Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 127-КГПР16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2015 г., которым отменены решение Киевского районного суда г. Симферополя от 17 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 7 апреля 2015 г. и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований первого заместителя прокурора Республики Крым о признании незаконным бездействия руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым, и.о. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым, заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и возложении обязанности на должностных лиц устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И. о необходимости удовлетворения кассационного представления, возражения представителей Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Карпанина Д.Е. и Кондрашина А.В. о законности постановления кассационной инстанции Верховного Суда Республики Крым, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
2 декабря 2014 г. первый заместитель прокурора Республики Крым обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым, заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым, и.о. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым (далее - ГСУ СК России по Республике Крым), выразившегося в непредставлении для проверки сотрудникам прокуратуры Республики Крым доступа к камере хранения вещественных доказательств ГСУ СК России по Республике Крым, книге учёта вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам, иным необходимым документам; возложении обязанности на руководителя ГСУ СК России по Республике Крым устранить допущенные нарушения путём обеспечения доступа к названным документам и в помещение.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 17 декабря 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 7 апреля 2015 г., требования первого заместителя прокурора Республики Крым удовлетворены частично.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2015 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отмены и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2016 г. кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается отменить постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2015 г. ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что такого характера нарушения допущены при рассмотрении дела в президиуме Верховного Суда Республики Крым.
Из материалов дела следует, что 14 октября 2014 г., во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 36-11-2014 от 1 сентября 2014 г., при проведении проверки соблюдения ГСУ СК России по Республике Крым законодательства в части обеспечения надлежащего учёта и хранения вещественных доказательств, документов, иных предметов и ценностей, изъятых в ходе проведения следственных проверок и расследования уголовных дел, первым заместителем прокурора Республики Крым в адрес ГСУ СК России по Республике Крым направлено письмо с предложением предоставить старшему прокурору отдела прокуратуры Республики Крым доступ к камере хранения вещественных доказательств и иного имущества, к ведомственным материалам проверок по указанным вопросам, а также предоставить иные необходимые для проверки документы. Аналогичную просьбу содержало письмо заместителя прокурора Республики Крым от 12 ноября 2014 г.
Поскольку приведённые обращения прокуратуры оставлены без удовлетворения по тем мотивам, что указанные в запросах действия выходят за пределы полномочий прокуратуры, установленных статьёй 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о прокуратуре) и статьёй 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора Республики Крым обратился в суд в порядке действующей на тот момент главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц ГСУ СК России по Республике Крым и устранении допущенных нарушений федерального законодательства.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования прокуратуры частично, признали незаконным отказ ГСУ СК России по Республике Крым в предоставлении доступа сотрудникам прокуратуры Республики Крым к камере хранения вещественных доказательств, книге учёта вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам, иным необходимым документам, и возложили на руководителя следственного органа обязанность по предоставлению указанного доступа.
Президиум Верховного Суда Республики Крым в обжалуемом постановлении от 5 ноября 2015 г., отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, исходил из того, что прокуратура Республики Крым, реализуя полномочия по надзору за исполнением требований законодательства, на основании статей 22 и 21 Федерального закона о прокуратуре, статьи 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", была не вправе требовать от руководителей ГСУ СК Российской Федерации по Республике Крым обеспечения доступа к комнате хранения вещественных доказательств и к необходимым документам, материалам, регламентирующим организацию и порядок хранения в ней вещественных доказательств, поскольку положения статьи 44 названного федерального закона о Следственном комитете, регламентирующие прокурорский надзор за исполнением законов Следственным комитетом, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
С данными выводами согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учёта норм материального права, подлежащих применению при рассмотрении заявленных требований.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом о прокуратуре, статьёй 22 которого установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 этого закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью названного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции".
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Статьёй 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" установлено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Приведёнными правовыми нормами Следственный комитет Российской Федерации отнесён к федеральным государственным органам и какие-либо ограничения при осуществлении надзора со стороны органов прокуратуры в отношении Следственного комитета действующим законодательством не установлены. Прокуратура является уполномоченным Российской Федерацией органом по надзору за исполнением всех действующих на территории Российской Федерации законов.
С учётом изложенного у президиума Верховного Суда Республики Крым не имелось законных оснований для отмены решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, поэтому оно подлежит отмене, а состоявшиеся по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанции оставлению в силе.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2015 г. отменить, оставить в силе решение Киевского районного суда г. Симферополя от 17 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 7 апреля 2015 г.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 127-КГПР16-4
Текст определения официально опубликован не был