Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 86-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никитенко Т.С., Матвеевой Л.А., Семкова П.В. и Семковой Е.В., Воронова А.А. и Воронова С.А. о признании недействующим с момента принятия приложений N 1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 г. N 183 (в редакции решения от 25 декабря 2014 г. N 266), в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул. Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ... Юрьевским проездом, ул. Юрьевской; абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 раздела "Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" статьи 40 Правил и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в приложения N 1, 2, 3 к Правилам об установлении зоны Ж-1 на указанную территорию и изложить абзац 2 подпункта 4 пункта 1 раздела "Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" статьи 40 в следующей редакции: "Коэффициент плотности застройки в границах земельного участка, определяемый как соотношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала), устанавливается - 0,8", по апелляционной жалобе Никитенко Т.С., Матвеевой Л.А., Семкова П.В. и Семковой Е.В., Воронова А.А. и Воронова С.А. на решение Владимирского областного суда от 31 марта 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Никитенко Т.С., Семковой Е.В., Семкова П.В., представителя административных истцов - Муштаковой В.Н., представителей Совета народных депутатов города Владимира Ильиной М.А., Костиной С.Н, Петрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Никитенко Т.С., Матвеева Л.А., Семков П.В. и Семкова Е.В., Воронов А.А. и Воронов С.А. обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приложений N 1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 г. N 183 (в редакции решения от 25 декабря 2014 г. N 266; далее - Правила), в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул. Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером _ Юрьевским проездом, ул. Юрьевской; абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 раздела "Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" статьи 40 Правил и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в приложения N 1, 2, 3 к Правилам об установлении зоны Ж-1 на указанную территорию и изложить абзац 2 подпункта 4 пункта 1 раздела "Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" статьи 40 в следующей редакции: "Коэффициент плотности застройки в границах земельного участка, определяемый как соотношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала), устанавливается - 0,8".
Определением Владимирского областного суда от 31 марта 2016 г. производство по делу в части признания абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 раздела "Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" статьи 40 Правил прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Владимирского областного суда от 31 марта 2016 г. в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административные истцы обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами ..., категория земель - земли поселений, согласно изменениям, внесенным в Правила решением Совета народных депутатов города Владимира от 25 декабря 2014 г. N 266, вошли в зону Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами). Ранее указанная территория входила в зону рекреационного назначения (Р-1.1).
По мнению административных истцов, на указанной территории должна быть установлена зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в целях соблюдения их прав и законных интересов.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункту 25 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Владимир утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26 Устава муниципального образования город Владимир утверждение правил землепользования и застройки городского округа отнесено к компетенции Совета народных депутатов города Владимира.
Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 ГрК РФ).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.
В данном случае Правила утверждены решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 г. N 183 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир".
В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса.
Согласно части 2 названной нормы основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 ГрК РФ).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).
Постановлением администрации города Владимира от 16 апреля 2014 г. N 1406 "О подготовке проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир" в соответствии со статьей 33 ГрК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Владимир, решением Совета народных депутатов города Владимира от 29 января 2014 г. N 2 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования (городской округ) город Владимир Владимирской области" принято решение подготовить проект изменений в Правила, всем заинтересованным лицам рекомендовано направлять свои предложения по подготовке данного проекта.
Постановлением главы города Владимира от 22 сентября 2014 г. N 55 назначено проведение публичных слушаний по проекту Правил в период с 26 сентября по 6 октября 2014 г., постановление опубликовано на официальном сайте города Владимира. О проведении публичных слушаний население города информировано через средства массовой информации (газета "Молва" от 26 сентября 2014 г. N 56 (3681), от 3-9 октября 2014 г. N 57 (3682), газета "Владимирские ведомости" от 1 октября 2014 г. N 191 (5064), на официальном сайте органов местного самоуправления http://www.vladimir-citv.ru.
В соответствии со статьей 17 Устава муниципального образования город Владимир, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21 апреля 2005 г. N 109, проведены публичные слушания.
После прохождения процедуры публичных слушаний совместно с протоколами публичных слушаний и заключением проект решения о внесении изменений в Правила внесен главой администрации в Совет народных депутатов города Владимира, где рассмотрен на заседании профильного комитета в соответствии с Регламентом, включен в повестку дня заседания представительного органа, обсужден, проголосован и утвержден депутатами единогласно в правомочном составе на заседании Совета народных депутатов города Владимира согласно протоколу от 25 декабря 2014 г. N 15.
Проект решения о внесении изменений в Правила принят в виде решения согласно пункту 41 Устава.
Решение Совета народных депутатов города Владимира от 25 декабря 2014 г. N 266, которым внесены изменения в Правила, подписано главой города Владимира, опубликовано 26 декабря 2014 г. на официальном сайте органов местного самоуправления http://www.vladimir-city.m.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что изменения внесены в Правила уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок принятия нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.
Судебная коллегия считает, что установление Советом народных депутатов города Владимира территориальной зоны Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами) не нарушает норм ГрК РФ и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования (городской округ) город Владимир Владимирской области, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 5 ноября 2009 г. N 223 (в редакции от 29 января 2014 г. N 2), установлены границы функциональной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами и определены ее параметры (этажность 5-8 этажей).
Проект внесения изменений в Правила в части установления на оспариваемой территории территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами - Ж-3 - утвержден административным ответчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, то есть с учетом функциональной зоны, установленной генеральным планом города, а также исходя из возможного состава жилых зон, определенного частью 2 статьи 35 ГрК РФ, и состава земель населенных пунктов, определенного пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы об ограничении прав административных истцов как собственников земельных участков, поскольку в силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 31 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитенко Т.С., Матвеевой Л.А., Семкова П.В. и Семковой Е.В., Воронова А.А. и Воронова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N 86-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был