1. Общие положения
Развитие физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации является важной составной частью государственной политики.
Концепция развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах (далее Концепция) представляет систему взглядов в области физической культуры и спорта, определяющую цели, задачи, основные направления деятельности и этапы, риски и меры по их минимизации, а также механизм контроля за достижением целей и задач в перспективе до 2020 года.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", федеральные законы, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации 7 августа 2009 года, Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, принятая 28 марта 2008 года и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Концепция развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах направлена на создание стройной и многогранной модели развития физической культуры и спорта.
Концепция разработана с учётом перспективного облика Вооруженных Сил и рассматривает занятия спортом, физическую культуру как комплексную систему, направленную на подготовку здорового, физически развитого, психологически устойчивого военнослужащего, способного эффективно решать задачи военно-профессиональной деятельности.
2. Основные проблемы физической культуры и спорта в Вооруженных Силах
Основы организации работы в сфере физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, заложенные в послевоенные годы маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым, в настоящее время претерпели изменения и требуют приведения к реалиям современной жизни.
Для приведения системы физической культуры и спорта в Вооруженных Силах в соответствие с новым обликом Вооруженных Сил определены основные проблемы:
- низкая популярность занятий физической культурой и спортом;
- недостаточная пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта в Вооруженных Силах;
- несовершенство модели управления физической культурой и спортом в Вооруженных Силах;
- несоответствие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность спортивных организаций Вооруженных Сил в области физической культуры и спорта, современным требованиям;
- недостаточная эффективность системы проведения спортивных мероприятий в Вооруженных Силах;
- недостаточный уровень применения научных исследований и новых технологий в сфере физической культуры и спорта;
- неудовлетворительное развитие военно-прикладных видов спорта;
- неудовлетворительное качество и доступность услуг в сфере физической культуры и спорта для военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и граждан, уволенных с военной службы;
- низкая привлекательность учебно-материальной базы физической культуры и спорта, несоответствующей современным требованиям, предъявляемым к спортивным сооружениям;
- ухудшение состояния спортивных объектов, прекращение снабжения спортивным имуществом, инвентарем вследствие остаточного принципа финансирования физической культуры и спорта в Вооруженных Силах;
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость приведения существующей системы физической культуры и спорта в соответствие со стоящими перед Вооруженными Силами задачами.
3. Цель и задачи развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах
Целью Концепции является эффективное развитие физической культуры и спорта в Вооруженных Силах.
Достижение этой цели в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач:
- Реорганизовать систему управления физической культурой и спортом в Вооруженных Силах.
- Организовать эффективную спортивно-массовую работу в Вооруженных Силах и развитие военно-прикладных видов спорта.
- Привлекать военнослужащих, членов их семей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создавать им условия для занятий избранными видами спорта.
- Популяризировать службу в Вооруженных Силах среди молодежи допризывного и призывного возрастов посредством привлечения к занятиям в спортивных клубах Вооруженных Сил.
- Совершенствовать учебно-материальную базу физической культуры и спорта в Вооруженных Силах.
Результатом решения поставленных задач станет кардинальное изменение роли физической культуры и спорта в Вооруженных Силах как привлекательного и эффективного средства для повышения физической подготовленности военнослужащих, укрепления их здоровья и психологической устойчивости, приобщения к здоровому образу жизни, снятию морально-психологической напряженности в воинских коллективах.
4. Основные направления развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах
В соответствии с целью и задачами Концепции определены основные направления развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах.
В части реорганизации системы управления физической культурой и спортом в Вооруженных Силах необходимо:
1. Возложить на Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта в Министерстве обороны, представление Вооруженных Сил на межведомственных мероприятиях в области физической культуры и спорта, непосредственное руководство спортивными организациями Вооруженных Сил, руководство федеральным государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии". В рамках организации взаимодействия с общественно-государственной организацией РОСТО (ДОСААФ) и Военно-охотничьим обществом - Всероссийской спортивной общественной организацией по вопросам физической подготовки допризывной молодежи, развития военно-прикладных и иных видов спорта, имеющих военно-прикладную направленность, Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации разрабатывает требования и программы физической подготовки допризывной молодежи, определяет виды спорта, направленные на эту подготовку, и осуществляет контроль.
2. Реформировать 39 существующих спортивных организаций с учетом нового облика Вооруженных Сил. В рамках реформирования создать эффективную модель развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, включающую спортивные клубы в военных округах, межрегиональные центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил, федеральное государственное учреждение "Центральный спортивный клуб Армии" (далее ФГУ МО РФ ЦСКА).
