Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ФлексФорм" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурсной комиссией ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Шлюзы N 13-16 Городецкого гидроузла. Ремонтные плавучие затворы (батопорты). Реконструкция". (номер извещения 0332100025616000065) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе конкретных показателей компонентного состава, а также результатов использования товаров.
2. Конкурсная документация, извещение о проведении Конкурса содержат противоречивые сроки выполнения работ.
3. В Конкурсной документации установлены неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 16.08.2016 на 17.08.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 015 007 330 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата проведения предквалификационного отбора - 17.08.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе конкретные показатели компонентного состава, а также результатов испытания товаров, так например: кислород технический газообразный, с температурой кипения -минус 183,0 гр.С, с долей элемента кислорода 99,7%, водяных паров 0,007%, Ацетилен газообразный технический, доля объемного ацетилена 98,5%, доля воздуха 1,4%,объемная доля фосфористого водорода 0,08%. Плотность при 0 град.С 1,173 кг/м3, Проволока порошковая для дуговой сварки, тип 39. Предел текучести металла - не менее 390 МПа, временное сопротивление - 450-600 МПа, относительное удлинение - не менее 22%.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Таблицей 1 Приложения к Технической части Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Кислород технический газообразный, с температурой кипения - минус 183,0 гр.С, с долей элемента кислорода 99,7%, водяных паров 0,007%, Ацетилен газообразный технический, доля объемного ацетилена 98,5%, доля воздуха 1,4%,объемная доля фосфористого водорода 0,08%. Плотность при 0 град.С 1,173 кг/м3, Проволока порошковая для дуговой сварки, тип 39. Предел текучести металла - не менее 390 МПа, временное сопротивление - 450-600 МПа, относительное удлинение - не менее 22%".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в указанные конкретные показатели установлены в соответствии с потребностью Заказчика и требованиями ГОСТ, и не являются предметом оценки заявок на соответствие требованиям Конкурсной документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная документация, извещение о проведении Конкурса содержат противоречивые сроки выполнения работ.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого конкурса, а также наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В извещении о проведении Конкурса Технической части Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Дата окончания выполнения работ по государственному контракту - 1 сентября 2019 года".
Вместе с тем, в пункте 10.7 проекта государственного контракта Конкурсной документации, пункте 4 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Дата окончания выполнения работ - 01 октября 2019 года".
Таким образом, Конкурсная документация, извещение о проведении Конкурса содержат различные сроки выполнения работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что различные сроки выполнения работ являются технической ошибкой, а также пояснили, что датой окончания выполнения работ является 01.10.2019.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации противоречивые сроки выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлены неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Подпунктом 6.9 пункта 6 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в Конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия, соответствующая требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что установление в Конкурсной документации требования о наличии отметки банка на платежном поручении, подтверждающем перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе не соответствуют части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 5 часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется по следующим критериям: стоимостной критерий оценки - "цена Договора" (значимость критерия - 60%), нестоимостные критерии "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Качественные характеристики объекта закупки") (значимость критерия - 30%), "квалификация участников закупки" (значимость критерия - 10%).
По критерию "Качественные характеристики объекта" закупки установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе: "По показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" Участник закупки может представить организационную схему выполнения работ, в том числе Участником закупки может быть представлено:
Состав работ с учетом всех разделов, указанных в таблице технической части (Приложение к технической части конкурсной документации), максимум 5 баллов:
Сведения о составе работ не представлены - 0 баллов;
Сведения о составе работ представлены не в полном объеме - 1 балл;
Сведения о составе работ представлены в полном объеме - 5 баллов.
Порядок выполнения работ по объектам, указанным в таблице технической части (Приложение к технической части конкурсной документации), максимум 5 баллов:
Порядок выполнения работ по объектам не представлен - 0 баллов;
Порядок выполнения работ по объектам представлен не в полном объеме - 1 балл;
Порядок выполнения работ по объектам представлен в полном объеме - 5 баллов.
