Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 29-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Железнякова А.Л. на решение Пензенского областного суда от 27 апреля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 года N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 года N 355-пП (с последующими изменениями)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 мая 2006 года правительством Пензенской области принято постановление N 355-пП, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, согласно приложению N 1 (далее - Положение).
Абзацем вторым подпункта 2.2 пункта 2 Положения было установлено, в том числе, что в целях применения данного Положения патенты или авторские свидетельства об отдельном изобретении или открытии (два и более), знаки "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" приравниваются к ведомственным знакам отличия в труде независимо от того, в какой организации работали граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда".
Знаки отличия в труде, указанные в абзацах первом и втором подпункта 2.2 Положения, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", если награждение ими осуществлено в период до 1 января 2011 года.
Постановлением Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 года N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области" подпункт 2 пункта 2.2 Положения признан утратившим силу.
Железняков А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 года N 704-пП, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", а также нарушает его права, поскольку ставят в неравное положение с другими членами общества, имеющими аналогичный трудовой стаж и одноименную награду.
Решением Пензенского областного суда от 27 апреля 2016 года административный иск Железнякова А.Л. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Железняков А.Л. просит данное решение отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Такое правовое регулирование, вместе с тем, не должно ограничивать права тех граждан, которые отнесены к указанной категории нормами федерального законодательства.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое административным истцом регулирование, которым лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор "России", исключены из числа лиц, имеющих право на присвоение знания "Ветеран труда" в Пензенской области, положениям федерального законодательства не противоречит.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к числу категорий граждан, отнесенных федеральным законодателем к лицам, имеющим право на присвоение звания "Ветеран труда", отнесены лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде.
Награждение нагрудным законом "Почетный донор России" в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено для доноров, сдавших безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз, либо кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови сорок раз, либо кровь и (или) ее компоненты менее двадцати пяти раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови шестьдесят и более раз, либо плазму крови шестьдесят и более раз.
Из указанного следует, что нагрудный знак "Почетный донор России" присваивается не за заслуги и достижения в труде, а за иной вклад гражданина в социальной сфере - вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации, поэтому по своим сущностным признакам не относится к числу ведомственных знаков отличия, равно как и не относится почетным званиям Российской Федерации.
Перечень почетных званий Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", в который нагрудный знак "Почетный донор России" не включен.
Таким образом, на федеральном уровне граждане, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России" к категории лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", не отнесены.
Вместе с тем, предусмотрев Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" для доноров собственный объём социальных гарантий, федеральный законодатель, тем самым, применил дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально-значимых обстоятельств, что в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2014 года N 983-О.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о необоснованном исключении региональным законодателем граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" из числа лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" в Пензенской области являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде и категорий лиц, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Федерального закона "О ветеранах" осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из предоставленных полномочий определять порядок и условия присвоения этого звания, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Соответственно, Пензенская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда". Однако установить обязательность такого регулирования суд не может, поскольку такое регулирование представляет собой установление дополнительных льготных условий к условиям, установленным федеральным законом, что является исключительной прерогативой регионального законодателя.
Ссылка в апелляционной жалобе административного истца на недопустимость применения в отношении него закона, ухудшающего его положение, не может быть признана обоснованной, поскольку в период прежнего правового регулирования, административный истец статус "Ветеран труда" в Пензенской области" и соответствующие социальные гарантии не приобрел, а потому последующее изменение правового регулирования рассматриваемых отношений не может рассматриваться, как ухудшение положения истца и ограничение ранее существующих прав.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пензенского областного суда от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Железнякова А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 29-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был