Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть А - Общие положения
7.1 Общие требования
7.1.1 В основе положений настоящей главы лежат следующие основные принципы, изложенные в этих положениях с учетом категории судов и потенциальной пожароопасности:
.1 обслуживание основных функций и систем безопасности судна, включая движение и управление, обнаружение пожара, аварийно-предупредительную сигнализацию и средства пожаротушения в не подвергшихся воздействию пожара помещениях после пожара в любом одном отсеке на борту судна;
.2 разделение района жилых помещений для пассажиров судов категории В на зоны таким образом, чтобы находящиеся в любом отсеке люди могли эвакуироваться в другую безопасную зону или отсек в случае пожара;
.3 деление судна на отсеки огнестойкими конструкциями;
.4 ограничение применения горючих материалов и материалов, образующих при пожаре дым и токсичные газы;
.5 обнаружение, сдерживание и тушение любого пожара в помещении, где он возникает;
.6 защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром; и
.7 готовность средств пожаротушения к немедленному применению.
7.1.2 Требования настоящей главы основываются на следующих условиях:
.1 В случае обнаружения пожара экипаж судна немедленно вводит в действие противопожарные средства, сообщает базовому порту об аварии и готовится к перемещению пассажиров в другую безопасную зону или отсек или, если это необходимо, к эвакуации пассажиров.
.2 Не рекомендуется использовать топливо с температурой вспышки ниже 43°С. Однако топливо с более низкой температурой вспышки, но не ниже 35°С может быть использовано в газовых турбинах только при условии выполнения положений, указанных в 7.5.1 - 7.5.6.
.3 Ремонт и обслуживание судна проводятся в соответствии с требованиями, приведенными в главах 18 и 19 настоящего Кодекса.
.4 Закрытые помещения, такие как кинозалы, дискотеки и подобные помещения, не допускаются. Буфеты, которые не содержат средств для приготовления горячей пищи с открытыми нагревающимися поверхностями, могут допускаться. Камбузы, если они имеются, должны полностью отвечать требованиям главы II-2 Конвенции.
.5 Опасные грузы могут перевозиться при условии выполнения соответствующих положений правил 53 и 54 главы II-2 Конвенции.
.6 Доступ пассажиров в помещения, где находятся транспортные средства, во время рейса запрещается, за исключением случаев, когда пассажиров сопровождает член экипажа, ответственный за пожарную безопасность. Вход в грузовые помещения, когда судно находится в море, должен разрешаться только соответствующим членам экипажа.
7.2 Определения
7.2.1 "Огнестойкие перекрытия" есть перекрытия, образуемые переборками и палубами, которые отвечают следующим требованиям:
.1 Они должны быть изготовлены из негорючих или огнезадерживающих материалов, которые по своим изоляционным или огнестойким свойствам отвечают требованиям 7.2.1.2 - 7.2.1.6.
.2 Они должны иметь соответствующие элементы жесткости.
.3 Их конструкция должна обеспечивать предотвращение прохождения дыма и пламени в течение соответствующего времени противопожарной защиты.
.4 Если требуется, они должны сохранять несущую способность в течение соответствующего времени противопожарной защиты.
.5 Они должны иметь такие изолирующие свойства, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более чем на 139°С по сравнению с первоначальной и чтобы ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась более чем на 180°С по сравнению с первоначальной в течение соответствующего времени противопожарной защиты.
.6 Необходим стандартный метод испытаний для прототипов переборки и палубы, чтобы убедиться, что они отвечают указанным выше требованиям.
7.2.2 "Огнезадерживающие материалы" есть материалы, которые имеют свойства, отвечающие стандартам, разработанным Организацией*(3), в отношении следующего:
.1 они должны иметь характеристики медленного распространения пламени;
.2 они должны ограничивать тепловой поток, при этом следует обращать должное внимание на опасность возгорания мебели в отсеке;
.3 ограниченной скорости выделения тепла, при этом следует обращать должное внимание на опасность распространения пламени в смежный отсек; и
.4 газ и дым не должны выделяться в количествах, которые могли бы быть опасными для находящихся на судне людей.
7.2.3 "Очаг пожара" - стандарты в соответствии с 1.2.22 должны быть разработаны Организацией*(4) применительно к материалам поверхностей переборок, стенок и обшивок подволоков, включая их опорные конструкции, если это считается необходимым.
7.2.4 "Негорючий материал" есть материал, который при нагревании до температуры приблизительно 750°С не горит и не выделяет горючих газов в количестве, достаточном для их самовоспламенения, что определяется по удовлетворяющей Администрацию установленной методике испытаний*(5). Всякий иной материал считается горючим.
7.2.5 "Стандартное испытание на огнестойкость" есть такое испытание, при котором образцы соответствующих переборок, палуб или других конструкций подвергаются нагреву в испытательной печи по установленной методике испытаний в соответствии со стандартами*(6), разработанными Организацией.
7.2.6 Там, где встречаются слова "сталь или другой равноценный материал", "равноценный материал" означает любой негорючий материал, который сам по себе или благодаря покрывающей его изоляции к концу применимого огневого воздействия при стандартном испытании на огнестойкость обладает конструктивными свойствами и огнестойкостью, равноценными стали (например, алюминиевый сплав с соответствующей изоляцией).
