1. Порядок оценки заявок должен позволять начислять баллы пропорционально предложению участника закупки.
ОАО осуществлена закупка на разработку проектно-сметной документации по объекту "Создание топливно-заправочного комплекса (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупках товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно подпункту "в" пункта 3.4.1.1 документации о Закупке, участник должен иметь соответствующие сертификаты на товары, являющиеся предметом заключаемого Договора.
Кроме того, подпунктом "з" пункта 3.4.1.1 документации о Закупке, участником закупки должен иметь также свидетельство СРО о допуске к выполнению работ согласно видам работ, указанным в перечне технического задания.
Вместе с тем, из данных формулировок содержания положения документации о Закупке не представляется возможным определить, наличие каких сертификатов, свидетельств СРО, необходимо участнику для участия в Закупке.
Таким образом, указанные действия Заказчика противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно материалом настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 3.1.2 документации о Закупке, участники вправе обратиться к Заказчику или Организатору запроса предложений за разъяснениями документации о проведении Закупки. Запросы на разъяснение Документации о проведении запроса предложений должны подаваться в письменной форме за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника запроса предложений.
Таким образом, документация о Закупке не содержит дату предоставления участникам разъяснении положений документации, что нарушают требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о Закупках, в документации о Закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 3.7.3.2 "Стадия оценки и сопоставления Предложений" документации о Закупке, установлена следующая значимость критериев в баллах:
N |
Критерии оценки |
Значимость критерия |
1 |
Цена |
20 |
2 |
Степень соответствия требованиям тех. задания |
30 |
3 |
Срок выполнения работ |
20 |
4 |
Отсутствие отрицательного опыта работы с ОАО "КТРВ" |
10 |
5 |
Опыт выполнения работ аналогичным указанных в техническом задании |
10 |
6 |
Наличие положительного заключения "Главгосэкспертизы России" по ранее выполняемым проектам |
10 |
Вместе с тем, в документации о Закупке отсутствует порядок оценки, а также не установлены формулы подсчета баллов по данным критериям.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.08.2016 г. по делу N АК719-16)
2. В проекте договора, размещаемого в составе закупочной документации, заказчик должен точно определить объем услуг, которые необходимо будет оказывать исполнителю по договору.
Заказчиком проведен предварительный отбор на право заключения договора на услуги личного страхования для работников Заказчика на 2016-2017 г.г. (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты документации о Закупке, объём оказываемых услуг будет определяться Заказчиком на этапах последующих закупочных процедур с использованием результатов Закупки, исходя из потребностей таких Заказчиков.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в разделе 2 документации о Закупке установлен следующий объем оказываемых услуг: ориентировочное количество организаций атомной отрасли, для которых закупаются услуги ДМС - 350 организаций, ориентировочная численность работников организаций атомной отрасли, для которых закупаются услуги - 75 000 человек, период страхования - договоры страхования от несчастных случаев и болезней работников Заказчика заключаются на срок не менее одного года, договоры, дата начала действия которых находится в интервале с 01.01.2016 по 31.12.2016 могут заключаться на срок более одного года, но не более двух лет, договоры, дата начала действия которых находится в интервале с 01.01.2017 по 31.12.2017 и заканчивающиеся в 2017 году, заключаются на срок не более одного года.
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным определить сведения о объёме выполняемых работ, оказываемых услуг, что нарушает требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.08.2016 г. по делу N 223ФЗ-244/15/АК486-16)
3. В проекте договора заказчик должен установить точный размер выплачиваемого аванса.
АО осуществлена закупка на Строительно-монтажные работы с поставкой оборудования по объекту (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 5 извещения о проведении Закупки установлены следующие условия оплаты работ:
"_Заказчик перечисляет аванс в размере не более 30% от цены Договора, указанной в пункте 6.1, в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения Договора".
