Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы политической партии "Партия Прогресса" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации политическая партия "Партия Прогресса" оспаривает конституционность следующих положений статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях":
пункта 4, согласно которому государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии;
пункта 6, согласно которому в случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 данной статьи, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного органа исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей;
пункта 7, согласно которому сроки, предусмотренные пунктами 4 и 6 данной статьи, продлеваются в случае, если территориальным органом федерального уполномоченного органа принято решение о приостановлении государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренное пунктом 5.1 данной статьи, либо если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков решение суда не вступило в законную силу.
Как следует из представленных материалов, Министерство юстиции Российской Федерации своим решением признало документ о государственной регистрации политической партии "Партия Прогресса" утратившим силу и исключило ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Основанием для этого послужило непредставление в установленные сроки документов о регистрации региональных отделений политической партии в более чем половине субъектов Российской Федерации.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, в удовлетворении требований заявителя о признании указанного решения Министерства юстиции Российской Федерации незаконным было отказано. Судами установлено, что в определенные законом сроки было зарегистрировано всего 19 региональных отделений названной политической партии, 25 региональных отделений зарегистрированы за пределами шестимесячного срока, а судебные споры об отказе в регистрации других региональных отделений не имеют решающего значения для признания заявителя исполнившим закон и имеющим право участвовать в выборах.
Как утверждает заявитель, оспариваемые законоположения позволяют регистрирующему органу исключать из Единого государственного реестра юридических лиц политическую партию, зарегистрировавшую региональные отделения в более чем половине субъектов Российской Федерации, без учета времени судебных разбирательств об оспаривании отказов в регистрации других региональных отделений данной политической партии, не позволивших своевременно зарегистрировать все региональные отделения, и тем самым противоречат статьям 13 (части 3 и 4), 30 (часть 1), 32 (часть 2) и 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения в системе норм законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривают особенности порядка государственной регистрации политических партий, в частности, они устанавливают сроки для регистрации региональных отделений политических партий и определяют условия продления данных сроков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, регистрирующие органы, будучи связаны в своей деятельности вытекающими из Конституции Российской Федерации требованиями верховенства права, правовой справедливости и равенства всех перед законом, а также признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 19, части 1 и 2), при принятии в отношении политической партии решений, в том числе касающихся ее государственной регистрации, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания применения конкретной меры, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений (Определение от 28 июня 2012 года N 1251-О).
Из жалобы политической партии "Партия Прогресса" следует, что нарушение конституционных прав данной политической партии и ее членов заявитель связывает с тем, что оспариваемые законоположения послужили основанием для принятия решения об исключении политической партии из Единого государственного реестра юридических лиц - без учета того факта, что к установленному законом сроку не были окончены судебные разбирательства, связанные с оспариванием отказов в регистрации региональных отделений политической партии.
Между тем, из представленных заявителем материалов вытекает, что политическая партия "Партия Прогресса" - как на момент проведения судебных разбирательств, связанных с проверкой законности и обоснованности отказов органов юстиции в регистрации региональных отделений политической партии, так и по их окончании - не отвечала установленным законом требованиям в отношении необходимого числа зарегистрированных региональных отделений политической партии, т.е. учет времени судебных разбирательств об оспаривании отказа регистрации региональных отделений не привел бы к иному результату.
Следовательно, оспариваемые законоположения с учетом обстоятельств конкретного дела заявителя не могут быть оценены как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы политической партии "Партия Прогресса", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1740-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы политической партии "Партия Прогресса" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 4, 6 и 7 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)