Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТОПВЕНТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по транспортировке снега с объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы для заказчика ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения 0173200001416000952) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Необоснованно продлен срок действия банковской гарантии больше, чем на один месяц.
2. Необоснованно продлены сроки действия контракта на 8 месяцев.
3. Не установлен порядок подачи заявок на участие в Аукционе.
4. Не установлены надлежащим образом сроки оказания услуг.
5. Не представляется возможным определить, каким образом Заказчиком, Уполномоченным органом рассчитал объем оказания услуг.
6. Не установлены условия, при которых возможно изменение условий контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 09.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 998 541 709,20 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 05.09.2016
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, уполномоченным органом необоснованно продлен срок действия банковской гарантии больше, чем на один месяц, что препятствует участникам закупки получить надлежащим образом банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 12.1 проекта контракта документации об Аукционе:
Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2018 г. включительно.
Пунктом 9.1 проекта контракта установлено:
Принять к сведению, что Исполнитель внес обеспечение исполнения Контракта на сумму ( ) рублей копеек, что составляет 10% от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме (УКАЗЫВАЕТСЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ). Срок действия данного обеспечения - по "01" февраля 2019 года включительно.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно продлены сроки действия контракта на 8 месяцев, что препятствует участникам закупки получить надлежащим образом банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта.
В пункте 4 информационной карте документации об Аукционе установлены сроки выполнения работ:
Период оказания услуг с 01.01.2017 г до 31.12.2017 г. Условия оказания услуг: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием.
Период оказания услуг с 01.01.2018 г до 15.04.2018 г. Условия оказания услуг: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием.
Период оказания услуг с 01.01.2017 г до 15.04.2017 г. Условия оказания услуг: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием.
Согласно доводу Заявителя, дата окончания выполнения работ - 15.04.2018. При этом, пунктом 12.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2018 г. включительно.
На заседание Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что срок действия контракта до 31.12.2018 установлен в связи с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен порядок подачи заявок на участие в Аукционе, в связи с чем, участнику закупки не представляется возможным определить, что необходимо представить в первой части заявки.
На заседание Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии пунктом 17.1 информационной карты документации об Аукционе в первой части заявки участнику закупки необходимо представить:
1. Согласие участника аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара (работы, услуги), на поставку (выполнение, оказание) которого(-ой) заключается контракт.
В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар
Как пояснили представители Заказчика, Уполномоченного органа, в составе документации об Аукционе данная форма отсутствует, в связи с чем, участнику закупки необходимо представить только согласие в первой части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены надлежащим образом сроки оказания услуг.
Срок оказания услуг: с момента подписания Контракта, в зимний период: с 01.01.2017 года по 15.04.2017 года и с 01.11.2017 года по 31.12.2017 года и с 01.01.2018 по 15.04.2018. В случае существенного изменения погодных условий, сроки оказания услуг могут изменяться.
Согласно доводу Заявителя, не представляется возможным определить на какой период могут изменится сроки поставки.
На заседание Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно пункту 3.3.2 постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 762-ПП "Об утверждении требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы" период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 15 апреля. В случае существенного изменения погодных условий сроки проведения зимней уборки могут изменяться по указанию заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя не представляется возможным определить, каким образом Заказчиком определен объем вывоза снега.
Пунктом 6 информационной карты документации об Аукционе установлено:
Количество поставляемого товара, выполняемых работ и услуг для каждой позиции, и вида, номенклатуры или ассортимента:
Общая площадь вывоза снега с объектов дорожного хозяйства - 24 335 391,27 м2
Объем вывоза снега - 17 205 121,67 м3.
На заседание Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объем оказания услуг установлен в связи с потребностью Заказчика, нормативной документацией и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены условия, при которых разрешено изменение условий контракта.
Пунктом 12.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено:
"Изменение и дополнение настоящего Контракта возможно по соглашению Сторон. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к Контракту. Дополнительные соглашения к Контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания Сторонами. Дополнительные соглашения к Контракту подлежат регистрации в Реестре контрактов в порядке, установленном в п. 12.3 Контракта".
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе, следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
На заседание Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно пункту 21 информационной карты документации об Аукционе, установлено, что изменение условий контракта предусмотрена в соответствии с подпунктами а, б части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по транспортировке снега с объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о Контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, не содержит положений предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТОПВЕНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 25.08.2016 по делу N К-1363/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2016 г. N К-1363/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был