7.2.7 "Медленное распространение пламени" означает, что поверхность, характеризуемая подобным образом, в достаточной степени ограничивает распространение пламени, что определяется по установленной методике испытаний*(7), разработанной Организацией.
7.2.8 "Дымонепроницаемый" или "способный предотвращать прохождение дыма" означает, что перекрытие, изготовленное из негорючих или огнезадерживающих материалов, способно предотвращать прохождение дыма.
7.3 Классификация использования помещений
7.3.1 С целью классификации использования помещений в соответствии с пожарной опасностью должны применяться следующие категории:
.1 "Зоны повышенной пожароопасности", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "А", включают следующие помещения:
- Машинные помещения
- Открытые помещения для транспортных средств
- Помещения, содержащие опасные грузы
- Помещения специальной категории
- Кладовые, содержащие воспламеняющиеся жидкости
.2 "Зоны умеренной пожароопасности", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "В", включают следующие помещения:
- Помещения вспомогательных механизмов, определенные в 1.4.3
- Таможенные склады, содержащие напитки в упаковке, содержание алкоголя которых не превышает 24 процентов по объему
- Жилые помещения экипажа
- Служебные помещения
.3 "Зоны малой пожароопасности", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "С", включают следующие помещения:
- Помещения вспомогательных механизмов, определенные в 1.4.4
- Грузовые помещения
- Топливные отсеки
- Общественные помещения
- Цистерны, пустые пространства и районы малой пожароопасности или непожароопасные
.4 "Посты управления", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "D" и определенные в 1.4.13.
.5 "Места эвакуации и внешние пути эвакуации", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "Е", включают следующие районы:
- Внешние трапы и открытые палубы, используемые в качестве путей эвакуации
- Внутренние и внешние места сбора
- Пространства открытой палубы и закрытые площадки для прогулок, образующие места посадки на спасательные шлюпки и плоты и места их спуска
- Борт судна до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке, стороны надстроек и рубок, расположенные ниже районов посадки на спасательные плоты и скаты и смежные с этими районами
.6 "Открытые пространства", обозначенные в таблицах 7.4-1 и 7.4-2 буквой "F", включают следующие районы:
- Участки открытых пространств, не являющиеся местами эвакуации и внешними путями эвакуации, а также постами управления.
Таблица 7.4-1
Время конструктивной противопожарной защиты разделяющих переборок и палуб пассажирских судов
|
А |
B |
C |
D |
Е |
F |
Зоны А повышенной пожароопасности |
60 1, 2 \ 60 1, 2 |
30
\ 60 1 |
3
\ 60 1, 8 |
3 4 \ 60 1 |
3
\ 60 1 |
-
\ 60 1, 7 |
Зоны В умеренной пожароопасности |
|
30
\ 30 2 |
3
\ 30 8 |
3 4 \
60 |
3
\
30 |
-
\
3 |
Зоны малой С пожароопасности |
|
|
3
\
3 |
3 4 \ 30 8 |
3
\
3 |
-
\
3 |
Посты D управления |
|
|
|
3 4 \ 3 4 |
3
\ 3 4 |
-
\
3 |
Места Е эвакуации и пути эвакуации |
|
|
|
|
3
\
3 |
-
\
3 |
Открытые F пространства |
|
|
|
|
|
-
\
- |
Таблица 7.4-2
Время конструктивной противопожарной защиты разделяющих переборок и палуб грузовых судов
|
А |
B |
C |
D |
Е |
F |
Зоны А повышенной пожароопасности |
60 1, 2 \ 60 1, 2 |
30
\ 60 1 |
3
\ 60 1, 8 |
3 4 \ 60 1 |
3
\ 60 1 |
-
\ 60 1, 7 |
Зоны В умеренной пожароопасности |
|
6 2 \ 6 2 |
3
\
6 |
3 4 \
60 |
3
\
6 |
-
\
3 |
Зоны малой С пожароопасности |
|
|
3
\
3 |
3, 4
\ 30 8 |
3
\
3 |
-
\
3 |
Посты D управления |
|
|
|
3 4 \ 3 4 |
3
\ 3 4 |
-
\
3 |
Места Е эвакуации и пути эвакуации |
|
|
|
|
3
\
3 |
-
\
3 |
Открытые F пространства |
|
|
|
|
|
-
\
- |
Примечания:
Цифры по обе стороны от диагональной линии представляют собой требуемое время конструктивной противопожарной защиты для системы защиты на соответствующей стороне перекрытия.
1 Верхнюю сторону палуб помещений специальной категории можно не изолировать.
2 Если смежные помещения входят в одну и ту же алфавитную категорию и стоит обозначение 2, переборку или палубу между такими помещениями можно не устанавливать, если Администрация сочтет это необходимым. Например, переборка не требуется между двумя кладовыми. Однако между машинным помещением и помещением специальной категории переборка требуется, даже если оба помещения входят в одну и ту же категорию.
3 Требований к конструктивной противопожарной защите нет, однако требуется дымонепроницаемый негорючий или огнезадерживающий материал.
4 Посты управления, которые также являются помещениями вспомогательных механизмов, должны быть обеспечены конструктивной противопожарной защитой, рассчитанной на 30 мин.
5 Специальных требований к материалам или огнестойкости ограничивающих конструкций нет, если в таблицах стоит только прочерк.
6 Время противопожарной защиты составляет 0 мин, а время для предотвращения прохождения дыма и пламени составляет 30 мин, как определяется в течение первых 30 мин стандартного огневого испытания,
7 Если используется конструкция из стали, огнестойкие перекрытия могут не отвечать 7.2.1.5.
8 Если используется конструкция из стали, огнестойкие перекрытия, смежные с пустыми пространствами, могут не отвечать 7.2.1.5.
7.4 Конструктивная противопожарная защита
7.4.1 Основная конструкция
7.4.1.1 Указанные ниже требования применяются ко всем судам, независимо от конструкционных материалов. Время конструктивной противопожарной защиты разделяющих переборок и палуб должно быть в соответствии с таблицами 7.4-1 и 7.4-2, и все периоды времени конструктивной противопожарной защиты основаны на обеспечении защиты в течение 60 мин, как указано в 4.8.1. Если для судов категории А и грузовых судов в 4.8.1 определен любой другой меньший период времени конструктивной противопожарной защиты, то периоды времени, приведенные ниже в 7.4.2.2 и 7.4.2.3, могут быть пропорционально изменены. В любом случае время конструктивной защиты должно быть не менее 30 мин.
7.4.1.2 При использовании таблиц 7.4-1 и 7.4-2 следует принимать к сведению, что название каждой категории является скорее типовым, чем ограничивающим. Для определения соответствующих стандартов огнестойкости, применяемых к ограничивающим конструкциям между смежными помещениями, если возникают сомнения относительно определения их категории для целей настоящего раздела, такие помещения должны рассматриваться как помещения той категории, к которой предъявляется наиболее строгое требование в отношении ограничивающих конструкций.
7.4.1.3 Корпус, надстройка, конструктивные переборки, палубы, рубки и пиллерсы должны быть изготовлены из одобренных негорючих материалов, обладающих соответствующими конструктивными свойствами. Использование других огнезадерживающих материалов может допускаться при условии выполнения требований настоящей главы (включая методику испытания, разработанную Организацией*(8), для определения конструктивной прочности композиционных материалов при повышенной температуре).
7.4.2 Огнестойкие перекрытия
7.4.2.1 Зоны повышенной и умеренной пожароопасности должны быть ограничены огнестойкими перекрытиями, отвечающими требованиям 7.2.1, за исключением случаев, когда отсутствие любого такого перекрытия не повлияет на безопасность судна. Эти требования могут не применяться к тем частям конструкции судна, которые соприкасаются с водой в состоянии судна порожнем, однако следует должным образом учитывать влияние температуры корпуса, соприкасающегося с водой, и теплопередачи от любой неизолированной конструкции, соприкасающейся с водой, к изолированной конструкции, расположенной выше уровня воды.
7.4.2.2 Огнестойкие переборки и палубы должны иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать стандартное огневое испытание в течение 30 мин для зон умеренной пожароопасности и 60 мин для зон повышенной пожароопасности, за исключением случаев, предусмотренных в 7.4.1.1.
7.4.2.3 Основные несущие конструкции в зонах повышенной и умеренной пожароопасности должны быть устроены таким образом, чтобы распределять нагрузку так, чтобы конструкция корпуса и надстройки не разрушалась под воздействием пламени в течение соответствующего времени противопожарной защиты. Несущая конструкция должна также отвечать требованиям 7.4.2.4 и 7.4.2.5.
7.4.2.4 Если конструкции, указанные в 7.4.2.3, изготовлены из алюминиевого сплава, их изоляция должна быть такой, чтобы температура основы не превышала более чем на 200°С температуру окружающей среды в течение периодов времени, указанных в 7.4.1.1 и 7.4.2.2.
7.4.2.5 Если конструкции, указанные в 7.4.2.3, выполнены из горючего материала, их изоляция должна быть такой, чтобы их температура не повышалась до уровня, при котором произойдет ухудшение конструкции во время стандартного огневого испытания композиционных материалов, разработанного Организацией, в такой степени, что несущая способность в течение периодов времени, указанных в 7.4.1.1 и 7.4.2.3, ухудшится.
7.4.2.6 Конструкция всех дверей и дверных рам в огнестойких перекрытиях с устройствами, удерживающими их в закрытом состоянии, должна обеспечивать такую же огнестойкость и такую же непроницаемость для дыма и огня, как и переборки, в которых они установлены. Водонепроницаемые двери из стали могут не изолироваться. Кроме того, если огнестойкое перекрытие имеет отверстия для трубопроводов, каналов, органов управления, электрических кабелей или для других целей, должны быть приняты меры и проведены необходимые испытания, чтобы убедиться, что огнестойкость перекрытий не ухудшается.
7.4.3 Ограничение применения горючих материалов
7.4.3.1 Все разделяющие перекрытия, подволоки или зашивки, если они не являются огнестойкими, должны быть из негорючих или огнезадерживающих материалов.
7.4.3.2 Если изоляция устанавливается в зонах, где она может входить в контакт с любыми воспламеняющими жидкостями или их парами, ее поверхность должна быть непроницаемой для таких жидкостей или паров. Открытые поверхности антиконденсатных материалов и клеев, применяемых в сочетании с изоляционными материалами, должны иметь характеристики медленного распространения пламени.
