Решение Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N АКПИ16-838
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ об отмене в части постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 34/324-7 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА", установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 8 августа 2016 г. N 34/324-7 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" (далее - Постановление) зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутый политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА", в количестве 286 человек 8 августа 2016 г. в 15 час. 44 мин.
В числе других кандидатов в состав этого списка кандидатов (общефедеральная часть) включены Бирюков Ф.В. - ... г.р. (N 7), Михайлов А.Я. - ... г.р. (N 6) и Панасенко Д.А. - ... г.р. (N 9).
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован по тому же избирательному округу, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене Постановления в части регистрации кандидатов Бирюкова Ф.В., Михайлова А.Я. и Панасенко Д.А., ссылаясь на то, что оно является незаконным, поскольку принято с нарушением требований части 4 статьи 50 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) и пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Своё требование административный истец мотивировал тем, что указанные кандидаты согласно требованиям пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ) не могли быть зарегистрированы в составе списка кандидатов и подлежали исключению из него, так как на момент их выдвижения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА" и представления документов в ЦИК России они являлись членами Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, согласно обжалуемому постановлению политическая партия ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" получила дополнительные, не предусмотренные законом преимущества по сравнению с Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, что нарушает право последней на участие в выборах на равных с другими политическими партиями условиях и противоречит принципу равенства кандидатов, закреплённому в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2016 г. принят частичный отказ Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от административного иска и производство по административному делу по административному исковому заявлению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ об отмене Постановления в части регистрации кандидата Панасенко Д.А. прекращено.
В судебном заседании представитель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Яшинов А.В. требование поддержал, пояснив, что Постановление подлежит отмене согласно части 8 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, поскольку было принято с нарушением предусмотренных этим законом требований.
Представитель ЦИК России Воронин Д.Ю. административный иск не признал. В обоснование возражений указал, что правовые основания для исключения из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА", кандидатов Бирюкова Ф.В., Михайлова А.Я. отсутствовали. Комиссия не располагала какими-либо документами и сведениями об их принадлежности к иным политическим партиям, и оснований не доверять представленным ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА" документам в отношении этих кандидатов у неё не имелось.
Представители ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" Авилов Я.Д., Осипов О.Б., Янкова Н.В. в объяснениях по делу просили оставить административный иск без рассмотрения, производство по делу прекратить, считая, что Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ избран ненадлежащий способ защиты своих избирательных прав и пропущен срок подачи административного искового заявления об отмене решения ЦИК России о заверении выдвинутого ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА" списка кандидатов. Кроме того, пояснили, что Бирюков Ф.В. и Михайлов А.Я. на момент их выдвижения кандидатами в депутаты в составе списка кандидатов не являлись членами Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Бирюков Ф.В. и его представитель Поглазов Р.В. пояснили, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, в марте 2012 года за публикацию своего мнения и заявления о выходе из партии в средствах массовой информации он был исключён из членов политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ за действия, дискредитирующие партию и наносящие ей политический вред.
Михайлов А.Я., извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Его представитель Михайлов Д.И. объяснил, что 11 марта 2008 г. на имя регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в г. Москве Михайловым А.Я. было подано заявление о добровольном выходе из политической партии, которое было получено председателем Совета местного отделения. С указанного времени никаких обязанностей члена политической партии не выполнял и является беспартийным.
Выслушав объяснения представителя Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Яшинова А.В., возражения представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., представителей ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" Авилова Я.Д., Осипова О.Б., Янковой Н.В., объяснения Бирюкова Ф.В. и его представителя Поглазова Р.В., представителя Михайлова А.Я. - Михайлова Д.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.
Полномочия ЦИК России определены в статье 27 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ и пункте 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Так, в соответствии с частями 1-2 статьи 50 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ ЦИК России не позднее чем через 10 дней после дня приёма документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. В решении о регистрации федерального списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
Как следует из протокола заседания ЦИК России от 8 августа 2016 г. N 34, в заседании участвовали 12 членов ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли Постановление.
Статьёй 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего голоса.
Таким образом, обжалуемое в части решение принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий.
Из материалов дела следует, что в ЦИК России 12 июля 2016 г. поступило уведомительное письмо ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" от 12 июля 2016 г., в котором сообщалось о выдвижении на III съезде этой политической партии 2 июля 2016 г. кандидатов в депутаты Государственной Думы седьмого созыва и представлении документов для заверения списков кандидатов.
Согласно подтверждению о приёме документов, представленных для заверения федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА" по одномандатным округам, от 13 июля 2016 г. в отношении кандидатов Бирюкова Ф.В. и Михайлова А.Я. были представлены в полном объёме все предусмотренные законом документы.
В частности, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ пакет документов содержал заявления в письменной форме Бирюкова Ф.В., Михайлова А.Я. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы седьмого созыва в составе федерального списка кандидатов политической партии "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. При этом в заявлении Бирюкова Ф.В. была указана его принадлежность к политической партии и его статус в ней - ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА", руководитель информационно-политического управления исполнительного комитета, член ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА", член бюро президиума Политического совета ПАРТИИ "РОДИНА".
Сведений о принадлежности к ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" Михайлова А.Я. документы не содержали.
Представленный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы был заверен постановлением ЦИК России от 18 июля 2016 г. N 24/216-7 в количестве 287 человек. В последующем на основании постановления ЦИК России от 8 августа 2016 г. N 34/323-7 один из кандидатов был исключён из федерального списка кандидатов.
Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий (пункт 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).
В силу подпункта "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 6 части 4 статьи 50 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, согласно которому ЦИК России исключает кандидата из федерального списка кандидатов в случае наличия в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Доводы административного истца о незаконности Постановления ЦИК России, которая, по его мнению, 8 августа 2016 г. обязана была исключить кандидатов Бирюкова Ф.В. и Михайлова А.Я. из федерального списка кандидатов, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Статьёй 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ предусмотрена проверка ЦИК России соблюдения требований данного федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также проверка достоверности сведений о кандидатах, порядка сбора подписей избирателей и подписных листов.
По смыслу приведённой статьи и статьи 50 этого же федерального закона во взаимосвязи со статьёй 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, также регулирующей отношения, связанные с регистрацией кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией, ЦИК России проверяет достоверность сведений о кандидатах, включённых в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями.
Следовательно, ЦИК России обязана проверить достоверность тех сведений, которые в установленном порядке, формах и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации сообщают о себе кандидаты, а также сведения, представленные политическими партиями, указанные в том числе в статьях 42, 46 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.
При этом действующее законодательство не устанавливает непосредственной обязанности ЦИК России - применительно к проверке соблюдения требований федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов - запрашивать у всех созданных в Российской Федерации политических партий сведения о возможном членстве в них каждого из кандидатов, включённых в федеральные списки кандидатов конкретной политической партии.
Однако при условии поступления в ЦИК России подобного рода сведений перечисленные выше правовые нормы не исключают необходимость такой проверки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, объяснений сторон и заинтересованных лиц, информация о наличии в федеральном списке кандидатов, выдвинутом ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА", кандидатов (Бирюкова Ф.В. и Михайлова А.Я.), являющихся членами иной политической партии, не поступала.
Соответствующая достоверная информация не была сообщена ЦИК России и Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которая имела возможность своевременно заявить о ней как в период заверения упоминаемого федерального списка кандидатов, так и в период его регистрации, но этого не сделала.
При отмеченных обстоятельствах ЦИК России обоснованно исходила из факта отсутствия у неё сведений о наличии в федеральном списке кандидатов, выдвинутом ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ "РОДИНА", кандидатов, являющихся членами иной политической партии, а, следовательно, и из отсутствия у неё правовых оснований, предусмотренных пунктом 6 части 4 статьи 50 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, для исключения из него конкретных кандидатов.
Кроме того, из материалов дела следует, что весной 2012 года Бирюков Ф.В. был уведомлён об исключении из членов Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на основании решения Совета местного отделения "Бабушкинское" регионального отделения партии в г. Москве от 2 апреля 2012 г. в связи с имевшей место публикацией в периодическом средстве массовой информации "Вестник Бабушкинского района", 2012, N 3 (163), его критического мнения и заявления о выходе из партии. С указанного времени связь с ним как членом партии не осуществлялась, обязанностей члена партии он не выполнял, что следует из показаний свидетеля Морозова Н.Н., являющегося председателем Совета местного отделения партии, в котором Бирюков Ф.В. состоял на партийном учёте.
В свою очередь, 11 марта 2008 г. на имя регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ в г. Москве (наименование политической партии в указанный период времени) Михайловым А.Я. было подано заявление о добровольном выходе из политической партии с приложением партийного билета N ..., которое было получено председателем Совета местного отделения. Согласно действующей на данную дату редакции устава политической партии в случае добровольного выхода из партии на основании личного письменного заявления членство в партии прекращается со дня поступления заявления гражданина о выходе из партии в уполномоченный орган (пункт 1 части 1, пункт 1 части 5 статьи 7). Достоверных и достаточных доказательств реализации Михайловым А.Я. обязанностей члена политической партии после указанного времени не представлено. Документирование фактов его избрания в центральный совет партии в период по 2013 г. без доказательств его фактического участия в соответствующих партийных мероприятиях (заседаниях органов партии) и получения согласия на избрание в такие органы не означает, что его членство в партии было возобновлено. Не является доказательством этого факта и согласие Михайлова А.Я. на использование его изображения на календаре 2016 г., посвящённом году российского кино, которое дано им Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 25 ноября 2015 г. как гражданином Российской Федерации, реализующим свои гражданские, а не политические права.
Как следует из содержания административного иска и объяснений представителя Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в судебном заседании, избранный административным истцом способ защиты нарушенного права основан исключительно на положениях части 8 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, согласно которой решение ЦИК России о регистрации федерального списка кандидатов может быть отменено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению ЦИК России,
политической партии, в отношении которой вынесено такое решение, или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, если будет установлено, что решение ЦИК России было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 50 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом.
Принимая оспариваемое в части постановление о регистрации федерального списка ЦИК России не нарушала требования части 3 статьи 50 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, которая регулирует отношения, возникающие в связи с принятием решения об отказе в регистрации федерального списка кандидатов, и предусматривает основания такого отказа. Подобного решения в данном случае ЦИК России не принимала.
Нарушений иных требований указанного федерального закона, в том числе связанных с порядком принятия Постановления, ЦИК России также не допущено.
С учётом изложенного предусмотренных законом оснований для отмены Постановления в оспариваемой части не имеется. При установленных обстоятельствах Постановление ЦИК России является законным, что в силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечёт отказ в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ об отмене в части постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 34/324-7 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 августа 2016 г. N АКПИ16-838
Текст решения официально опубликован не был