Пообъектная последовательность выполнения работ с учетом всех разделов состава работ, указанных в таблице технической части (Приложение к технической части конкурсной документации), максимум 20 баллов:
Пообъектная последовательность выполнения работ не представлена- 0 баллов;
Пообъектная последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме - 2 балла.
Представленная пообъектная последовательность не соответствует технологическим нормам - 2 балла.
Пообъектная последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и не соответствует технологическим нормам - 1 балл.
Пообъектная последовательность выполнения работ представлена в полном объеме и соответствует технологическим нормам - 20 баллов.
Технологическая норма - набор правил, регулирующих использование технологических методов и средств. В данном случае имеется в виду технологическая последовательность выполнения работ для получения конечного результата с заданными параметрами качества.
Описание технологии применительно к составу работ с учетом всех разделов, указанных в таблице технической части (Приложение к технической части конкурсной документации), максимум 35 баллов:
Описание технологии не представлено - 0 баллов;
Описание технологии представлено не по всему составу работ - 2 балла;
Описание технологии представлено без учета специфики строительства по объекту закупки - 2 балла;
Описание технологии представлено не по всему составу работ и без учета специфики строительства по объекту закупки - 1 балл;
Описание технологии представлено по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки - 35 баллов.
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах, максимум 5 баллов:
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах не представлена - 0 баллов;
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах представлена без учета объемов, сроков и специфики строительства по объекту закупки - 1 балл;
Потребность в материально-технических и кадровых ресурсах представлена с учетом объемов, сроков и специфики строительства по объекту закупки - 5 баллов.
Применяемая система контроля качества в строительстве, максимум 5 баллов:
Применяемая система контроля качества в строительстве не представлена - 0 баллов;
Применяемая система контроля качества в строительстве не соответствует специфики строительства по объекту закупки - 1 балл;
Применяемая система контроля качества в строительстве соответствует специфики строительства по объекту закупки - 5 баллов.
Система организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды, максимум 25 баллов:
Сведения о системе организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды не представлены - 0 баллов;
Сведения о системе организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды представлены не в полном объеме - 2 балла;
Сведения о системе организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды представлены без учета специфики строительства по объекту закупки - 2 балла;
Сведения о системе организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды представлены не в полном объеме и без учета специфики строительства по объекту закупки - 1 балл;
Сведения о системе организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды представлены в полном объеме и с учетом специфики строительства по объекту закупки - 25 баллов.
Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов".
В Приложения к Технической части Конкурсной документации установлена таблица, в которой содержится, например, следующее:
Наименование Ед. изм. Всего
Реконструкция механического оборудования шлюза N 13-14
Закладные части .Шлюз N 13-14
Демонтажные работы
Разборка железобетонных конструкций объемом более 1 м3 при помощи отбойных молотков из бетона марки: 150-разборка ж/б в местах установки закладных частей 1 м3 35,00
Кислород технический газообразный, с температурой кипения -минус 183,0 гр.С, с долей элемента кислорода 99,7%, водяных паров 0,007% м3 70,00
Ацетилен газообразный технический, доля объемного ацетилена 98,5%, доля воздуха 1,4%,объемная доля фосфористого водорода 0,08%. Плотность при 0 град.С 1,173 кг/м3 м3 9,10
Демонтаж закладных частей 1 т конструкций 23,00
Установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м: трубчатых для прочих отделочных работ 100 м2 вертикальной проекции для наружных лесов 1,20
Детали деревянные лесов из пиломатериалов хвойных пород м3 0,01
Детали стальных трубчатых лесов, укомплектованные пробками, крючками и хомутами, окрашенные т 0,04
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, указанные в Приложения к Технической части Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией по показателям критерия "Качественные характеристики объекта".
Кроме того, на заседании Комиссия установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные характеристики объекта" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку Конкурсная документация не содержит описания специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по критерию "Качественные характеристики объекта".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ФлексФорм" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации противоречивых сроков выполнения работ, а также неправомерных требований к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 5 части 2 статьи 51, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Конкурсной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.08.2016 по делу N К-1322/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 августа 2016 г. N К-1322/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был