Спортивные клубы создаются в целях привлечения военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения физической подготовленности военнослужащих для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. В состав спортивных клубов включить все спортивные организации и учреждения, находящиеся на территории военных округов, как спортивные базы (филиалы). Это позволит существенно сократить численность спортивных организаций Вооруженных Сил, оптимизировать штатную структуру спортивных клубов, сократить штатные спортивные команды, исключить воинские должности, уменьшить затраты на содержание спортивных организаций, а учебно-материальную базу применять по назначению и в перспективе выйти на самоокупаемость спортивных объектов. В пунктах постоянной дислокации воинских частей, где имеется спортивная база и возможности содержать ее на самоокупаемости, создавать гарнизонные спортивные клубы для организации платных физкультурно-оздоровительных услуг военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил.
Это позволит осуществлять качественную физкультурно-оздоровительную деятельность в Вооруженных Силах, эффективно использовать существующую учебно-материальную базу, оптимизировать структуру спортивных организаций.
Центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил создать на фондах спортивных организаций, центров специальной и физической подготовки Вооруженных Сил, имеющих необходимую учебно-материальную базу для проведения занятий с целью формирования у военнослужащих навыков и качеств и выполнения боевых задач в различных климатогеографических зонах и действий в экстремальных условиях.
Оптимизировать структуру спортивных организаций Вооруженных Сил. Для чего федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" непосредственно подчинить ЦСК ВВС (г. Самара) как филиал. Включить ЦСК ВМФ (г. Москва), Центр военно-прикладных видов спорта Вооруженных Сил (г. Истра) в федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" на правах спортивных баз с непосредственной передачей в ФГУ МО РФ ЦСКА учебно-материальной базы и численности, закрепленной за данными спортивными учреждениями. Возложить на ФГУ МО РФ ЦСКА задачи по организации спортивной работы в Вооруженных Силах, развитию военно-прикладных видов спорта и участию в международном сотрудничестве в области физической культуры и спорта.
В части организации эффективной спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах необходимо:
- организовать работу в видах (родах войск) Вооруженных Сил, военных округах (на флотах) по развитию военно-прикладных видов спорта (в соответствии с пунктом 30 Плана основных мероприятий по выполнению в Министерстве обороны перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 апреля 2009 г.);
- направить работу на максимальный охват военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей занятиями физической культурой и массовым спортом;
- предусмотреть при разработке Плана спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах проведение Спартакиады Вооруженных Сил 1 раз в 3 года с участием допризывной молодежи, проведение ежегодных чемпионатов Вооруженных Сил по военно-прикладным видам спорта;
- активно развивать в Вооруженных Силах военно-прикладные виды спорта;
- создать систему спортивных соревнований для всех категорий граждан в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;
- организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- поддерживать связи между Вооруженными Силами разных стран в области физической культуры и спорта под девизом "Дружба через спорт".
В части привлечения военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей к регулярным занятиям физической культурой и спортом и создания им условий для занятий избранными видами спорта необходимо:
- создать эффективную систему физкультурно-оздоровительной деятельности;
- создать современную спортивную инфраструктуру в Вооруженных Силах;
- оптимизировать систему обеспечения современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- создать условия для занятий военнослужащих избранными видами спорта во внеслужебное время;
- разрабатывать современные программы развития физической культуры и спорта с использованием новейших технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы;
- присваивать спортивные разряды и звания, тренерские и судейские категории по военно-прикладным и иным видам спорта установленным порядком;
- проводить мероприятия по повышению квалификации инструкторов спортивных клубов и других специалистов в области физической культуры и спорта;
- стимулировать труд тренеров, инструкторов по спорту;
- создать гарнизонные спортивные клубы в каждом воинском гарнизоне.
В части популяризации службы в Вооруженных Силах среди молодежи допризывного и призывного возрастов посредством вовлечения их в секционные занятия в спортивных клубах Вооруженных Сил необходимо:
- проводить работу в семьях военнослужащих, среди молодежи допризывного и призывного возрастов по пропаганде и популяризации службы в Вооруженных Силах посредством вовлечения их в секционные занятия в гарнизонные спортивные клубы;
- использовать потенциал инструкторов по физической подготовке для ведения секционной работы;
- организовать регулярные публикации в средствах массовой информации по тематике развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, в том числе с привлечением высококлассных спортсменов в качестве специалистов и инструкторов;
- участвовать в подборе наиболее физически подготовленной молодежи для учебы в высших учебных заведениях Министерства обороны, службы в специальных подразделениях и по контракту;
- участвовать в организации и проведении спортивно-патриотических мероприятий в Вооруженных Силах.
