Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Малибу-Майс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по туризму (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение межрегионального форума по вопросам развития доступного туризма в российских субъектах (номер извещения 0173100006516000057) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 02.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.08.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Флагман-Экспо" с минимальным предложением о цене контракта 2 970 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 16.08.2016 N 0173100006516000057-1-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске, поскольку Заявителем в составе первой части заявки предоставлена информация в отношении товара используемого при оказании услуг несоответствующая требованиям документации об Аукционе, а именно: "В заявке участник закупки предоставил по позиции 3 "Ручка шариковая", в том числе, следующие сведения: "Приведение в действие пружинного механизма выдвижения пишущего узла ручки будет обеспечиваться усилием 0,6 кгс".
Кроме того, по аналогичным основаниям отклонены заявки участников Аукциона с порядковыми номерами "1", "5", "6".
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования:
"1. Блокнот: должен быть в клетку без полей, со скреплением листов в блок клеевым бесшвейным скреплением, со скреплением блока с обложкой крытьем в роспуск; с переплетной крышкой на форзаце; с обложкой на форзаце. Объем блокнота 96 листов. Ширина блокнота более 140 и менее 150 мм. Высота блокнота более 200 и не более 220 мм. Блок блокнота должен быть выполнен из бумаги писчей по ГОСТ 18510-87. Марка бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота А или Б. Форзац блокнота должен быть выполнен из бумаги форзацной по ГОСТ 6742-79. Переплетная крышка блокнота должна быть выполнена из картона. Обложка блокнота должна быть выполнена из бумаги для сувенирных изделий. Размер стороны клетки в блокноте более 4 и менее 7 мм. Толщина линии, образующей клетки в блокноте не 0,4 мм. Цвет линии, образующей клетки в блокноте зеленый; фиолетовый. Непролиновка линии, образующей клетки в блокноте должна отсутствовать. Минимальная масса бумаги писчей площадью 1 м2, из которой должен быть выполнен блок блокнота 73 г. Наименьшая непрозрачность бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота 94%. Бумага писчая, из которой должен быть выполнен блок блокнота, изготовлена из 100% беленой целлюлозы; из беленой целлюлозы с введением не менее 25% беленой хлопковой целлюлозы. Обрез торцов блокнота должен быть ровным, чистым. Углы блокнота закругленные или прямые. Блокнот не должен иметь надрывов, помарок, порезов, подтеков клея, отслоений, морщин, складок, пузырей, залощенных и матовых полос и других дефектов, ухудшающих товарный вид изделия.
2. Папка-фолдер: должна вмещать документы формата до А4. Клапаны папки с одной стороны; с двух сторон. Высота нижнего кармана папки не < 40 мм, ширина бокового кармана папки < 40 мм. Материал изготовления папки двухсторонний мелованный картон плотностью не менее 270 и не более 300 г/ м2 или двухсторонняя мелованная бумага плотностью не менее 270 и не более 300 г/ м2. Папка цельнокроеная; с приклеенными карманами. Цветность печати папки 4+0 или 4+1 или 4+4. Папка должна быть с прорезью для визитки. Габаритные размеры папки: высота < 303 мм, ширина не > 215 мм, толщина более 5 мм.
3. Ручка шариковая: должна быть с пастой на маслянистой основе синего или черного цвета. Исполнение ручки должно быть с одним сменным выдвижным или неподвижным пишущим узлом с наибольшим диаметром шарика 1,2 мм. Пишущий узел ручки в рабочем положении не должен перемещаться при письме при приложении осевого усилия 9,8 Н. Наконечник пишущего узла в рабочем положении должен выступать из корпуса ручки на минимально 2,5 мм. Ручка с пружинным или поворотным механизмом выдвижения. Пишущий узел в нерабочем положении не должен выступать из корпуса ручки. Приведение в действие поворотного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться крутящим моментом 0,016 кгсм. Приведение в действие пружинного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться усилием 0,6 кгс. Механизм выдвижения должен обеспечивать бесперебойное выдвижение пишущего узла в рабочее положение и возврат его в нерабочее положение. Пишущий узел в ручке должен быть малого объема без упора или с упором по ГОСТ 29282-92 с сверхтонкой или тонкой или средней шириной линии письма. Длина пишущего узла в ручке > 82 мм. Максимальный диаметр пишущего узла в ручке не более 3,8 мм. Наименьший нижний предел длины линии пишущего узла, образованная при письме шариком диаметром 1,0 мм 770 м. Части ручки с неподвижным пишущим узлом, окрашенные в цвет пасты: колпачок; крышка ручки со стороны, противоположной наконечнику пишущего узла. Корпус ручки пластиковый/металлический с металлическим наконечником со стороны наконечника пишущего узла. Металлический наконечник корпуса ручки должен быть изготовлен из коррозионно- стойкого металла и/или должен иметь защитно-декоративное покрытие. Корпус ручки должен иметь резиновый упор для пальцев.
4. Бейдж участника: Бейдж из ламинированного картона плотностью > 110 г/ м2; из пластика. Габаритные размеры бейджа: минимально 125х75 мм, толщина менее 1 мм. Бейдж с 1 или 2 отверстиями для крепления на шнурок продолговатой формы со скругленными углами или круглой формы. Шнурок на шею должен быть в комплекте с бейджем. Углы бейджа должны быть скругленные. Формат бейджа должен быть вертикальный. Ламинация бейджа матовая; глянцевая. Длина отверстия для крепления на шнурок не > 22 мм, максимальная высота отверстия для крепления на шнурок 10 мм. Диаметр отверстия для крепления на шнурок не > 10 мм. Расстояние между отверстиями для крепления на шнурок > 55 мм."
Вместе с тем, в соответствии с документацией об Аукционе пунктом 3.2 II части Информационный карты установлено: "В случае установления в Приложении N 1 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже_", "наименьший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "", "не <" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное в Приложении N 1 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже_", "наименьший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "", "не <". В случае установления соответствующего минимального значения показателя в виде "_х_", участник аукциона в первой части заявки должен указать значение показателя, равное или превышающее минимальное значение по каждому из измеряемых показателей, разделенных знаком "х".
- в случае установления в Приложении N 1 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более _", "не выше_", "наибольший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "не >" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного в Приложении N 1 к Техническому заданию максимального значения показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более _", "не выше_", "наибольший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "не >". Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки должен предоставить сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с требованиями Технического задания без использования слов "должен (-на; -но;-ны)" , "должен (-на; -но;-ны) быть".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении товара по позиции 3 "Ручка шариковая": "Приведение в действие пружинного механизма выдвижения пишущего узла ручки будет обеспечиваться усилием 0,6 кгс".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить, как необходимо указывать участникам закупки указанный показатель, в виде неизменяемого значения или в виде конкретного показателя.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, а также установлены излишние требования к описанию товаров, необходимых для оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что изложенные нарушения явились основанием отклонения заявок с порядковыми номерами "1", "2", "5", "6", действия Аукционной комиссии не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Малибу-Майс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 29.08.2016 по делу N К-1381/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2016 г. N К-1381/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был