Письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. N 02-07-10/47662
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо о порядке отражения органом государственной власти операций по проведению зачета взаимных требований на основании постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с положениями статей 410, 411 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. При этом не допускается зачет требований в случаях, предусмотренных законом или договором.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, в том числе правовое положение и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса доходы штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд полученные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе неустойка, начисленная в рамках исполнения государственного контракта) являются доходами бюджета субъекта Российской Федерации и подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов (статья 46 Бюджетного кодекса).
Исполнение денежных обязательств, в том числе в соответствии с исполнительным документом, осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (статья 162 Бюджетного кодекса).
В соответствии с нормами, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Положениями статьи 38.2 Бюджетного кодекса устанавливается принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и осуществление всех кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации за пределами субъекта Российской Федерации, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Исполнение бюджетов по доходам и расходам регламентировано статьями 218, 219 Бюджетного кодекса, которыми не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования и исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом.
Учитывая вышеизложенное, применение положений статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, возможно с соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом.
В целях исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнение денежных обязательств, по мнению Департамента, необходимо произвести путем перечисления суммы возмещения судебных расходов с лицевого счета получателя бюджетных средств (код вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений") в доход бюджета края (оплата задолженности по неустойке, начисленной в рамках исполнения государственного контракта (код доходов бюджета 000 1 16 900020 02 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации").
Порядок отражения в бюджетном учете органа государственной власти операций по отражению расчетов по доходам и расчетов по принятым обязательствам установлен пунктами 78, 102 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о порядке отражения органом госвласти операций по проведению зачета взаимных требований на основании постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами арбитражного суда края.
В силу БК РФ штрафы за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, полученные органом госвласти региона (в том числе неустойка, начисленная в рамках исполнения госконтракта), являются доходами бюджета региона и зачисляются в региональный бюджет по нормативу 100%.
БК РФ не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования и исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом.
В целях исполнения указанного постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, по мнению Минфина России, необходимо перечислить суммы возмещения судебных расходов с лицевого счета получателя бюджетных средств (код вида расходов 831 "Исполнение судебных актов и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти (госорганов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений") в доход бюджета края (оплата задолженности по неустойке, начисленной в рамках исполнения госконтракта (код доходов бюджета 000 1 16 900020 02 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты регионов")).
Порядок отражения в бюджетном учете органа госвласти операций по отражению расчетов по доходам и расчетов по принятым обязательствам установлен Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета.
Письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. N 02-07-10/47662
Текст письма официально опубликован не был