органами.
96. Вносить руководству Управления для представления в ФТС России проекты профилей рисков, целевых методик анализа рисков утверждаемых ФТС России.
97. Вносить на рассмотрение руководства Управления предложения о проведении служебных проверок в случае выявления при проведении проверок деятельности подчиненных таможенных органов правонарушений, совершенных должностными лицами соответствующих подразделений подчиненных таможенных органов.
98. Разрабатывать и согласовывать правовые акты Управления по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
99. Готовить рекомендации и поручения подчиненным таможенным органам по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения.
100. Проводить в установленном порядке совещания с участием должностных лиц структурных подразделений Управления и подчиненных таможенных органов, по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения.
101. Представлять в установленном порядке интересы Управления в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, в организациях независимо от форм собственности при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения.
102. Пользоваться иными правами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
V. Заключительные положения
103. Штатная численность и структура Подразделения устанавливаются в рамках штатного расписания Управления, которое утверждается приказом Управления.
104. Должностные обязанности, права, ответственность должностных лиц Подразделения устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с установленным порядком.
105. Должностные лица Подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
106. Начальник Подразделения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Управления по согласованию с Аналитическим управлением ФТС России (согласование также осуществляется при заключении контракта на новый срок). В период отсутствия начальника Подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Подразделения или на иное должностное лицо, назначенное в установленном порядке приказом Управления.
107. Другие должностные лица Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом Управления.
108. Начальник Подразделения:
1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Управления, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения;
3) вносит предложения руководству Управления по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;
4) участвует в подборе, расстановке кадров Подразделения, обеспечивает соблюдение должностными лицами Подразделения служебной дисциплины;
5) распределяет обязанности между подчиненными должностными лицами Подразделения;
6) создает условия для повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц Подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;
7) вносит начальнику Управления в соответствии с установленным порядком предложения о присвоении специальных званий сотрудникам Подразделения, а также предложения о назначении на должность, поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц Подразделения;
8) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Подразделения;
9) представляет интересы Управления в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в соответствии с установленным порядком;
10) принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;
11) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
109. Начальник Подразделения несет ответственность за осуществление возложенных на Подразделение задач и функций, выполнение в части компетенции Подразделения программ, планов и показателей деятельности Управления, соблюдение служебной и исполнительской дисциплины.
110. Возложение на Подразделение функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника Службы не допускается.
Начальник Аналитического управления |
Ф.А. Золотницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.