7.4.3.3 Мебель и отделка в общественных помещениях и жилых помещениях экипажа должны отвечать следующим стандартам:
.1 вся ящичная мебель полностью изготовлена из одобренных негорючих или огнезадерживающих материалов, однако открытая поверхность такой мебели может иметь горючую облицовку с теплотворной способностью не выше 45 ;
.2 вся другая мебель, такая как кресла, диваны и столы, изготовлена с применением каркасов из негорючих или огнезадерживающих материалов;
.3 все драпировки, занавеси и другие висящие тканевые изделия противостоят распространению пламени в соответствии со стандартами*(9), разработанными Организацией;
.4 вся обитая мебель в отношении сопротивления воспламенению и распространению пламени соответствует стандартам*(10), разработанным Организацией;
.5 все постельные принадлежности отвечают стандартам*(11), разработанным Организацией; и
.6 все покрытия палуб отвечают стандартам*(12), разработанным Организаций.
7.4.3.4 Следующие поверхности должны быть выполнены, как минимум, из материалов, имеющих характеристики медленного распространения пламени:
.1 открытые поверхности коридоров и выгородок трапов, а также переборок, стенок и зашивок подволоков во всех жилых и служебных помещениях и постах управления;
.2 скрытые или недоступные места жилых, служебных помещений и постов управления.
7.4.3.5 Любой тепло- и звукоизоляционный материал, если он не отвечает положениям 7.2.1 или 7.2.2, должен быть негорючим.
7.4.3.6 Применяемые на судне материалы под воздействием пожара не должны выделять дым или токсичные газы в количестве, которое может быть опасным для людей, как определяется в ходе испытаний по стандарту, разработанному Организацией.
7.4.3.7 Пустые отсеки, в которых для обеспечения запаса плавучести судна используются горючие материалы низкой плотности, должны быть защищены от смежных пожароопасных зон огнестойкими перекрытиями в соответствии с таблицами 7.4-1 и 7.4-2. Кроме того, помещение и закрывающие его устройства должны быть газонепроницаемыми, но должны иметь вентиляцию с выпуском в атмосферу.
7.4.3.8 В помещениях, где разрешается курить, должны быть установлены соответствующие негорючие урны. В помещениях, где курить не разрешается, должны быть вывешены соответствующие надписи.
7.4.3.9 Газовыпускные трубы должны быть расположены таким образом, чтобы свести к минимуму опасность возникновения пожара. Для этой цели вытяжная система должна иметь изоляцию, а все помещения и конструкции, которые расположены возле газовыпускной системы или которые могут подвергаться воздействию повышенных температур отработавших газов в нормальных или аварийных условиях, должны быть изготовлены из негорючих материалов или защищены и изолированы негорючими материалами для обеспечения защиты от высокой температуры.
7.4.3.10 Конструкция и расположение газовыпускных коллекторов или труб должны обеспечивать безопасный выпуск отработавших газов.
7.4.4 Устройство
7.4.4.1 Внутренние трапы, которые обслуживают более двух палуб жилых помещений, должны быть закрыты на всех уровнях дымонепроницаемыми перекрытиями из негорючих или огнезадерживающих материалов, а если обслуживаются только две палубы, такие выгородки должны быть предусмотрены по меньшей мере на одном уровне. Трапы могут устанавливаться на открытом пространстве в общественном помещении при условии, что они полностью расположены в пределах такого общественного помещения.
7.4.4.2 Устройство шахт лифтов должно предотвращать проникновение дыма и пламени из одного палубного пространства в другое и должно быть снабжено средствами закрытия, чтобы не допустить тяги и проникновения дыма.
7.4.4.3 В жилых и служебных помещениях, постах управления, коридорах и на трапах воздушные пространства за подволоками, панелями или зашивками должны быть надлежащим образом разделены плотно пригнанными предотвращающими тягу заделками, установленными на расстоянии не более 14 м друг от друга.
7.5 Цистерны и системы для топлива и других воспламеняющихся жидкостей
7.5.1 Цистерны для топлива и других воспламеняющихся жидкостей должны быть отделены от помещений для пассажиров, экипажа и от багажных отсеков газонепроницаемыми выгородками или коффердамами, которые соответствующим образом вентилируются и осушаются.
7.5.2 Топливные цистерны не должны быть расположены в зонах повышенной пожароопасности или возле них. Однако воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 60°С могут располагаться в таких зонах при условии, что цистерны изготовлены из стали или другого равноценного материала.
7.5.3 Каждый топливный трубопровод, повреждение которого может вызвать утечку топлива из запасной, отстойной или расходной цистерны, должен быть оборудован краном или клапаном, установленным непосредственно на цистерне, который в случае пожара в помещении, где расположены такие цистерны, может быть закрыт с безопасного места вне данного помещения.
7.5.4 Трубы, клапаны и их соединения, проводящие воспламеняющиеся жидкости, должны быть изготовлены из стали или такого другого материала, который отвечает стандарту*(13) в отношении прочности и огнестойкости с учетом рабочего давления и помещений, в которых они установлены. Там, где это возможно, следует избегать применения гибких шлангов.
7.5.5 Трубы, клапаны и их соединения, проводящие воспламеняющиеся жидкости, должны отстоять, насколько это практически возможно, как можно дальше от горячих поверхностей или воздухозаборников машинных установок, электрического оборудования и других потенциальных источников воспламенения и должны быть расположены или экранированы так, чтобы свести к минимуму возможность контакта вытекающей жидкости с такими источниками воспламенения.
7.5.6 Топливо с температурой вспышки ниже 35°С не должно использоваться. На каждом судне, использующем топливо с температурой вспышки ниже 43°С, меры по его хранению, распределению и использованию должны обеспечивать, с учетом опасности пожара и взрыва, к которым может привести использование топлива, поддержание безопасности судна и находящихся на нем людей. В дополнение к требованиям 7.5.1 - 7.5.5 такие меры должны отвечать следующим положениям:
.1 цистерны для хранения такого топлива должны располагаться за пределами любого машинного помещения на расстоянии не менее 760 мм по направлению к диаметральной плоскости судна от бортовой и днищевой обшивки, а также от палуб и переборок;
.2 должны быть предусмотрены устройства для предотвращения возникновения избыточного давления в любой топливной цистерне или в любой части топливной системы, включая наполнительные трубы. Любые предохранительные клапаны и воздушное или переливные трубы должны производить слив в такое место, которое, по мнению Администрации, является безопасным;
.3 помещения, в которых расположены топливные цистерны, должны иметь искусственную вентиляцию с использованием вытяжных вентиляторов, обеспечивающих не менее шести воздухообменов в час. Вентиляторы должны быть устроены таким образом, чтобы избегать возможности возгорания воспламеняющихся смесей газа и воздуха. На приемных и выпускных вентиляционных отверстиях должны быть установлены соответствующие предохранительные проволочные сетки. Выпускные отверстия таких труб должны производить выпуск в такое место, которое, по мнению Администрации, является безопасным. У входов в такие помещения должны быть вывешены надписи "Курить воспрещается";
.4 заземленные электрораспределительные системы не должны использоваться, за исключением заземленных искробезопасных цепей;
.5 во всех помещениях, где может происходить утечка топлива, включая систему вентиляции, должно использоваться соответствующее одобренное электрическое оборудование безопасного типа*(14). В таких помещениях должно устанавливаться только электрическое оборудование и арматура, крайне необходимые для эксплуатации судна;
.6 в каждом помещении, через которое проходят топливные трубопроводы, должна быть установлена стационарная система газообнаружения, при этом на посту управления с постоянной вахтой должна быть предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация;
.7 если необходимо, каждая топливная цистерна должна быть оборудована "ловушками" или сливными желобами, улавливающими любое топливо, которое может вытекать из такой цистерны;
.8 должны быть предусмотрены безопасные и эффективные средства для замера количества топлива, содержащегося в любой цистерне. Верхние концы измерительных трубок не должны выводиться в какое-либо помещение, где может возникнуть опасность воспламенения вследствие утечек из них. В особенности они не должны выводиться в пассажирские помещения или помещения, занимаемые экипажем. Применение стекол в указателях уровня запрещается. Могут допускаться другие средства для замера количества топлива, содержащегося в любой цистерне, если для таких средств не требуются отверстия ниже верхней плоскости цистерны, и при условии, что их повреждение или перелив цистерны не приводят к утечке топлива;
.9 во время операций по бункеровке пассажиры не должны находиться на борту судна или вблизи станции приема топлива, и должны быть вывешены надлежащие надписи "Курить воспрещается" и "Открытые источники света воспрещаются". Соединения для подачи топлива с берега на судно должны быть закрытого типа и соответствующим образом заземлены во время операций по бункеровке;
.10 системы обнаружения пожара и пожаротушения в помещениях, где расположены невстроенные топливные цистерны, должны быть предусмотрены в соответствии с пунктами 7.7.1 - 7.7.4; и
.11 заправка судна топливом должна производиться на одобренных сооружениях для заправки топливом, подробно указанных в путевом наставлении по эксплуатации, на которых предусмотрено следующее противопожарное оборудование:
.11.1 соответствующая система пенотушения, состоящая из лафетных стволов и пенообразующих патрубков, обеспечивающих подачу пенного раствора с интенсивностью не менее 500 л/мин в течение не менее 10 мин;
.11.2 порошковые огнетушители общей производительностью не менее 50 кг; и
.11.3 углекислотные огнетушители общей производительностью не менее 16 кг.
7.6 Вентиляция
7.6.1 Должна быть предусмотрена возможность закрытия главных приемных и выпускных отверстий всех вентиляционных систем вне вентилируемых помещений. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность закрытия таких отверстий в зонах повышенной пожароопасности из поста управления с постоянной вахтой.
7.6.2 Должна быть предусмотрена возможность отключения всех вентиляторов вне помещений, которые они обслуживают, а также вне помещений, в которых они установлены. Управление вентиляторами, обслуживающими зоны повышенной пожароопасности, должно осуществляться из поста управления с постоянной вахтой. Средства для отключения искусственной вентиляции в машинном помещении должны не зависеть от средств, предназначенных для отключения вентиляции в других помещениях.
7.6.3 Зоны повышенной пожароопасности и основные пассажирские помещения, служащие в качестве мест сбора, должны иметь отдельные вентиляционные системы и каналы. Вентиляционные каналы зон повышенной пожароопасности не должны проходить через другие помещения, а вентиляционные каналы других помещений не должны проходить через зоны повышенной пожароопасности.