В части совершенствования учебно-материальной базы физической культуры и спорта в Вооруженных Силах необходимо:
- приступить к строительству модульных многофункциональных спортивных сооружений пропускной способностью 100, 300, 500 человек для занятий физической культурой и спортом;
- организовать взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по совместному развитию учебно-материальной базы спортивных организаций Вооруженных Сил;
- совершенствовать учебно-материальную базу физической культуры и спорта с целью создания условий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к спортивным сооружениям;
- оснащать спортивные сооружения современным спортивным имуществом, инвентарем и оборудованием.
5. Принципы реализации
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
- законность - строгое, точное и неуклонное соблюдение требований законодательства всеми участниками мероприятий по реализации Концепции;
- единообразное понимание цели Концепции всеми органами государственного и военного управления, должностными лицами;
- приоритетность и согласованность направлений развития физической культуры и спорта предусматривает выбор конкретных мероприятий по реализации Концепции, установку последовательности их осуществления, исходя из задач соответствующего этапа развития государства и Вооруженных Сил, а также складывающейся военно-политической и социально-экономической обстановки;
- ориентация на выявление, изучение и освоение лучшей мировой практики с целью совершенствования системы оздоровления военнослужащих посредством активных занятий физической культурой и спортом;
- доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп военнослужащих;
- эффективное взаимодействие между учреждениями Министерства обороны, федеральными и региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта в рамках реализации Концепции.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства.
6. Механизм реализации и этапы
В целях выполнения запланированных мероприятий реализацию Концепции провести в три этапа:
- первый этап до 1 декабря 2012 г.;
- второй этап до 1 декабря 2017 г.;
- третий этап до 1 декабря 2020 г.
Первый этап
До 1 декабря 2012 г.:
Управлению физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации до 20 октября 2009 г. разработать План реализации Концепции;
- подготовить директивы Министра обороны Российской Федерации о переподчинении и реорганизации спортивных организаций Вооруженных Сил;
- возложить на Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации функции по руководству деятельностью ФГУ МО РФ ЦСКА, организацию взаимодействия с Военно-охотничьим обществом - Всероссийской спортивной общественной организацией, общественно-государственной организацией РОСТО (ДОСААФ);
- непосредственно подчинить ЦСК ВВС (г. Самара) федеральному государственному учреждению "Центральный спортивный клуб Армии" как филиал ФГУ МО РФ ЦСКА;
- ЦСК ВМФ (г. Москва), Центр военно-прикладных видов спорта Вооруженных Сил (г. Истра) включить в состав ФГУ МО РФ ЦСКА как спортивные базы;
- создать межрегиональные Центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил (далее Центр) по территориальному принципу в различных климатогеографических зонах;
- разработать нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в Вооруженных Силах;
- сохранить на переходный период штатные должности военнослужащих по контракту рядового состава численностью 251 единица;
- предоставить возможность проходить военную службу военнослужащим-спортсменам, не обеспеченным жильем и нуждающимся в улучшении жилищных условий (до момента получения жилья) в спортивных организациях Вооруженных Сил, а также военнослужащим, не имеющим право на пенсионное обеспечение, но имеющим выслугу более 15 лет, до достижения выслуги лет пенсионного обеспечения (20 общей выслуги лет);
- разработать совместно с Правительством Российской Федерации механизм финансирования модернизации спортивных объектов Министерства обороны за счет средств федерального бюджета;
- подчинить Управлению физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации культурно-оздоровительный центр в г. Вилючинск, культурно-оздоровительный центр в г. Балтийск и предусмотреть штат для их содержания за счет перераспределения штатной численности, не входящей в виды Вооруженных Сил, закрепленной за Управлением физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации;
- провести перераспределение спортивных объектов между спортивными организациями и центрами специальной, физической подготовки и выживания Вооруженных Сил с учетом их расположения и функциональной направленности в интересах Министерства обороны;
- провести организационно-штатные мероприятия в соответствии с утвержденной структурой спортивных организаций Вооруженных Сил.
Проведение мероприятий 1-го этапа позволит создать новую модель управления физической культурой и спортом и оптимизировать структуру спортивных организаций в Вооруженных Силах.
