Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 марта 2017 г. N А40-221861/16-149-1933 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Биорг" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по преобразованию архива Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций из бумажного вида в электронный (номер извещения 0173100013816000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей низкие баллы по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата и время окончания подачи заявок - 19.07.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "Делис Альянс" с минимальным предложением о цене контракта 6 500 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единая комиссия неправомерно присвоила низкие баллы заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1. Кроме того, по мнению Заявителя, в рамках Показателя N 1 и показателя "Профессиональная репутация участника закупки" (далее - Показатель N 2) Критерия N 1 неправомерно оцениваются исключительно наличие договоров/контрактов, заключенных с органами власти Российской Федерации/субъектами Российской Федерации и положительных отзывов, благодарственных писем, полученных исключительно от органов исполнительной власти Российской Федерации/субъектов Российской Федерации, что ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.07.2016 NПРО1 участнику закупки ООО "Биорг" (заявитель) по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 40 %.
2) Критерий N 1- 60 %.
В рамках Критерия N 1 установлен, в том числе Показатель N 1 и Показатель N 2: "Опыт участника закупки по оказанию услуг"
Оценка по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг" производится по формуле:
# ;
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,7);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
НЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Предметом оценки по показателю является успешный опыт оказания услуг по предмету "Преобразование архива в электронный вид", "Преобразование документов из бумажного вида в электронный" или иной предмет со встречающимся словом "сканирование", на основании заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Договоров или Государственных контрактов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 сумма по Государственному контракту/Договору должна быть не менее 6 500 000,00 (Шесть миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Данные договоры/государственные контракты должны быть заключены с органами власти Российской Федерации/субъектами Российской Федерации.
При этом все государственные контракты/договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Оценивается документально подтверждённое участником закупки в составе своей заявки количество копий/оригиналов, успешно реализованных участником закупки государственных контрактов/договоров по вышеуказанным предметам.
Участнику закупки необходимо в составе заявки заполнить таблицу, и предоставить копии/(оригиналы) государственных контрактов и/или договоров, а также Актов оказанных услуг/выполненных работ.
Максимальное количество баллов 70 (семьдесят) присваивается заявке участника закупки, документально подтвердившего в составе заявки наибольшее количество успешно реализованных государственных контрактов и/или договоров (копии/оригиналы государственных контрактов и/или договоров, а также копии/оригиналы Актов оказанных услуг).
Под успешно реализованными договорами/государственными контрактами, понимается отсутствие у участника закупки со стороны Заказчиков и контролирующих органов штрафных санкций, а также предписаний".
Оценка по показателю "Профессиональная репутация участника закупки"
Оценка по показателю "Профессиональная репутация участника закупки" производится по формуле:
# ;
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,3);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
НЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
В качестве документов, подтверждающих профессиональную репутацию участника закупки понимается наличие положительных отзывов, благодарственных писем, полученных от органов исполнительной власти Российской Федерации/субъектов Российской Федерации.
Максимальное количество баллов 30 (тридцать) присваивается заявке участника открытого конкурса, предоставившего наибольшее количество документально подтвержденных положительных отзывов, благодарственных писем, полученных от органов исполнительной власти Российской Федерации/субъектов Российской Федерации.
Рейтинг заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" вычисляется как сумма в баллах, получаемая участниками открытого конкурса по результатам оценки по каждому показателю с учетом коэффициента значимости критерия".
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в составе заявки Заявителя не представлено контрактов/договоров, предметом которых является "Преобразование архива в электронный вид", "Преобразование документов из бумажного вида в электронный" или иной предмет со встречающимся словом "сканирование", в связи с чем, Заявителю по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 0 баллов. Также пояснили что Показатели N 1, 2 Критерия N 1 в Конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия установила, что в заявке Заявителя, представленной представителем Заказчика, отсутствуют соответствующие контракты/договоры.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что Показатель N 1, N 2 в рамках Критерия N 1 установленный в Конкурсной документации не противоречат требованиям Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что подпункте "л" пункта 28 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено, что в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка в составе заявки.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что по указанному основанию заявки участников закупки не были отклонены.
3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом "3" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Согласно пунктам 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Пунктом 16 "Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки" "Информационной карты" Конкурсной документации установлено следующее:
"Декларация о соответствии участника установленным запретам на выполнение работ (оказание услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 (рекомендуемая форма для заполнения приведена в Разделе IV конкурсной документации)".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.07.2016 N ПРО1 участнику закупки ООО "Академия Проф-ИТ" отказано в допуске на участие в Конкурсе по причине того, что участником закупки с составе заявки на участие в Конкурсе не представлена декларация, предусмотренная п. 16 Раздела II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, о соответствии участника установленным запретам на выполнение работ (оказание услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком неправомерно установлено требование в Конкурсной документации о представлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе вышеуказанной декларации, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки ООО "Академия Проф-ИТ" требованиям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 02.08.2016 Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "Делис Альянс".
Вместе с тем, копию подписанного государственного контракта представители Заказчика на заседание Комиссии не представили.
Таким образом указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Биорг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы от 03.08.2016 по делу N К - 1257/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2016 г. N К-1257/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 марта 2017 г. N А40-221861/16-149-1933 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству