Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 51-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокуратуры Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 25 апреля 2016 года об удовлетворении в части административного искового заявления заместителя прокурора Алтайского края о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12 сентября 2012 года N 112 "Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., возражавшей относительно доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда в части отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора Алтайского края незаконным и необоснованным и поэтому в этой части подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
12 сентября 2012 года Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принято решение N 112 "Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края".
В абзаце первом данного решения указано, что оно принято, в частности, в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 7 апреля 2006 года N 37-а "Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств".
Согласно приложению 1 к названному решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Алтайского края за первый километр для транспортных средств категории А составляет 370 рублей, для транспортных средств категорий В и Д массой до 3,5 тонн - 683 рублей, для транспортных средств категории Д массой более 3,5 тонн и категорий С и Е - 1310 рублей, для негабаритных транспортных средств - 1937 рублей; размер указанной платы за каждый последующий километр для всех категорий транспортных средств составляет 56 рублей.
Примечанием к этому приложению, обозначенным "*", установлено, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, размер платы является конечным.
В соответствии с приложением 2 к указанному выше решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов размер платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории Алтайского края для транспортных средств категории А составляет 24 рубля, для транспортных средств категорий В и Д массой до 3,5 тонн - 48 рублей, для транспортных средств категории Д массой более 3,5 тонн и категорий С и Е - 96 рублей, для негабаритных транспортных средств - 144 рубля.
Заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими закону и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу приведённых положений решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12 сентября 2012 года N 112 "Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края", считая их противоречащими статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят на основании недействующего приказа Федеральной службы по тарифам от 7 апреля 2006 года N 37-а "Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств", примечание к приложению 1, обозначенное "*", не соответствует части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об установлении порядка оплаты расходов на перемещение и хранение транспортных средств законом субъекта Российской Федерации, размер оплаты необоснованно включает в себя прибыль организации, осуществляющей перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Решением Алтайского краевого суда от 25 апреля 2016 года признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу примечание к приложению 1 к решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12 сентября 2012 года N 112 "Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края", обозначенное "*", по мотиву нарушения компетенции.
В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуратуры Алтайского края поставлен вопрос об отмене решения суда в части оставления без удовлетворения требований о признании противоречащими закону и не действующими приложений 1 и 2 к решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12 сентября 2012 года N 112 "Об утверждении размеров платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края" в части положений, устанавливающих размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края соответственно, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении указанных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
В силу статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующей на момент вынесения судебного решения, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путём перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (часть 1); перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (часть 10); расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлёкшее применение задержания транспортного средства (часть 11).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, устанавливая своим правовым актом размер платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в Алтайском крае, действовало в рамках компетенции; оспариваемые размеры расходов на перемещение и хранение транспортного средства являются экономически оправданными и документально подтверждёнными.
С выводами суда следует согласиться.
Судом достоверно установлено, что органом, осуществляющим полномочия по утверждению оспариваемого прокурором размера платы за перемещение и хранение, является именно Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, при этом размеры, утверждённые Управлением размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в Алтайском крае, вопреки доводам прокурора об их необоснованном завышении, произвольными отнюдь не являются.
Напротив, как следует из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оценённых судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном постановлении, размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в Алтайском крае определены Управлением с использованием метода экономически обоснованных затрат и проведения соответствующих расчётов, анализа материалов, представленных муниципальным унитарным предприятием "Барнаулавтодор", включающих в себя прямые расходы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, общехозяйственные расходы, отнесённые на услуги по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, суммарный пробег транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных средств (эвакуаторов), а также планируемые показатели.
При расчёте размера расходов на перемещение задержанных транспортных средств принимались к зачёту затраты на оплату труда, топливо, смазочные материалы, износ авторезины, техническое обслуживание и ремонт эвакуаторов, спецодежду, прочие общехозяйственные расходы; при расчёте размера расходов на хранение задержанных транспортных средств учтены количество оплаченных часов хранения задержанных транспортных средств за период, планируемые показатели, что не противоречит, как правильно отмечается в решении суда, Методическим указаниям по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 7 апреля 2006 года N 37-а, в силу которых уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтверждённых расходов на транспортировку и хранение автотранспортных средств и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие и средствами для финансирования за счёт прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств. Определение состава расходов, применяемых для расчёта тарифов, и оценка их обоснованности производятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку действие приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 7 апреля 2006 года N 37-а каким-либо периодом времени действия не ограничено и данными о его отмене в установленном законом порядке суд не располагает, то доводы прокурора, изложенные в апелляционной жалобе о том, что Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не вправе было руководствоваться недействующими Методическими указаниями Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, основаны на предположении и не могут повлиять на отмену решения.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 51-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был