Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 сентября 2016 г. N 03-07-13/1/53940
Вопрос: В связи с участившимися случаями отказа поставщиков продукции указывать страну происхождения поставляемого товара и, соответственно, номера грузовой таможенной декларации с устным объяснением отказа тем, что товар ввезен через Республику Беларусь, и ссылкой на письмо Минфина РФ от 25.07.2012 N 03-07-13/01-43, в котором указано, что "товары, происходящие с территории государств - членов Таможенного союза, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов Таможенного союза, признаются товарами Таможенного союза.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Таможенного союза таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, в графах 10 и 11 следует проставлять прочерк".
Т.е. товар, произведенный в Китае, обретает страну происхождения Таможенный союз стран ЕАЭС. С другой стороны, как установлено в пункте 1 статьи 30 Таможенного кодекса РФ, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.
Просим разъяснить, действительно ли при поставке товаров, попавших на территорию Таможенного союза через Республику Беларусь, но произведенных на территории третьих стран, например, Китайской Народной Республики или стран Евросоюза, можно ставить прочерк в графах 10 и 11 счета-фактуры или данная фраза попала в упомянутое письмо от 25.07.2012 N 03-07-13/01-43 в результате технической ошибки, т.к. в преамбуле письма и в других местах, кроме упомянутого, речь идет только о реализации на территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и ввезенных в Российскую Федерацию.
Если это все же не техническая ошибка, то что нам следует отвечать Заказчикам, которым мы поставляем товар в рамках выполнения контрактов по 44-ФЗ и которые, на наш взгляд, справедливо, требуют обоснования подтверждения страны происхождения, как это предписано п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 упомянутого закона, а также проверяют номера указываемых ГТД.
Дополнительно просим разъяснить смежный вопрос, также связанный с поставками товара по 44-ФЗ, а именно: имеем ли мы право затребовать (и на основании каких НПД) от организаций, работающих по УСН (и освобожденных в связи с этим от необходимости предоставления счета-фактуры) аналогичных сведений о стране происхождения и номере ГТД по товарам, которые обязаны были проходить таможенное оформление, т.к. ввозились не в личных целях, а для реализации, о чем свидетельствует сам факт их продажи. С фактом невозможности реализации в данном случае товаров с разницей в цене менее 18% в связи с невозможностью зачета НДС мы и Заказчики уже смирились, но отсутствие подтвержденных ГТД и страны происхождения также делает невозможным поставку в рамках 44-ФЗ таких товаров, требуемых Заказчику, но которые "почему-то" реализуются только по каналам организаций, работающих по УСН.
Ответ: В связи с письмом по вопросу оформления счетов-фактур при реализации на территории Российской Федерации приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров, произведенных на территории государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства - члена ЕАЭС, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпунктам "к" и "л" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графах 10 и 11 счетов-фактур указываются страна происхождения товаров и номер таможенной декларации. При этом данные графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
На основании положений законодательства Российской Федерации о таможенном деле использование информации о стране происхождения товаров связано с применением мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. При этом в таможенной декларации по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации, указывается страна их происхождения. Поэтому в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории Российской Федерации, в графе 10 "Страна происхождения" отражается страна происхождения товаров, указанная в таможенной декларации, а в графе 11 "Номер таможенной декларации" - номер этой таможенной декларации.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" таможенное декларирование и таможенное оформление на внутренних границах Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза отменено, а товары, происходящие с территории государств - членов Таможенного союза, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов Таможенного союза, признаются товарами Таможенного союза.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС таможенная декларация не оформляется, незаполнение в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС товаров, произведенных на территории государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства - члена ЕАЭС, граф 10 и 11 соответствует российскому законодательству о налогах и сборах.
Одновременно сообщаем, что вопросы о порядке заключения контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд к компетенции Департамента не относятся.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительньй характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу оформления счетов-фактур при реализации на территории России товаров, приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС, но произведенных на территории страны, не являющейся членом ЕАЭС.
В графах 10 и 11 счетов-фактур указываются страна происхождения товаров и номер таможенной декларации. Эти графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Россия.
Таможенное декларирование и оформление на внутренних границах России с государствами - членами ТС отменено. При этом товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов ТС, признаются товарами ТС.
При ввозе товаров на территорию России с территории государств - членов ЕАЭС таможенная декларация не оформляется. Незаполнение в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории России указанных товаров, граф 10 и 11 не противоречит налоговому законодательству.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 сентября 2016 г. N 03-07-13/1/53940
Текст письма официально опубликован не был