7.6.4 Если, по необходимости, вентиляционный канал проходит через огнестойкое или дымонепроницаемое перекрытие, у такого перекрытия должна быть установлена безотказная автоматически закрывающаяся противопожарная заслонка. Канал между перекрытием и заслонкой должен быть из стали или другого равноценного материала и должен иметь изоляцию в соответствии с тем же стандартом, который требуется для огнестойкого перекрытия.
7.6.5 Если системы вентиляции проходят через палубы, их устройство должно быть таким, чтобы не ухудшать огнестойкость палубы, и должны быть приняты меры предосторожности для уменьшения вероятности прохождения дыма и горячих газов через систему из одного междупалубного пространства в другое.
7.6.6 Все заслонки, установленные на огнестойких или дымонепроницаемых перекрытиях, должны также закрываться вручную с каждой доступной стороны перекрытия, на котором они установлены, и дистанционно закрываться из поста управления с постоянной вахтой.
7.7 Системы обнаружения и тушения пожара
7.7.1 Для зон повышенной и умеренной пожароопасности и других закрытых пространств в жилых помещениях, в которых постоянно не находятся люди, таких как туалеты, выгородки трапов и коридоры, должны быть предусмотрены одобренная автоматическая система дымообнаружения и ручные извещатели, указывающие на посту управления очаг пожара во всех нормальных условиях эксплуатации установок. Отделение (отделения) главных механизмов должны, кроме того, иметь автоматические извещатели, срабатывающие под воздействием иных," чем дым, факторов, и за ними должно вестись наблюдение с помощью телевизионных камер, контролируемых из рубки управления. Ручные извещатели должны устанавливаться в жилых и служебных помещениях и, если необходимо, на постах управления. У каждого выхода из этих помещений и из зон повышенной пожароопасности должно располагаться по одному ручному извещателю.
7.7.2 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара должны отвечать нижеследующим требованиям.
7.7.2.1 Общие требования
.1 Любая требуемая стационарная система сигнализации обнаружения пожара с ручными извещателями должна быть в постоянной готовности к немедленному срабатыванию.
.2 Должен осуществляться контроль за источниками питания и электрическими цепями, необходимыми для работы системы, с целью обнаружения потери питания или неисправностей, в зависимости от случая. Возникновение неисправности должно вызывать подачу на панели управления станции обнаружения пожара светового и звукового сигналов о неисправности, которые должны отличаться от сигнала о пожаре.
.3 Для электрических приборов, применяемых в системе сигнализации обнаружения пожара, должно быть предусмотрено не менее двух источников энергии, один из которых должен быть аварийным. Питание должно осуществляться по отдельным кабелям, предназначенным только для этой цели. Такие кабели должны идти к автоматическому переключателю, расположенному на станции сигнализации обнаружения пожара или вблизи нее.
.4 Автоматические и ручные извещатели должны быть сгруппированы в лучи. Срабатывание любого автоматического или ручного извещателя должно вызывать подачу на панели управления станцией и на панелях сигнализации звукового и светового сигналов о пожаре. Если в течение двух минут эти сигналы не привлекут внимания, во всех жилых помещениях экипажа и служебных помещениях, на постах управления, а также в машинных помещениях автоматически должен подаваться звуковой сигнал тревоги. Система подачи такого звукового сигнала тревоги может не являться составной частью системы обнаружения пожара.
.5 Панель управления станцией должна располагаться в рубке управления или на центральном пожарном посту.
.6 Панели сигнализации должны, как минимум, указывать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель. По меньшей мере одна из панелей должна быть расположена так, чтобы она всегда была легко доступна для ответственных членов экипажа при нахождении судна в море или в порту, кроме случаев, когда судно выведено из эксплуатации. Если панель управления станцией расположена в помещении, ином чем рубка управления, одна из панелей сигнализации должна находиться в рубке управления.
.7 На каждой панели сигнализации или вблизи нее должна иметься четкая информация об обслуживаемых помещениях и о расположении лучей.
.8 Если система обнаружения пожара не имеет средств дистанционного определения каждого отдельного автоматического извещателя, обычно не должно допускаться обслуживание каким-либо лучом более чем одной палубы в пределах жилых и служебных помещений и постов управления, за исключением луча, обслуживающего выгородку трапа. Во избежание промедления в установлении источника пожара количество выгороженных помещений, обслуживаемых каждым лучом, должно быть ограничено в соответствии с требованиями Администрации. В любом случае не допускается обслуживание каким-либо лучом более 50 выгороженных помещений. Если система обнаружения пожара оборудована дистанционно и по отдельности определяемыми автоматическими извещателями, лучи могут обслуживать несколько палуб и любое количество закрытых помещений.
.9 На пассажирских судах, если нет системы обнаружения пожара, способной дистанционно и по отдельности определять каждый автоматический извещатель, один и тот же луч автоматических извещателей не должен обслуживать помещения, расположенные по обоим бортам судна или более чем на одной палубе, и не должен располагаться более чем в одной зоне в соответствии с 7.11.1. Однако Администрация может разрешить обслуживание одним лучом автоматических извещателей помещений на обоих бортах судна и более чем на одной палубе, если она убеждена, что это не приведет к ослаблению противопожарной защиты судна. На пассажирских судах, оборудованных определяемыми по отдельности автоматическими извещателями, один и тот же луч может обслуживать помещения на обоих бортах судна и на нескольких палубах.
