Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2016 г. N 15-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лежнева В.А. на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 5 августа 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 29 июля 2016 года N 133/1058-5 "Об исключении кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва из заверенного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в той части, в которой постановлено исключить из заверенного республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Лежнева В.А. (N 4, Заводская региональная группа N 9) и возложении на Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия Болтунова В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 15 июня 2016 года N 1611-V П выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия назначены на 18 сентября 2016 года. Указанное постановление опубликовано 17 июня 2016 года в газете "Известия Мордовии".
14 июля 2016 года постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия N 128/997-5 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", в который вошел Лежнев В.А.
20 июня 2016 года Лежнев В.А. обратился в избирательную комиссию с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты в составе республиканского списка кандидатов избирательного объединения "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", указав в нем, что не судим.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 29 июля 2016 года N 133/1058-5 кандидат в депутаты Лежнев В. А. исключен из заверенного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на основании подпункта "б" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в соответствии с которым основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 данного Федерального закона.
Лежнев В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 29 июля 2016 года N 133/1058-5 "Об исключении кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва из заверенного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в той части, в которой постановлено исключить из заверенного республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Мордовское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Лежнева В.А. (N 4, Заводская региональная группа N 9) и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 5 августа 2016 года в удовлетворении административного иска Лежнева В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Лежнев В.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункты 1 и 2 статьи 33 названного Федерального закона).
Согласно пункту 2.1 статьи 33 этого же Федерального закона, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 данной статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
При этом в силу подпункта 58 статьи 2 указанного Федерального закона сведения о судимости кандидата - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 26 статьи 38 приведенного Федерального закона определено, что основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 данного Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу приговором ... районного суда Республики Мордовия от 24 марта 1999 года Лежнев В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на один год. В силу статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание постановлено считать условным с испытательным сроком в два года.
Согласно объяснениям административного истца, данным в ходе рассмотрения настоящего дела, через три месяца после вступления в законную силу приговора суда от 24 марта 1999 года он был освобождён от назначенного ему наказания. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия.
Вступившим в законную силу приговором Верховного Суда Республики Мордовия от 21 февраля 2001 года Лежнев В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 296 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде двух лет шести месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима. На основании части 3 пункта 8 постановления Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Лежнев В.А. от наказания освобожден.
Между тем в заявлении о согласии баллотироваться, представленном в избирательную комиссию Лежнев В.А. о фактах вынесения в отношении него обвинительных приговоров не указал.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для исключения Лежнева В.А. из заверенного республиканского списка кандидатов в депутаты по мотиву сокрытия сведений о судимости и признании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 29 июля 2016 года N 133/1058-5 в оспариваемой части обоснованным и не подлежащим отмене.
Судебная коллегия находит верным суждение суда об отсутствии оснований для удовлетворения производного требования административного истца о возложении на Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия обязанности зарегистрировать Лежнева В.А. в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений, содержащихся в части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, административный истец по вынесенным в отношении него приговорам освобожден от наказания, является несудимым и не должен указывать сведения об осуждении в заявлении о согласии баллотироваться, основаны на неверном толковании норм материального права без учета специфики избирательного законодательства, направленного на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Как обоснованно указал суд, используемое в избирательном законодательстве понятие "сведения о судимости кандидата" не совпадает с понятием "судимость", употребляемым в уголовном и уголовном процессуальном законодательстве, где наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.
По смыслу части 6 статьи 86 приведенного Кодекса погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность.
Из правового анализа норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, следует, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, так как реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, соответственно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 5 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лежнева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2016 г. N 15-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был