Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АНО "Институт "Оргпром" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссии открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг, реализуемых в рамках основного мероприятия "Развитие системы технического регулирования и стандартизации" подпрограммы "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности" Конкурс N 5; лот N 2 - Разработка руководства и рекомендаций по внедрению бережливого производства на промышленных предприятиях на основе анализа лучшего российского опыта в области бережливого производства" Шифр "Рекомендации БП 10-16" (номер извещения 0173100009516000216) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссии Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, которая по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ошибочно не приняла к расчету контракты, представленные Заявителем.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 11.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) 5 заявок участников Конкурса признаны соответствующими;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 01.08.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "Центр приоритет" с предложением о цене контракта 2 280 000 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены критерии: Цена Контракта (значимость критерия - 60%); качественные, функциональные и экологические характеристики работы (значимость критерия - 20%); квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта услуги, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 20%).
Для оценки по критерию "квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта услуги, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяется два показателя: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
По показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен следующий порядок оценки: "Предметом оценки - является количество договоров, контрактов сопоставимого характера и объема, выполненных участником конкурса за период 2010 - 2015 годы.
Лучшим условием является наибольшее количество договоров, контрактов сопоставимого характера и объема (без штрафных санкций, без нарушения сроков, с надлежащим качеством выполнения работ), подтвержденных копиями договоров (контрактов), с приложением копий актов сдачи-приемки, а также других документов, свидетельствующих о качестве выполнения работ, и выполненных за период 2010 - 2015 годов.
Работами сопоставимого характера и объема будут считаться работы, стоимостью не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта в области стандартизации и в области бережливого производства, в частности:
по лоту N 1 - по разработке рекомендаций для промышленных предприятий, обеспечивающих применение обозначения национального стандарта и знака национальной системы стандартизации при маркировке продукции (работ, услуг);
по лоту N 2 - в сфере применения бережливого производства в различных отраслях промышленности
Предельное необходимое максимальное значение - 20 договоров (контрактов).
Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю, определяется:
а) в случае если , - по формуле:
НЦБ2 = К3 х 100 х (Кi/Kmax);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБ2 = К3 х 100 х (Кi/Kпред);
при этом,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик;
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком".
Из представленных на заседание Комиссии документов следует, что заявка Заявителя на участие в Конкурсе в подтверждение опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера содержит 20 договоров и контрактов выполнения работ в сфере применения бережливого производства.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.08.2016 N 26РО/02-10 Конкурсной комиссией при оценке заявки Заявителя по указанному показателю не учтены контракты представленные в составе заявки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при оценке заявок по показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Конкурсной комиссией учитывались договоры и контракты, результатом исполнения которых являются методические рекомендации по внедрению бережливого производства. При этом в составе заявки Заявителя не представлены контракты, подтверждающие наличие успешного опыта выполнения работ по разработке методических рекомендаций по внедрению бережливого производства.
Однако положениями Конкурсной документации установлено, что работами сопоставимого характера будут считаться работы, в сфере применения бережливого производства.
При этом порядок оценки, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не предусматривает ограничений в части оценки исключительно наличия опыта работ в области разработки методических рекомендаций в сфере применения бережливого производства.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, оценившей заявку Заявителя не в соответствии с установленным Конкурсной документацией порядком оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией для оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" применяется показатель "Качество работ", значимость указанного показателя - 100 %.
Вместе с тем, баллы по показателю "Качество работ" будут присуждаться за "Составляющие показателя "Качество работ", а именно
"2.1. Соответствие предложений участника конкурса установленным требованиям, изложенным в п. 2, 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с учетом описания методологии выполнения работ" - 30%, "2.2. Наличие дополнительных предложений участника конкурса к перечню требований, изложенных в п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации" - 70%.
При этом Правилами установлено, что если в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусмотрены для оценки показатели, то в документации о закупке устанавливается значимость показателей, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией по составляющему показателя "Качество работы" "Наличие дополнительных предложений участника конкурса к перечню требований, изложенных в п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации (по данным форм 4.2 и 4.5)" установлен следующий порядок оценки: "Заявка с наибольшим количеством признанных i-ым членом конкурсной комиссии дополнительных предложений получает Ki = 100 баллов. Баллы других заявок рассчитываются по формуле:
Ki = КЗ х100х(Zi/Zmax), где:
КЗ - коэффициент значимости - 0,7
Zi - принятое Заказчиком предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;
Zmax - максимальное предложение из предложений по Ki, сделанных участниками конкурса".
