Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу изменения действующего порядка доставки налоговых уведомлений и сообщает о причинах, препятствующих его изменению.
1. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397 и пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики - физические лица уплачивают, соответственно, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем, в сложившейся судебной практике при рассмотрении дел о неуплате налогоплательщиками имущественных налогов на основании направленных им налоговых уведомлений судебные органы для подтверждения позиции налогового органа запрашивают доказательства не только направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления, но и доказательства получения налогоплательщиком данного налогового уведомления.
В случае направления налоговых уведомлений простыми письмами или доставки данных писем силами органов местного самоуправления до почтового ящика представление в судебный орган таких доказательств не представляется возможным.
2. Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков предполагает направление налогоплательщику различных видов документов, которые должны быть гарантированно доставлены.
НК РФ в отношении всех документов связанных с налоговым контролем предполагает вручение либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Такой способ доставки в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" гарантирует вручение корреспонденции налогоплательщику, в связи с чем, направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 20 названного федерального закона оператор почтовой связи обязан обеспечить сохранность почтовых отправлений, в том числе целостность упаковки, что гарантирует соблюдение требований статьи 102 НК РФ о неразглашении сведений, составляющих налоговую тайну.
Доставка налоговой корреспонденции до почтового ящика, то есть направление простыми письмами, таких гарантий не предоставляет.
3. В настоящее время ФНС России применяет схему централизованной печати налоговых уведомлений.
Семь центров печати Федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" ФНС России осуществляют автоматизированную печать и конвертование налоговых уведомлений, платежных и иных документов, прилагаемых к налоговому уведомлению и входящих в состав налогового отправления.
В рамках заключенного между Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" ФНС России и Почтой России государственного контракта логистическим подразделением Почты России осуществляется доставка налоговых уведомлений из центров печати до сортировочных центров Почты России с дальнейшей рассылкой по отделениям почтовой связи.
Данная схема в условиях сокращения объемов бюджетных ассигнований на услуги почтовой связи позволяет обеспечить максимальный объем печати и рассылки налоговых уведомлений.
4. Принимая во внимание сжатые сроки на доставку налоговых уведомлений штат сотрудников муниципальных образований может не обеспечить в полном объеме своевременную доставку налоговой корреспонденции, особенно в условиях городских агломераций.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Физлица уплачивают имущественные налоги на основании уведомления, направленного инспекцией.
Если уведомление передается по почте заказным письмом, то оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Однако судебные органы для подтверждения позиции налогового органа запрашивают доказательства не только направления в адрес налогоплательщика уведомления, но и доказательства его получения.
При направлении уведомлений простыми письмами или при доставке данных писем силами органов местного самоуправления до почтового ящика предоставление в судебный орган таких доказательств не представляется возможным.
Также отмечено, что доставка налоговой корреспонденции до почтового ящика, т. е. направление простыми письмами, осуществляется без каких-либо гарантий получения.
Принимая во внимание сжатые сроки на доставку налоговых уведомлений, штат сотрудников муниципальных образований может не обеспечить в полном объеме своевременную доставку налоговой корреспонденции, особенно в условиях городских агломераций.
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. N БС-4-11/17993@ "О рассмотрении письма"
Текст письма официально опубликован не был