Кроме того, из пункта 7.1 раздела "Проект договора" документации о Закупке следует, что:
"...Заказчик перечисляет аванс в размере не более 30% от цены Договора, указанной в пункте 6.1, что составляет ______________ рублей (сумма прописью), в т.ч. НДС 18% _______ рублей (сумма прописью) в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента заключения настоящего Договора".
Таким образом, в пункте 5 Извещения о проведении открытого конкурса от 18.09.2015, пункте 7.1 раздела "Проект договора" Документации в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен конкретный размер аванса.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Из пункта 4.5.1.1 документации о Закупке следует, что "_участвовать в конкурсе может любое юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Однако чтобы претендовать на победу в конкурсе и получение права заключить с Заказчиком Договор, Участник конкурса должен отвечать, в том числе, следующему требованию: "соответствие Участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупок: участник должен иметь собственное действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", с указанием перечня видов работ (в соответствии с требованиями технической части, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации)".
В связи с вышеизложенным, участник Закупки должен включить в состав заявки копию собственного действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", с указанием перечня видов работ (в соответствии с требованиями технической части, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации).
При этом, из документации о Закупке не представляется возможным определить, свидетельства саморегулируемой организации на какие виды работ необходимо представить в составе заявки на участие в Закупке.
Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 4.4.6 документации о Закупке установлено: "_участники конкурса вправе обратиться к Организатору конкурса за разъяснениями настоящей Конкурсной документации. Запросы на разъяснение Конкурсной документации должны подаваться в письменной форме за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника конкурса на официальном бланке организации на имя председателя конкурсной комиссии по факсу (812) 676-34-69, либо в отсканированном виде по адресу:_________. Организатор конкурса обязуется в срок не более чем 5 (Пять) рабочих дней после получения запроса на разъяснение конкурсной документации ответить на любой вопрос, который он получит не позднее чем за 5 (Пять) рабочих дней до истечения срока приема Конкурсных заявок. При этом ответ (без указания источника запроса) будет размещен на официальном сайте Таким образом, в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в документации о Закупке не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о Закупке.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.08.2016 г. по делу N 223ФЗ-319/15/АК624-16)
4. При установлении заказчиком в документации о закупке требования о представлении ранее исполненных договоров для допуска организации к участию в закупке, заказчик должен указать какие именно договоры должны быть представлены в составе заявки, по какому предмету, на какую сумму должны быть исполнены обязательства и за какой период.
ОАО проведена закупка на поставку ингибиторов (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 3.2.2 документации о Закупке установлено требование о предоставлении сведений об опыте выполнения аналогичных Договоров по форме N 3, приведенной в блоке N 4. При этом под аналогичным договором понимается договор, предметом которого является поставка материально-технических ресурсов по текущему предмету закупки.
Вместе с тем, из документации о Закупке не представляется возможным сделать вывод, какие договоры будут признаны Заказчиком "аналогичными" и соответствовать данному требованию.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Пунктом 3.6.4 Документации установлено, что при подготовке заявки Участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений Извещения и/или Документации. Запрос оформляется в соответствии с установленной формой (Блок 5 "Образцы оформления конвертов").
Вместе с тем, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о Закупке до начала подачи заявок на участие в Закупке, не установлены.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.08.2016 г. по делу N 223ФЗ-431/15/АК678-16)
5. В соответствии с Законом о закупках заказчик должен размещать информацию в установленные в законе сроки.
В соответствии с пунктом 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, ФКП (далее - Заказчик) 15.06.2016 размещены в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках за май 2016 года.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках с нарушением регламентированного срока, нарушают положения пункта 19 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.32.3 КоАП, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.08.2016 г. по делу N АК705-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен очередной обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. В частности, отмечено следующее.
В проекте договора заказчик должен установить точный размер выплачиваемого аванса. Формулировка "...в размере не более 30% от цены договора..." недопустима.
При введении требования о предоставлении ранее исполненных договоров для допуска организации к участию в закупке заказчик должен указать, какие именно договоры необходимы, по какому предмету, на какую сумму должны быть исполнены обязательства и за какой период.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.