.10 Луч автоматических пожарных извещателей, обслуживающий пост управления, служебное или жилое помещение, не должен обслуживать машинное помещение повышенной пожароопасности.
.11 Автоматические извещатели должны срабатывать под воздействием тепла, дыма или других продуктов горения, пламени или любого сочетания этих факторов. Администрация может рассмотреть возможность применения автоматических извещателей, срабатывающих под воздействием других факторов, указывающих на возникновение пожара, при условии, что они являются не менее чувствительными, чем извещатели, срабатывающие под воздействием указанных выше факторов. Световые извещатели должны применяться лишь в дополнение к дымовым или тепловым извещателям.
.12 Должны быть предусмотрены соответствующие инструкции и запасные части, необходимые для проведения испытаний и технического обслуживания.
.13 Работа системы обнаружения должна периодически проверяться с помощью устройств для получения горячего воздуха соответствующей температуры, дыма или аэрозоли, имеющих соответствующий диапазон плотности или размера частиц, либо других элементов, связанных с возникновением пожара, на которые должен реагировать автоматический извещатель. Все автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы они могли испытываться на правильное срабатывание и возвращаться в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.
.14 Система обнаружения пожара не должна использоваться для какой-либо другой цели, за исключением того, что с панели управления станцией может допускаться закрытие противопожарных дверей и выполнение других подобных функций.
.15 Системы обнаружения пожара, способные определять возникновение пожара в отдельной зоне, должны быть устроены таким образом, чтобы:
.1 контур не мог быть поврежден пожаром более чем в одной точке;
.2 были предусмотрены средства, обеспечивающие, чтобы любой отказ (например, прерывание тока, короткое замыкание, заземление) в контуре не приводил к неэффективной работе всего контура;
.3 были предусмотрены все меры, обеспечивающие восстановление первоначальной конфигурации системы в случае отказа (электрического, электронного, информационного характера); и
.4 первый поданный сигнал о пожаре не препятствовал любому другому автоматическому извещателю подавать другие сигналы о пожаре.
7.7.2.2 Требования к установке
.1 Ручные извещатели должны устанавливаться в жилых и служебных помещениях и на постах управления. У каждого выхода должно располагаться по одному ручному извещателю. Ручные извещатели должны быть легко доступны в коридорах каждой палубы и расположены так, чтобы любая часть коридора находилась не более чем в 20 м от ручного извещателя.
.2 Дымовые извещатели должны устанавливаться на всех трапах, во всех коридорах и на всех путях эвакуации в пределах жилых помещений. Должен быть рассмотрен вопрос об установке специальных дымовых извещателей в вентиляционных каналах.
.3 Если стационарная система сигнализации обнаружения пожара требуется для защиты помещений, иных чем указаны в .2, в каждом таком помещении должен быть установлен по меньшей мере один автоматический извещатель, отвечающий требованиям 7.7.2.1.11.
.4 Автоматические извещатели должны размещаться таким образом, чтобы обеспечивалась их оптимальная эффективность. Необходимо избегать мест, расположенных вблизи бимсов и вентиляционных каналов, или других мест, характер воздушных потоков в которых мог бы отрицательно повлиять на работу извещателей, а также мест, в которых извещатели могут быть повреждены в результате ударов или других воздействий. Как правило, извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0,5 м.
.5 Максимальные площади и расстояния для установки автоматических извещателей должны соответствовать приводимой ниже таблице:
Тип извещателя |
Максимальная площадь палубы, обслуживаемая одним извещателем |
Максимальное расстояние между центрами |
Максимальное расстояние от переборок |
Тепловой |
37 |
9 м |
4,5 м |
Дымовой |
74 |
11 м |
5,5 м |
Администрация может потребовать или разрешить применение других площадей и расстояний, исходя из характеристик извещателей, полученных при испытании.
.6 Электропроводка, составляющая часть системы, должна быть проложена в обход машинных помещений повышенной пожароопасности и других выгороженных помещений повышенной пожароопасности, за исключением случаев, когда необходимо обеспечить обнаружение пожара или сигнализацию о пожаре в таких помещениях либо произвести подключение к соответствующему источнику энергии.
7.7.2.3 Требования к конструкции
.1 Система и оборудование должны иметь соответствующую конструкцию, стойкую к воздействию колебаний напряжения питания и переходных режимов, изменений температуры окружающей среды, вибрации, влажности, сотрясений, ударов и коррозии, которые обычно имеют место на судах.
.2 Должно быть документально подтверждено, что дымовые извещатели, требуемые пунктом 7.7.2.2.2, срабатывают до того, как плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 12,5% на метр, но не раньше, чем плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 2% на метр. Дымовые извещатели, устанавливаемые в других помещениях, должны срабатывать в диапазоне чувствительности, отвечающем требованиям Администрации, с учетом необходимости избегать пониженной или повышенной чувствительности извещателей.
.3 Должно быть документально подтверждено, что тепловые извещатели срабатывают до того, как температура превысит 78°С, но не раньше, чем температура превысит 54°С, при повышении температуры до этих пределов со скоростью 1°С в минуту. При большей скорости повышения температуры тепловой извещатель должен срабатывать в пределах температурного диапазона с учетом необходимости избегать пониженной или повышенной чувствительности извещателей.
