Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Идеал-К" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Волгоградский государственный технический университет" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право на заключения государственного контракта на выполнение общестроительных и специальных работ по капитальному строительству объекта "Учебно-лабораторный корпус Волгоградского государственного технического университета, II пусковой комплекс (корректировка)" (номер извещения 0329100012016000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки.
1. В документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, также положение об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком.
2. В документации об Аукционе установлены противоречивые сведения о стороне государственного контракта, обязанностью которой является составление графика производства работ.
3. В проекте контракта документации об Аукционе не установлен срок действия контракта, в связи с чем, не представляется возможным определить срок банковской гарантии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
4. В документации об Аукционе неправомерно установлена право представления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
5. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявок на участие в Аукционе копий учредительных документов участника закупки.
6. В документации об Аукционе не установлен гарантийный срок.
7. В документации об Аукционе не установлен размер обеспечения исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер.
8. В документации об Аукционе установлены противоречивые сведения о сроке выполнения работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 132 053 720 рублей;
4) Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе подана единственная заявка ООО "ФИРМА "КОМ-БИЛДИНГ".
1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, установленные пунктами 8, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Аукциона является выполнение общестроительных и специальных работ по капитальному строительству объекта "Учебно-лабораторный корпус Волгоградского государственного технического университета, II пусковой комплекс (корректировка)", в рамках которого Заказчиком не приобретаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, указанные требования установлены в пункте 1.6.3 документации об Аукционе в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 36 таблицы "Общие данные" части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлено, что разрешение на производство работ, предусмотренных проектом, обязательно для Подрядчика. Проект производства работ и Технологические карты по видам работ предоставляются Подрядчиком с указанием графика производства работ, и согласовывается с Заказчиком.
Пунктом 42 части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлено, что график производства работ утверждается Заказчиком.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что график работ представляется подрядчиком и согласовывается заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе установлен срок выполнения работ: со дня подписания контракта по декабрь 2017 г.
Пунктом 12.1 проекта государственного контракта установлено, что контракт действует до исполнения сторонами своих обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные сроки выполнения работ и действия контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно извещению о проведении Аукциона в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе представляются денежные средства в размере 6 602 686 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный способ обеспечения заявки на участие в Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно положениям информационной карты документации об Аукционе предоставление копий учредительных документов участника (для юридического лица) во второй части заявки не требуется.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу что, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 47 части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлено, что гарантийный срок на выполненные работы и материалы составляет 5 (пять) лет с даты утверждения Акта о приемке работ приемочной комиссией.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе установлены гарантийные сроки, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 18 информационной карты документации об аукционе установлены положения, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в документации об Аукционе положения о порядке применения антидемпинговых мер, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В календарной плане указано, что дата окончания выполнения работ - декабрь 2017 года. Вместе с тем, согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе установлен срок выполнения работ: со дня подписания контракта по декабрь 2017 г.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в документации об Аукционе положения о сроках выполнения работ, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 21 информационной карты документации об Аукционе установлено, что во второй части заявки на участие в электронном аукционе участник вправе в составе заявки предоставить как свидетельство о допуске по п.33 Перечня, если он планирует привлекать субподрядчиков на выполнение каждого из видов работ, являющихся предметом закупки, так и свидетельство о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства если участник собирается выполнять работы самостоятельно.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование о наличии у участников закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявка участника закупки не отклонялась, а также единственным участником закупки в составе заявки представлено свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
10. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 09.08.2016 N РД 1 не содержится предмет запроса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки требуется использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В документации об Аукционе установлены, в том числе следующие характеристики товаров, например:
- "Выключатель нагрузки Iн=20А, 50Гц, 230В ГОСТ Р50030.3-99".
- "Лампа ЛС-47. Лампа накаливания с линзой зеленого цвета 0,5Вт ГОСТ Р50030.5.1-99"
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ Р50030.3-99 отменен ГОСТом Р50030.3-2012, ГОСТ Р50030.5.1-99 отменен ГОСТом 50030.5.1-2005.
- "Огнезащитное покрытие EI 30 или эквивалент", показатель - "ПВК - 0,60".
На заседании Комиссии установлено, по указанному пункту отсутствуют единицы измерения,
- "Шкаф пожарный ШПК-Пульс -320В размером 590х1350(h) ГОСТ Р 51814".
На заседании Комиссии установлено, что требования к шкафу пожарному определяются ГОСТ Р 51844-2009.
"Трубы из полипропилена (ПП-Р) ГОСТ Р 52134".
На заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ Р 52134 дата завершения срока действия указанного ГОСТ - 01.01.2015.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к товарам о соответствии недействующим ГОСТ, а также установившего характеристики товаров без указания единиц измерения, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Идеал-К" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 29.08.2016 N К-1379/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службу от 31 августа 2016 г. N К-1402/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был