Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 16 августа 2016 г. N 03-08-05/47876
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом по вопросу применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) сообщает следующее.
Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 "Проценты" Конвенции проценты, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким образам налог не будет превышать 10 процентов общей суммы процентов.
Выражение "могут также облагаться в договаривающемся государстве" означает, что данному государству предоставлено право взимать налог с такого дохода, если это предусмотрено его национальным законодательством. При этом проценты облагаются по ставке, предусмотренной соглашением об избежании двойного налогообложения.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса установлены виды доходов, полученных иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, и которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310, в валюте выплаты дохода.
Согласно пункту 3 статьи 310 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Таким образом, проценты, выплачиваемые российской организацией казахстанской организации, являются доходами от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке, предусмотренной Конвенцией, при условии выполнения положений статьи 312 Кодекса.
Согласно статье 23 Конвенции "Устранение двойного налогообложения" в Казахстане двойное налогообложение устраняется следующим образом: если резидент Казахстана получает доход или владеет капиталом, который согласно Конвенции может облагаться налогом в России, Казахстан позволит вычесть из налога на доход или капитал этого резидента сумму, равную подоходному налогу или налогу на капитал, уплаченному в России.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются применения положений Конвенции между Россией и Казахстаном об устранении двойного налогообложения.
В силу конвенции проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в государстве, в котором они возникают, и в соответствии с его законодательством, но если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким образом налог не будет превышать 10%.
Разъяснено, что проценты, выплачиваемые российской организацией казахстанской компании, являются доходами от источников в России и подлежат налогообложению в нашей стране по ставке, предусмотренной конвенцией, при условии выполнения требований НК РФ.
Если резидент Казахстана получает доход или владеет капиталом, который согласно конвенции может облагаться налогом в России, Казахстан позволит вычесть из налога на доход или капитал этого резидента сумму, равную подоходному налогу или налогу на капитал, уплаченному в России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2016 г. N 03-08-05/47876
Текст письма официально опубликован не был