Вместе с тем, установленный в Конкурсной документации порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена зависимость между представляемыми сведениями и выставляемыми баллами, позволяющая однозначно определить в каком случае, представленные дополнительные предложения к перечню требований, изложенных в п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" будут признаны дополнительными и учтены в оценке.
Кроме того, согласно Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" установлены показатели: "Соответствие предложений участника конкурса установленным требованиям, изложенным в п. 2, 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с учетом описания методологии выполнения работ", "Наличие дополнительных предложений участника конкурса к перечню требований, изложенных в п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации".
В Конкурсной документации по Показателю "Соответствие предложений участника конкурса установленным требованиям, изложенным в п. 2, 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с учетом описания методологии выполнения работ" установлен следующий порядок оценки:
"Количество баллов, присуждаемых заявке, определяется по формуле:
Мi=KЗ х Мiе, где:
КЗ - коэффициент значимости значения - 0,3;
Мiе - количество баллов, присваиваемое заявке, которая оценивается
Шкала оценки значения 2.1
Мiе = 0 - присуждается заявке, которая полностью содержит только текст Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации, но в которой не представлено описание методологии выполнения работ;
Мiе = 20 - присуждается заявке, содержащей предложения участника конкурса, которые соответствуют требованиям, установленным в Разделе III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам" конкурсной документации, и в которых представлено описание методологии выполнения работ, но не по всему перечню работ;
Мiе = 60 - присуждается заявке, содержащей предложения участника конкурса, которые соответствуют требованиям, установленным в Разделе III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам" конкурсной документации, и в которых представлено описание методологии выполнения работ по всему перечню работ;
Мiе = 100 - присуждается заявке, содержащей предложения участника конкурса, которые соответствуют требованиям, установленным в Разделе III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам" конкурсной документации, в которых представлено описание методологии выполнения работ по всему перечню работ, кроме того:
по лоту N 1 - подготовлен проект предложений по разработке рекомендаций для промышленных предприятий, обеспечивающих применение обозначения национального стандарта при маркировании продукции (работ, услуг);
по лоту N 2 - подготовлен проект рекомендаций по применению бережливого производства в различных отраслях промышленности".
На заседании Комиссии установлено, что максимальное количество баллов по показателю "Соответствие предложений участника конкурса установленным требованиям, изложенным в п. 2, 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" конкурсной документации с учетом описания методологии выполнения работ" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" присуждается заявке, содержащей предложения участника конкурса, которые соответствуют требованиям, установленным Конкурсной документации, в которых представлено описание методологии выполнения работ по всему перечню работ, а также:
"по лоту N 1 - подготовлен проект предложений по разработке рекомендаций для промышленных предприятий, обеспечивающих применение обозначения национального стандарта при маркировании продукции (работ, услуг);
по лоту N 2 - подготовлен проект рекомендаций по применению бережливого производства в различных отраслях промышленности".
При этом разработка рекомендаций для промышленных предприятий, обеспечивающих применение обозначения национального стандарта при маркировании продукции (работ, услуг) и рекомендаций по применению бережливого производства в различных отраслях промышленности является результатами исполнения контракта по итогам проведения Конкурса.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает необходимости выполнения участником закупки обязательств по контракту на этапе подачи заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не надлежащим образом установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
При этом частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
В пункте 27 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе, в том числе: "выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки ООО "Центр приоритет" (Победитель Конкурса) представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, сформированная в электронной форме и распечатанная на бумажном носителе.
Таким образом, в составе заявки ООО "Центр приоритет" на участие в Конкурсе не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, соответствующая требованиям Закона о контрактной системе и положениям Конкурсной документации (ни оригинал соответствующей выписки, ни нотариально заверенная копия такой выписки).
Учитывая вышеизложенное, действия Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку ООО "Центр приоритет" надлежащей, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АНО "Институт "Оргпром" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения частей 3, 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.08.2016 по делу N К-1318/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 августа 2016 г. N К-1318/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был