Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройТехСервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Заказчика запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Плавательный бассейн ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Московская 161" (номер извещения 0360100007616000099) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации не установлен объем, подлежащих выполнению работ.
2. В документации ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации конкретным видам работ, а также о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
3. Срок исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, не соответствует сроку действия контракта.
4. В документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок в отношении показателя "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема с предметом контракта", поскольку отсутствуют сведения о сроке, подтверждающим опыт работы, а также не установлено какие документы необходимо представить для подтверждения опыта работы.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 18.068.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 109 599 359,34 рублей;
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "КапСтройСпорт" с предложением о цене контракта 109 540 000 рублей.
1. Согласно пункту 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что положения технической части документации о закупке, сводный расчет и проектная документация, размещенные в ЕИС позволяют определить сведения об объеме выполняемых работ.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ от 30.12.2009 N 624).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 технической части документации установлено требование о наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Грк РФ, в соответствии с Приказом от 30.12.2009 N 624 с соответствующим перечнем видов работ, на выполнение которых выдается свидетельство, помимо работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Также пунктом 6 технической части документации установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ в соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации ненадлежащим образом требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации с конкретными видами работ, а также излишнее требование о наличии лицензии нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки не отклонялись, а признанные соответствующими документации об Аукционе заявки участников закупки содержат свидетельства по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
3. Согласно части 7 статьи 83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Согласно пункту 6 информационной карты документации установлено, что подрядчик обязан приступить к выполнению обязательств по контракту на следующий с момента подписания контракта день, завершить работу и сдать ее результат в течение 359 (трехсот пятидесяти девяти) календарных дней с момента передачи подрядчику части земельного участка. С согласия Заказчика допустимо досрочное выполнение работ.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с даты его заключения сторонами и действует по 31 декабря 2017 года.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации установлен критерии оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость нестоимостного критерия - 40%, коэффициент значимости критерия - 0,4.
По указанному критерию установлены следующие показатели:
1) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (далее - Показатель N 1).
2) Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема с предметом контракта (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки заявок:
Под сопоставимыми по характеру и объему предмету запроса предложений работами для оценки по данному показателю понимаются:
работы (услуги) на строительство, и (или) реконструкцию по объектам капитального строительства, заключенные и исполненные с 01.01.2013 года до даты подачи заявок на участие в запросе предложений, с ценой каждого договора (контракта) в размере не менее 20% начальной (максимальной) цены договора (контракта), предусмотренной настоящей документацией.
Документами, подтверждающими наличие опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого с предметом договора являются:
1. копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ сопоставимых* по характеру и объему с предметом запроса предложений, со всеми приложениями и изменениями;
2. копии актов приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в договоре (контракте)".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что по Показателю N 2 порядок оценки заявок не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что по Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки заявок:
Заявке участника закупки, который не представит подтверждающие документы, будет присвоена оценка в 0 баллов. Далее баллы присваиваются в зависимости от количества специалистов участника закупки с наличием высшего профессионального образования в области архитектуры и строительства, подтвержденных участником документально (в случае если документацией о проведении запроса предложений не установлен иной порядок):
- отсутствие специалистов - 0 баллов;
- от 1 до 4 человек включительно - 20 баллов;
- от 5 до 8 человек включительно - 40 баллов;
- от 9 до 12 человек включительно - 60 баллов;
- от 13 до 15 человек включительно - 80 балов;
- 16 человек и более - 100 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанному показателю различному количеству специалистов присваивается одинаковое количество баллов, например, 20 баллов присваивается - как в отношении 3 человек, так и в отношении 4 человек.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройТехСервис" обоснованной в части неправомерного установления требований о наличии лицензии и свидетельства саморегулируемой организации.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.08.2016 по делу N К-1388/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2016 г. N К-1388/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был