Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 73-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гармаева А.В. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пункта 3 статьи 25 и подпункта 9 пункта 8 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 года N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 сентября 2003 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят и Президентом Республики Бурятия 17 сентября 2003 года подписан Закон Республики Бурятия N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", текст которого был опубликован в изданиях "Бурятия" N 174, 18 сентября 2003, официальный вестник N 44, "Собрание законодательства Республики Бурятия", N 9, 2003.
Статьей 25 данного Закона урегулирован сбор подписей в поддержку кандидатов, а в статьей 25.1 регламентирована проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, и основания для признания подписей недействительными.
Гармаев А.В., выдвинувший свою кандидатуру на должность главы муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия, обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 3 статьи 25 и подпункта 9 пункта 8 статьи 25.1 Закона, обязывающих кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в избирательном округе численностью до 5 тысяч избирателей и не намеренного производить финансирование своей избирательной кампании, создавать собственный избирательный фонд.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года исковое заявление Гармаева А.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гармаев А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 11 приведенного Федерального закона законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий законодательным органом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 17 сентября 2003 года N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", отдельные положения которого оспариваются административным истцом.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый Закон, определяющий порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, определенных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Пунктом 8 этой же статьи установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно - согласно приложению 6 к данному Федеральному закону.
В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным, в том числе приложением 6 к данному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.
Статьей 25 оспариваемого Закона республики урегулирован сбор подписей в поддержку кандидатов. Так, пунктом 3 этой статьи установлено, что подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата.
Согласно подпункту 9 пункта 8 статьи 25.1 этого же Закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
Сравнительный анализ пункта 3 статьи 25 и подпункта 9 пункта 8 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия и положений пунктов 1, 5 и 8 статьи 37, подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" свидетельствует о соответствии оспариваемых норм требованиям федерального закона.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Закона, по существу воспроизводящие положения приведённых выше норм Федерального закона, не нарушают прав и свобод административного истца, в связи с чем принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении его заявления.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гармаева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2016 г. N 73-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был