Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 18 августа 2016 г. N 03-01-15/48555
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники в торговых автоматах сообщает следующее.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) установлена обязанность применять контрольно-кассовую технику с выдачей кассового чека при осуществлении расчетов, в том числе с использованием автоматических устройств, в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Наличие у покупателя кассового чека, бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего факт оплаты за указанный товар (оказанную услугу), является, в частности, основанием обмена или возврата товара согласно пункту 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Необходимость применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств для расчетов обусловлена тем, что такое устройство осуществляет прием денежных средств без участия представителя хозяйствующего субъекта при отсутствии, зачастую, информации о таком хозяйствующем субъекте в местах осуществления расчетов, и, в случае необходимости возврата товара, у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения такого товара у соответствующего хозяйствующего субъекта.
При этом, в случае осуществления деятельности с использованием торговых автоматов субъектами малого и среднего предпринимательства, такие субъекты согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" кассовые документы не оформляют и не ведут кассовую книгу. В случае применения данным субъектом системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налоговый орган не имеет информации о доходах таких лиц.
Таким образом, единственным инструментом за контролем выручки данного хозяйствующего субъекта является применение контрольно-кассовой техники при расчетах посредством автоматического устройства в соответствии с требованиями Федерального закона N 54-ФЗ.
Вместе с тем отмечаем, что предлагаемые в обращении изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в части, касающейся применения контрольно-кассовой техники в торговых автоматах, могут быть рассмотрены при подготовке изменений в указанный Федеральный закон.
Врио директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходимость применения ККТ в автоматических устройствах для расчетов обусловлена тем, что такое устройство принимает деньги без участия представителя хозяйствующего субъекта, зачастую при отсутствии информации о таком субъекте в местах осуществления расчетов. При необходимости возврата товара у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения у соответствующего субъекта.
При этом в случае осуществления деятельности с использованием торговых автоматов субъекты малого и среднего бизнеса кассовые документы не оформляют и не ведут кассовую книгу. Если они применяют ЕНВД, налоговый орган не имеет информации о доходах таких лиц.
Таким образом, единственным инструментом для контроля выручки данного хозяйствующего субъекта является применение ККТ при расчетах посредством автоматического устройства.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 августа 2016 г. N 03-01-15/48555
Текст письма официально опубликован не был