Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 25 августа 2016 г. N 03-05-06-04/49670
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо, и сообщает следующее.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Следует учитывать, что по договору обязательного страхования страховая выплата при наступлении страхового случая может осуществляться потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного, в том числе, его имуществу, стоимость которого может быть значительно выше стоимости транспортного средства лица, причинившего вред и застраховавшего свою гражданскую ответственность по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (содержатся в Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей, а также в зависимости от иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 17 Закона об ОСАГО органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования иным категориям граждан. Источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ транспортный налог является региональным.
Вводя транспортный налог, региональные власти определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) регионами, но не более чем в 10 раз. Указанное ограничение размера уменьшения не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок.
Разъяснено, что вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции региональных властей.
В силу Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
Следует учитывать, что по договору ОСАГО страховая выплата при наступлении страхового случая может осуществляться потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного в том числе его имуществу, стоимость которого может быть значительно выше стоимости транспортного средства лица, причинившего вред и застраховавшего свою гражданскую ответственность.
Разъяснено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты и структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Отмечается, что региональные и местные власти в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования иным категориям граждан. Источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций определяются региональными и местными нормативными правовыми актами.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 августа 2016 г. N 03-05-06-04/49670
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 27 сентября - 3 октября 2016 г. N 35, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 27 сентября 2016 г. N 19