Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
1.1. Данные о работе прокурора отражаются в разделе после ее фактического выполнения и процессуального оформления: окончания проверки, составления и вручения проверяемым справки (акта) о ее результатах, направления актов прокурорского реагирования, получения сообщения об отмене или изменении незаконного правового акта либо отклонении протеста, поступления официальных данных (решений, распоряжений, приказов) о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц по представлению прокурора, наказании лиц в административном порядке по постановлению (заявлению) прокурора, принятии судом решения в порядке гражданского, арбитражного, административного судопроизводства либо решения уполномоченным органом в порядке Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
1.2. В разделе учитываются нарушения требований антикоррупционного законодательства, допущенные в различных сферах правоприменения (государственная служба, муниципальная служба, государственная и муниципальная собственность, закупочная деятельность, осуществление государственного надзора (контроля) и муниципального контроля, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.).
Основаниями для отнесения нарушений закона к коррупционным являются несоблюдение запретов, ограничений и неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в том числе обязанности по предупреждению коррупции, возложенной на органы и организации.
Нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), определяющие основные принципы противодействия коррупции (статья 3) и меры по профилактике коррупции (статьи 6 и 7), отражаются в актах прокурорского реагирования в сочетании (дополнительно) с выявленными фактами нарушения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей и самостоятельному учету не подлежат.
1.3. В графе 1 количество вскрытых прокурором случаев несоблюдения закона определяется числом нарушенных правовых норм, если невыполнение каждой из них составляет самостоятельное правонарушение.
Повторно выявленные нарушения закона отражаются как самостоятельные.
Нарушения, связанные с представлением сведений о доходах и расходах, учитываются самостоятельно. Отражение различных видов недостоверных (неточных) сведений в одной справке, а также наличие недостоверных сведений в нескольких справках, представленных служащим в одном отчетном периоде, учитываются как одно нарушение.
В случае выявления нескольких нарушений, для устранения которых приносится один акт реагирования, он показывается в строке, в которой указывается наиболее существенное нарушение.
Если прокурором установлены нарушения Федерального закона о противодействии коррупции и закона субъекта Российской Федерации, содержащих тождественную норму, то такие нарушения учитываются как одно.
1.4. В графе 2 указываются сведения о незаконных правовых актах, выявленных прокурорами в ходе проверок.
К их числу относятся конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, положения, инструкции, приказы, решения, постановления, распоряжения и иные правовые акты.
Это могут быть нормативные акты, изданные в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, либо акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Сведения о выявленных незаконных правовых актах из строки 1 данной графы разносятся по строкам 2-4 в зависимости от того, с каким видом службы (деятельности) они связаны, или по строкам 5-13 в зависимости от того, в какой сфере правоотношений они действуют.
Например, информация о нормативном правовом акте, положения которого противоречат законодательству о противодействии коррупции в сфере образования, отражается в строках 1 и 11.
1.5. Выявленные прокурором в рамках проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции незаконные и (или) необоснованные постановления органов административной юрисдикции (включая постановления судов) по делу об административном правонарушении и принесенные на них протесты отражаются в графах 2 и 3.
1.6. В графе 6 учитываются подготовленные по материалам проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции иски в интересах граждан, государства и общества и заявления (в том числе и в случае необоснованного отклонения протеста либо его нерассмотрения в установленный срок), направленные прокурором в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также заявления о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные прокурором в арбитражный суд.
К подлежащим отражению в отчете по форме К относятся заявления и иски об отмене или признании недействительными выявленных незаконных правовых актов в сфере противодействия коррупции; об оспаривании незаконных действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц о понуждении их к определенным действиям и принятию конкретных мер по устранению допущенных нарушений антикоррупционного законодательства, а также о признании недействительными правовых актов указанных органов и лиц, в случае если эти правовые акты направлены на незаконное извлечение материальной или иной выгоды для себя или для третьих лиц либо допускают возможность коррупционного правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции, возврате имущества из чужого незаконного владения, признании недействительными сделок с коррупционной составляющей и применении последствий недействительности ничтожных сделок; об обжаловании незаконных и необоснованных судебных решений по такой категории дел.
В этой графе показываются также иски, направленные в суд по представлениям нижестоящих прокуроров, внесенным ими по результатам проверок законодательства о противодействии коррупции в целях устранения коррупционных проявлений или их последствий.
1.7. В графе 7 указывается сумма иска или стоимость имущества, которые в соответствии с исковыми требованиями подлежат взысканию.
В случае обращения прокурора в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной или о применении последствий недействительности ничтожной сделки сумма, в которую оценена сделка, в графе 7 не показывается.
1.8. В графе 8 отражается общее количество внесенных прокурорами представлений об устранении нарушений закона. Если в одном представлении ставится вопрос об устранении нескольких различных, по характеру нарушений, то представление отражается в строке, в которой учитываются наиболее существенные нарушения. Представление, направленное в несколько адресов, учитывается один раз.
1.9. В графе 9 указывается количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанностей, несоблюдение запретов, ограничений, установленных в целях противодействия коррупции.
В частности, в этой графе подлежат отражению взыскания, наложенные приказом в порядке статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и аналогичных норм других законов.
1.10. В графе 11 отражается количество лиц, уволенных в связи с утратой доверия - за нарушение требований антикоррупционного законодательства в соответствии с указанными в пункте 1.9 настоящей Инструкции и другими федеральными законами (по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) в результате прокурорского вмешательства, и не учитываются лица, уволенные по инициативе работодателя по другим основаниям.