.4 По усмотрению Администрации допустимая температура срабатывания тепловых извещателей может быть увеличена до температуры, превышающей на 30°С максимальную температуру у подволока в сушильных и других подобных помещениях, для которых характерна высокая температура воздуха.
.5 Световые извещатели, упомянутые в 7.7.2.1.11, должны обладать чувствительностью, достаточной для обнаружения пламени на фоне освещенного помещения и в случае неправильной работы системы опознавания сигналов.
7.7.3 Стационарная система сигнализации обнаружения пожара для машинных помещений с периодически безвахтенным обслуживанием должна отвечать следующим требованиям:
.1 Система обнаружения пожара должна иметь такую конструкцию, а автоматические извещатели должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать быстрое обнаружение пожара в начальной стадии в любой части этих помещений при любых нормальных режимах работы механизмов и изменениях режима вентиляции, требуемых возможным диапазоном температуры окружающей среды. Системы обнаружения, в которых используются только тепловые извещатели, допускаются лишь для помещений, имеющих ограниченную высоту, или для помещений, в которых их применение особо оправдано. Система обнаружения должна вызывать подачу звуковых и световых сигналов тревоги, отличающихся от звуковых и световых сигналов любой другой системы, не указывающей на Возникновение пожара, в достаточном количестве мест с тем, чтобы они были услышаны и замечены на ходовом мостике, а также ответственным механиком. При отсутствии вахты в рубке управления звуковой сигнал должен подаваться в месте несения вахты ответственным членом экипажа.
.2 После установки система должна быть проверена при различных режимах работы двигателей и вентиляции.
7.7.4 Зоны повышенной пожароопасности должны быть защищены одобренной стационарной системой пожаротушения, приводимой в действие с поста управления, которая соответствует потенциальной пожарной опасности. Должна быть предусмотрена возможность местного ручного и дистанционного управления системой из постов управления с постоянной вахтой.
7.7.5 На всех судах, на которых в качестве огнетушащего вещества применяется газ, количество газа должно быть достаточным для обеспечения двух независимых подач огнетушащего вещества. Вторая подача (пуск) вещества в помещение должна осуществляться только вручную с места за пределами защищаемого помещения. Если в помещении установлено второе стационарное средство пожаротушения, вторая подача огнетушащего вещества не должна требоваться.
7.7.6.1 Стационарные системы пожаротушения должны отвечать следующим требованиям:
.1 Не допускается применение огнетушащего вещества, которое, по мнению Администрации, само по себе или в предполагаемых условиях применения оказывает отрицательное воздействие на озоновый слой Земли и/или выделяет токсичные газы в опасном для человека количестве.
.2 На трубах, необходимых для подачи огнетушащего вещества в защищаемые помещения, должны быть установлены запорные клапаны, имеющие маркировку, ясно указывающую помещения, в которые проходят эти трубы. На напорных трубопроводах между цилиндрами и коллекторами должны быть установлены невозвратные клапаны. Должны быть приняты соответствующие меры для предотвращения возможности случайного пуска огнетушащего вещества в какое-либо помещение.
.3 Расположение распределительного трубопровода огнетушащего вещества и размещение выпускных сопел должны быть такими, чтобы обеспечивалось равномерное распределение огнетушащего вещества.
.4 Должны быть предусмотрены средства закрытия всех отверстий, через которые в защищаемое помещение может поступать воздух или из защищаемого помещения может выходить газ.
.5 Если объем свободного воздуха, содержащегося в воздухохранителях любого помещения, таков, что его выпуск в это помещение при пожаре серьезно повлияет на эффективность стационарной системы пожаротушения, Администрация должна потребовать обеспечения дополнительного количества огнетушащего вещества.
.6 Должны быть предусмотрены средства автоматической подачи звукового сигнала, предупреждающего о пуске огнетушащего вещества в любое помещение, в котором обычно работает или в которое имеет доступ персонал. Сигнал должен подаваться перед пуском вещества в течение достаточного периода времени.
.7 Средства управления любой стационарной газовой системой пожаротушения должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть расположены в возможно меньшем количестве мест, которые, вероятно, не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении. В каждом месте должны иметься четкие инструкции, касающиеся эксплуатации системы с учетом безопасности персонала.
.8 Автоматический пуск огнетушащего вещества не должен допускаться.
.9 Если огнетушащее вещество требуется для защиты более чем одного помещения, нет необходимости, чтобы его количество было больше максимально требуемого для любого защищаемого таким образом помещения.
.10 Резервуары под давлением, требуемые для хранения огнетушащего вещества, должны размещаться за пределами защищаемых помещений в соответствии с 7.7.6.1.13.
.11 Должны быть предусмотрены средства для безопасной проверки экипажем количества вещества в резервуарах.
.12 Резервуары для хранения огнетушащего вещества и относящиеся к ним элементы под давлением должны быть спроектированы в соответствии с кодексами практики для сосудов под давлением, отвечающими требованиям Администрации, с учетом их расположения и максимальной температуры окружающей среды, предполагаемой в условиях эксплуатации.
.13 В случаях, когда огнетушащее вещество хранится за пределами защищаемого помещения, оно должно храниться в кладовой, расположенной в безопасном и легко доступном месте и имеющей эффективную вентиляцию. Любой вход в такую кладовую должен быть предпочтительно с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.