Второй этап
До 1 декабря 2014 г.:
- приступить к строительству современных модульных спортивных объектов в воинских частях постоянной готовности, вузах МО РФ, военных гарнизонах;
- организовать ремонт необходимых спортивных объектов, имеющейся спортивной базы для развития физической культуры и спорта;
- создать Центры специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил в военных округах по межрегиональному принципу;
- совершенствовать систему спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах;
- организовать подготовку и переподготовку специалистов в области физической культуры и спорта;
- провести поэтапное сокращение военнослужащих-спортсменов в ФГУ МО РФ ЦСКА.
Проведение мероприятий 2-го этапа позволит создать современную учебно-материальную базу физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, а также эффективно организовать спортивно-массовую работу, укомплектовать спортивные клубы специалистами физической культуры и спорта.
Третий этап
До 1 декабря 2020 г.:
- завершить строительство современных типовых модульных спортивных объектов в воинских гарнизонах;
- организовать планирование, учет и контроль спортивно-массовой работы в Вооруженных Силах.
Завершение 3-го этапа позволит в установленные сроки достичь поставленных целей в развитии физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, создать эффективную модель развития физической культуры и спорта, мощную учебно-материальную базу, привлечет широкие массы военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала и граждан, уволенных с военной службы, к ведению здорового образа жизни.
7. Ожидаемые результаты
В результате реализации Концепции ожидается:
- создание эффективной модели физического культуры и спорта в Вооруженных Силах;
- доступность и высокое качество услуг в сфере физической культуры и спорта, создание условий для занятий избранными видами спорта для военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы;
- оптимизация структуры спортивных организаций Министерства обороны;
- сокращение штатной численности военнослужащих спортивных организаций Вооруженных Сил;
- оптимизация финансовых, административных и спортивных ресурсов;
- увеличение процента патриотически настроенного подрастающего поколения, готового к защите Отечества;
- повышение престижа службы в Вооруженных Силах в стране и за её пределами;
- повышение привлекательности проживания в воинских гарнизонах, имеющих современную спортивную инфраструктуру.
8. Риски
Существенные риски достижения цели Концепции, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов военного, политического и социального характера.
К числу рисков относятся:
- возможное увеличение планируемых сроков сокращения численности военнослужащих-спортсменов в связи с необходимостью обеспечения данной категории жилой площадью в соответствии с законодательством;
- возможное нестабильное финансирование отдельных мероприятий на этапах реализации Концепции;
- исключение из Плана реализации Концепции ряда принципиальных позиций, влияющих на достижение цели и решения поставленных задач.
9. Механизм контроля
Для обеспечения реализации Концепции, достижения ее цели и решения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение задач Концепции.
Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет реализацию Концепции и несет ответственность за достигнутые результаты, взаимодействует с заинтересованными сторонами (Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, Олимпийским комитетом России, Военно-охотничьим обществом - Всероссийской спортивной общественной организацией, РОСТО (ДОСААФ) и т.д.), осуществляет подготовку в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для реализации Концепции, формирует отчетность, осуществляет контроль за ходом реализации Концепции.
В конце каждого календарного года начальник Управления физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации представляет отчет о результатах реализации Концепции Министру обороны Российской Федерации.
10. Основные понятия, используемые в Концепции
В содержании Концепции используются следующие основные понятия:
физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей военнослужащих (граждан), совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
физическая подготовка - целенаправленный управляемый процесс физического развития и совершенствования военнослужащих (граждан), осуществляемый с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности;
физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма военнослужащего с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы;
спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием военнослужащих;
массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие военнослужащих (граждан) посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
военно-прикладные виды спорта - виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, которые развиваются в рамках военно-профессиональной деятельности;
спортивно-массовая работа - процесс, направленный на физическое совершенствование военнослужащих, предназначенный для организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий, повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни.
спортивный клуб Армии - учреждение Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;
спортивная база - обособленное структурное подразделение (филиал) спортивного клуба Армии, имеющее необходимую учебно-материальную базу для организации физкультурно-оздоровительной деятельности, проведения занятий по физической подготовке, спортивно-массовой работы;
гарнизонные спортивные клубы - спортивные клубы, создаваемые в воинских гарнизонах, где имеется спортивная база и возможности для организации платных физкультурно-оздоровительных услуг военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил и другим гражданам, на основе самоокупаемости.
центр специальной физической подготовки и выживания Вооруженных Сил - учреждение Министерства обороны, обеспечивающее выполнение практических мероприятий по физической подготовке, специальным задачам и навыкам выживания в различных климатогеографических зонах, действиям в экстремальных условиях военнослужащих видов и родов войск Вооруженных Сил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития физической культуры и спорта в ВC РФ на период до 2020 года
Текст документа официально опубликован не был