1.11. В графе 12 учитываются лица, привлеченные органами административной юрисдикции к административной ответственности по постановлению прокурора (статья 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) за коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иными статьями данного Кодекса, если правонарушение направлено на незаконное извлечение материальной или иной выгоды для себя или для третьих лиц с использованием должностного положения.
В случае прекращения органом административной юрисдикции дела в связи с малозначительностью лицо, освобожденное от административной ответственности согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учету не подлежит.
1.12. В графе 13 отражаются объявленные прокурором предостережения, которые в графе 1 не учитываются.
При этом если в ходе проведения проверки сведений о готовящихся противоправных деяниях выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, то эти нарушения и принятые в связи с их обнаружением меры прокурорского реагирования отражаются в разделе 1 самостоятельно.
В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" предостережение прокурора объявляется только должностному лицу в случаях, когда имеются достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
1.13. В графе 14 отражается количество вынесенных постановлений о направлении материалов проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в следственный орган или орган дознания в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ по признакам преступлений коррупционной направленности согласно перечню N 23 преступлений коррупционной направленности, утвержденному указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 65/11/1 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (далее - перечень N 23).
1.14. В графе 15 учитываются только уголовные дела, возбужденные по материалам из графы 14.
При возбуждении уголовного дела по статье, не включенной в перечень N 23, данные в графу 15 не вносятся.
1.15. Сведения о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования отражаются в отчете за тот период, когда прокурор получил соответствующую информацию об этом. Например, отклоненный в данном отчетном периоде протест должен быть учтен в отчете вне зависимости от даты его принесения.
1.16. Сведения о результатах прокурорских проверок из строки 1 разносятся в строках 2-4 в зависимости от того, с каким видом службы (деятельности) они связаны.
1.17. В строке 2 отражаются данные о нарушениях законодательства о противодействии коррупции, связанных с поступлением на государственную службу и ее прохождением, в том числе с работой уполномоченных органов по профилактике коррупционных правонарушений.
В названной строке учитываются нарушения статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, допущенные бывшими государственными служащими.
1.18. В строке 3 отражаются сведения о нарушениях законодательства о противодействии коррупции, связанных с поступлением на муниципальную службу и ее прохождением, в том числе с работой уполномоченных органов по профилактике коррупционных правонарушений.
В указанной строке учитываются нарушения статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, допущенные бывшими муниципальными служащими.
1.19. В строке 4 отражаются данные о фактах несоблюдения законодательства о противодействии коррупции, связанных с осуществлением функций в государственных органах и органах местного самоуправления, не вошедшие в строки 2 и 3 (например, нарушения, допущенные лицами, замещающими государственные или муниципальные должности), организациях и учреждениях (фондах, корпорациях, общественные организации, унитарных предприятиях и т.п.).
1.20. Сведения о результатах прокурорских проверок из строки 1 разносятся в строках 5-13 в зависимости от того, в какой сфере правоотношений выявлены нарушения, связанные с использованием (возможностью использования) должностного положения для незаконного извлечения материальной или иной выгоды для себя или для третьих лиц.
Одновременный учет показателей в строках 2-4 и в строках 5-13 не допускается.
Например, нарушение законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок отражается в строках 1 и 6 раздела 1.
1.21. Сведения о результатах прокурорских проверок из строки 1 разносятся в строках 14-39 в зависимости от того, в каком органе власти или управления (какого уровня и вида), либо в какой организации выявлены нарушения.
1.22. В строке 15 отражаются нарушения законодательства о противодействии коррупции, установленные в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах в федеральных округах и межрегиональных подразделениях, поднадзорных Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в том числе ее управлениям в федеральных округах. Если эти нарушения вскрыты в ходе проверки по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурором субъекта Российской Федерации или приравненным к нему прокурором специализированной прокуратуры и при этом вносится акт прокурорского реагирования, то ее результаты он указывает в своем отчете в этой строке.
1.23. В строке 16 отражаются нарушения законодательства о противодействии коррупции, выявленные в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, поднадзорных прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокуратурам.
1.24. В строке 17 указываются нарушения законодательства о противодействии коррупции, выявленные в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти городского, районного (межрайонного) уровней.
1.25. В строках 18-30 отражается деятельность органов прокуратуры всех уровней по надзору за исполнением законов органами Следственного комитета Российской Федерации, органами военного управления, органами внутренних дел и другими федеральными органами исполнительной власти также всех уровней. Данные сведения разносятся, кроме этого, в строках 15-17.
1.26. При заполнении строки 32 учитываются нарушения, выявленные в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации всех уровней, в том числе в территориальных подразделениях.
1.27. В строке 36 отражаются нарушения, установленные в госкорпорациях и компаниях, созданных в соответствии со статьями 7.1 и 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7 "О некоммерческих организациях".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 7-ФЗ"
1.28. Сведения о результатах прокурорских проверок из строки 1 разносятся в строках 31-39 в зависимости от вида (функциональной компетенции) органа власти, органа или организации, где вскрыты нарушения.
1.29. В строке 38 учитываются нарушения, выявленные в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, которые являются таковыми с учетом следующих критериев: данный статус организации определен нормативным правовым актом; учредителем организации является государственный орган; деятельность организации, определенная правоустанавливающими документами (уставом), совпадает с функциями и задачами конкретного государственного органа и фактически направлена на реализацию его функций.
1.30. В строке 39 учитываются нарушения, выявленные в коммерческих и некоммерческих организациях, не вошедших в строки 35-38.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.