Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Экоком" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на услуги "Экспертное обеспечение деятельности Минпромторга России по разработке показателей сокращения объема выбросов парниковых газов по секторам экономики в соответствии с рекомендациями, утвержденными Минэкономразвития России" Шифр "ДСР-16-05 Парник" (номер извещения 0173100009516000203) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссией:
1. Конкурсной комиссией заявка победителя ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Заказчиком размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
3. Между Заказчиком и победителем Конкурса ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" имеются признаки конфликта интересов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта -5 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) 4 заявки участников Конкурса признаны соответствующими;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 29.07.2016 ;
7) победителем Конкурса признано ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" с предложением о цене контракта 4 750 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией заявка победителя ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заказчика представил заявку победителя ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода", которая не скреплена печатью и не подписана участником Конкурса.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На заседании Комиссии, установлено, что согласно пункту 3.6.2 Инструкция по заполнению и оформлению заявки на участие в Конкурсе Конкурсной документации:
"Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки. При этом ненадлежащее исполнение участником закупки требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника закупки, и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов".
Учитывая изложенное, заявка Заявителя подлежала отклонению Конкурсной Комиссии.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки победителя ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе размещен в ЕИС с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 29.07.2016 N ПРО1 размещен 01.08.2016, что не противоречит срокам, установленным Законом о контрактной системе, поскольку протокол, размещен в ЕИС на следующий рабочий день, после его подписания.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, между Заказчиком и победителем Конкурса ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" имеются признаки конфликта интересов в связи с тем, что согласно выписке ЕГРЮЛ на 2015 год, ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" находится в собственности Федорова Ю.Н., заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России, с которым, по мнению Заявителя, необходимо согласовывать результаты выполнения работ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий круг лиц и случаев, образующих признаки конфликта интересов, а именно: состояние в браке или родстве руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего с физическими лицами, указанными в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что согласно выписке ЕГРЮЛ, представленной в составе заявке победителя ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" Федоров Ю.Н. отсутствует в качестве собственника ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, обоснованность довода, таким образом, довод Заявителя о том, что между Заказчиком и победителем Конкурса ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода" имеются признаки конфликта интересов предусмотренного положениями Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что 20.07.2016 Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений Конкурсной документации от 20.07.2016 N 45108/12.
Комиссией установлено, что разъяснение положений Конкурсной документации, размещенное Заказчиком в ЕИС, содержит указание лица от которого поступил запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Экоком" обоснованной в части неправомерного допуска заявки победителя Конкурса ООО "Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода".
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.08.2016 по делу N К-1303/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N К-1303/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был