Определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 305-КГ16-11265
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РИТУАЛ-1" на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2016 по делу N А40-138577/2015, установил:
закрытое акционерное общество "РИТУАЛ-1" (далее - ЗАО "РИТУАЛ-1") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 16.07.2015 N 77/017/065/2015-424 в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, общая площадь 190 502 кв.м, адрес: г. Москвы, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино; обязании Управления Росреестра по Москве осуществить внесение изменений в ЕГРП на данный земельный участок, отражающих вид разрешенного использования "для размещения кладбища", и повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ЗАО "РИТУАЛ-1", ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды не применили абзац 4 пункта 6 статьи 12, частьи 1, 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997, пункт 7 Правил ведения единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765.
Отказывая ЗАО "Ритуал-1" в удовлетворении заявления, суды ссылаются на пункт 1 статьи 4, пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и о похоронном деле, и пункт 1, пункт 1.1 статьи 6 Закона Москвы от 04.06.1997 N 11 " О погребении о похоронном деле в городе Москве" и сделали по сути вывод о том, что спорный земельный участок имеет ограничение в своей оборотоспособности.
Пункты 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации дают исчерпывающий перечень земельных участков. которые из оборота изъяты и которые ограничены в обороте. Ни один из приведенных критериев не позволяет отнести земельный участок ЗАО "Ритуал-1" к категории земельных участков, которые изъяты и\или которые ограничиваются в обороте.
Таким образом, выводы судов, что земельный участок ЗАО "Ритуал-1" с разрешенным использованием "для размещения кладбища" не может находится в частной собственности, является по мнению заявителя, неправомерным.
До момента обращения ЗАО "Ритуал-1" в Управление Росреестра в ГКН уже были внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020330:117, согласно которым земельный участок предназначен "для размещения кладбища".
Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I единого государственного реестра прав.
Определяющим условием в изложении характеристик объекта недвижимости в ЕГРП являются сведения, указанные в ГКН.
При изменении сведений в ГКН о виде разрешенного использования, такие сведения должны автоматически вноситься в ЕГРП без какой-либо дополнительной регистрации, поскольку фактически изменяются только характеристики объекта недвижимости, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.
Заявителем одновременно с заявлением о внесении записей в ЕГРП были представлены все необходимые документы, в том числе доказывающие законность изменения вида разрешенного использования :Постановление Главы сельского поселения Краснопахорское Подольского муниципального района Московской области от 18.01.2011 N 08 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи д.Софьино, находящегося в собственности ЗАО "Ритуал-1", а также Постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области от 19.07.2011 N 1926 "Об изменении категории земель земельного участка и предварительном согласовании ЗАО "Ритуал-1" места размещения кладбища вблизи д. Софьино сельского поселения Краснопахорское.
По мнению заявителя, изменение вида разрешенного использования происходило в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ", Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введение в действие "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации",Федеральным законом N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, Законом Московской области N 23\96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области", и в том числе с учетом результатов публичных слушаний, которые были проведены.
Заявитель считает, что действующее законодательство не содержит запрета иметь участок в частной собственности с видом разрешенного использования для размещения кладбища". Для открытия на этом земельном участке "кладбища" или "места погребения" г. Москвы, согласно пункту 2 статьи 22 Закона города Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" необходимо решение о создании мест погребения со стороны Правительства Москвы, а в случае создания Федерального военного мемориального кладбища - решение Президента Российской Федерации.
Без завершения процедуры изменения вида разрешенного использования в ЕГРП ЗАО "Ритуал-1" не может осуществлять в дальнейшем правомочия собственника, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, так как данные ЕГРП и ГКН в части разрешенного использования противоречат друг другу и поэтому любые регистрационные действия в отношении данного участка невозможны.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, ЗАО "РИТУАЛ-1" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020330:117, общая площадь 190 502 кв.м., адрес: г. Москва, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино.
27.05.2015 Общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями вх. N 77/017/065/2015-424 о повторной выдачи свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый N 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов.
Уведомлением от 17.06.2015 Управлением Росреестра по Москве сообщено ЗАО "РИТУАЛ-1" о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц до 09.07.2015, а 16.07.2015 принято решение N 77/017/065/2015-424 об отказе в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В качестве основания для отказа в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер N 50:27:0020330:117 указано, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) и Законом города Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" (далее - Закон Москвы о погребении), земельные участки с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" не могут находиться в частной собственности. Представленные с целью внесения изменений в ЕГРП документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Полагая указанный отказ незаконным, ЗАО "РИТУАЛ-1" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Судами на основании представленных документов установлено, что вид разрешенного использования земельного участка обозначен как "для размещения кладбища".
Пунктом 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Вместе с тем по принадлежности места погребения могут быть государственные, муниципальные.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 6 Закона города Москвы N 11 от 04.06.1997 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.
Судами сделан правильный вывод о том, что в соответствии с Законом о погребении и Законом Москвы о погребении земельные участки с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" не могут находиться в частной собственности и соответственно, оспариваемый отказ о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 50:27:0020330:117 является законным.
То обстоятельство, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, как обоснованно указали суды, в данном случае не является основаниям для внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такое изменение противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы закрытого акционерного общества "РИТУАЛ-1" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 305-КГ16-11265 по делу N А40-138577/2015
Текст определения официально опубликован не был