Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НИСЛ "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, ФГБУ культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение строительного контроля за выполнением полного комплекса производства работ по объекту "Строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центра (г. Москва, Малый Знаменский пер, д. 8, строение 9, Колымажный пер., д. 4, строение 2, д. 6, строение 1)" (номер извещения 0373100115116000041) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, нарушившей порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Качественные характеристики объекта закупки), установленный в Конкурсной документации, при оценке заявки Заявителя на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии Заявителем заявлен довод на положения Конкурсной документации, а именно: порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует Закону о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru - 27.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 76 564 335,52 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 01.08.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "Ново Групп" с предложением о цене контракта 61 250 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная комиссия нарушила порядок оценки заявок по критерию Качественные характеристики объекта закупки, установленного в Конкурсной документации, поскольку не все предложения о качественных характеристиках объекта, учитывающие виды выполняемых работ, указанных в Приложении N 1 "Перечень основных видов работ, выполняемых Подрядчиком на Объекте" к Техническому заданию Конкурсной документации (далее - Приложении N 1 "Перечень основных видов работ, выполняемых Подрядчиком на Объекте" к Техническому заданию) оценены Конкурсной комиссией.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Для оценки заявок на участие в Конкурсе в Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок: стоимостной критерий "цена контракта" - 60%, коэффициент значимости - 0,60, нестоимостные критерии: Качественные характеристики объекта - 25% (коэффициент значимости - 0,25) и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 15% (коэффициент значимости - 0,15)
В Конкурсной документации по критерию Качественные характеристики объекта предусмотрены следующие показатели:
"1. Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта с описанием контроля качества выполнения работ, учитывающим виды выполняемых работ, указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Значимость показателя критерия (%): 25.
Коэффициент значимости показателя критерия- 0,25.
2. Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта с описанием используемого специального оборудования, учитывающим виды выполняемых работ, указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Значимость показателя критерия (%): 50.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,50.
3. Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта с описанием необходимых трудовых ресурсов, учитывающим виды выполняемых работ, указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Значимость показателя критерия (%): 25.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,25.
Оценка заявки участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки по Форме 4 Раздела 4 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки".
При этом предложение участника разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося его неотъемлемой частью.
В случае если участником в графе 3 формы "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, то, участнику присваивается 0 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
При этом для оценки заявок по указанным показателям предусмотрен следующий порядок оценки:
"1. "Предложения о качественных характеристиках объекта с описанием контроля качества выполнения работ, учитывающим виды выполняемых работ указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию" - оценивается предложение участника по предлагаемым методам (методикам) контроля качества выполняемых работ по видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию.
Предложение участника закупки оценивается от 0 до 25 баллов в зависимости от количества видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию, содержащих описание методов (методик) контроля качества выполняемых работ.
Вид работ принимается к зачету в случае, наличия описания предлагаемых методов (методик) контроля качества выполняемых работ по данному виду работ.
2. "Предложения о качественных характеристиках объекта с описанием используемого специального оборудования, учитывающим виды выполняемых работ указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию" - оценивается предложение участника с описанием используемого специального оборудования, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию.
Предложение участника закупки оценивается от 0 до 50 баллов в зависимости от количества видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию, содержащих описание используемого оборудования.
Вид работ принимается к зачету в случае, наличия описания используемого специального оборудования по данному виду работ.
3. "Предложения о качественных характеристиках объекта с описанием необходимых трудовых ресурсов, учитывающим виды выполняемых работ указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию" - оценивается предложение участника с описанием необходимых трудовых ресурсов по видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию.
Предложение участника закупки оценивается от 0 до 25 баллов в зависимости от количества видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию, содержащих описание необходимых трудовых ресурсов.
Вид работ принимается к зачету в случае, наличия описания необходимых трудовых ресурсов по данному виду работ".
В соответствии с Конкурсной документацией, количество баллов, присваиваемых по каждому показателю определяется по формуле:
,
где:
- количество баллов, присуждаемых i-й заявке; КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ=0,50; К_i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается, выраженное в количестве видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию, содержащих описание используемого специального оборудования; К_max- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки, выраженное в количестве видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 1 к техническому заданию, содержащих описание используемого специального оборудования.
Дробное значение , округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что в Приложении N 1 к Техническому заданию Конкурсной документации установлено 46 видов работ (далее - Виды работ), по которым участником закупки необходимо представить предложения о качественных характеристиках объекта в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки заявок по показателям критерия Качественные характеристики объекта.
При этом, представители Уполномоченного органа сообщили, что Конкурсная комиссия приняла предложения о качественных характеристиках объекта, указанные в заявке Заявителя, только в отношении 32 из 46 Видов работ, в связи с тем, что указанные предложения не соответствовали объекту закупки или были представлены не в полном объеме.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в соответствии с установленным Конкурсной документацией порядком оценки заявок по критерию Качественные характеристики объекта оценка заявок производится в зависимости от количества видов (наименований) выполняемых работ, в отношении которых участником закупки в заявке сделаны предложения о качественных характеристиках объекта.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит информации о том, какие предложения участников закупки о качественных характеристиках объекта в отношении Видов работ будут приниматься Конкурсной комиссией как надлежащие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, поскольку не позволяет определить какие предложения участников закупки о качественных характеристиках объекта в отношении Видов работ, подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателям критерия Качественные характеристики объекта, признаются Конкурсной комиссией надлежащими.
Учитывая, что порядок оценки заявок, установлен Заказчиком в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, действия Конкурсной комиссии при оценке заявок на участие в Конкурсе нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не соответствует Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.07.2016.
Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 08.08.2016, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя на положения Конкурсной документации не подлежат рассмотрению Комиссией.
3. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Частью 4 статьи 4 Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса".
Пунктом 3 части 4 статьи 3 Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса".
Следовательно, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, требования о необходимости заверять печатью участника Конкурса (для юридического лица) доверенность для участия в Конкурсе, а также скреплять печатью заявку участника Конкурса (для юридического лица), нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заказчика Уполномоченного органа нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что размещенный в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 01.08.2016 N ПРО1 не содержит информации, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НИСЛ "РЕМСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 53, пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод на положения Конкурсной документации.
5. Выдать Конкурсной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 18.08.2016 по делу N К - 1304/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N К-1304/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был