1. В соответствии с Законом о закупках заказчик должен установить исчерпывающий перечень требований к участникам закупки в составе документации о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика Заказчика при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ/оказание услуг, связанных с участием ОАО "АК "Транснефть" в международных выставках и конференциях (далее - Закрытый запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке.
Разделом 2 Документации установлены общие требования к участникам закупки, в том числе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (пункт 2.1.1 Документации);
- наличие у участника закупки устойчивого финансового состояния, подтвержденного данными бухгалтерской отчетности, направленной в налоговые органы (пункт 2.1.4 Документации);
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки, должны соответствовать участники Закрытого запроса предложений, какое финансовое состояние признается Заказчиком устойчивым.
При этом пунктом 2.3 Документации установлено, что Конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке участника закупки, заявку на участие, в том числе, в случае несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке.
Пунктом 2.3 Документации установлено, что Конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке участника закупки, заявку на участие, в том числе, в случае несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
Разделом 2 Документации установлены общие требования к участникам закупки, в том числе, о том, что конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке участника закупки, заявку на участие по следующим основаниям:
- наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ОАО "АК "Транснефть" либо ОСТ (абзац 6 пункта 2.3 Документации);
- наличие у участника закупки неисполненных просроченных более 3 месяцев обязательств перед ОАО "АК "Транснефть" либо ОСТ, в том числе появившихся в период проведения закупки, подтвержденных документами, в том числе решениями судов и претензиями, обосновывающими факт неисполнения обязательств (абзац 7 пункта 2.3 Документации);
- наличие у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в одностороннем порядке по инициативе ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ, и/или расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в судебном порядке, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору (абзац 8 пункта 2.3 Документации);
- наличие (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ (абзац 9 пункта 2.3 Документации);
Аналогичные требования установлены абзацами 5, 6, 7, 9 пункта 2.4 Документации.
Вместе с тем, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Закрытого запроса предложений и отказ в допуске участникам Закрытого запроса предложений в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Документацией установлены следующие требования:
- участник закупки вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей) для оказания услуг по предмету закупки, информация о планируемых к привлечению субподрядчиков (соисполнителях) должна быть отражена в приложенных документах к заявке на участие в закупке (пункт 2.9 Документации);
- к привлекаемым субподрядчикам (соисполнителям) предъявляются требования, указанные в пункте 2.1 и пункте 2.2 (пункт 2.10 Документации);
Таким образом, к привлекаемым субподрядчикам наравне с участниками Закрытого запроса предложений предъявляются требования:
- о наличии специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
- о наличии положительного опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительной деловой репутации;
- о наличии действующих сертификатов ГОСТ ИСО (ISO) 9001;
- о наличии действующих у участника инструкций по системе контроля обеспечения требований и норм техники безопасности и охраны труда на производстве.
Вместе с тем, раздел 11 Документации содержит перечень документов, подлежащих представлению участником закупки в составе заявки на участие в закупке, в том числе:
- План привлечения субподрядчиков (соисполнителей) (Форма 6) (пункт 11.6 Документации);
- договор (соглашение о сотрудничестве) с привлекаемым соисполнителем/исполнителями (в случае привлечения) (пункт 11.8 Документации).
Вместе с тем, установление вышеуказанных требований к привлекаемым участниками Закрытого запроса предложений субподрядчикам (соисполнителям) в качестве обязательных требований и отказ в допуске участникам Закрытого запроса предложений в случае несоответствия им, ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 9.1 Документации оценка заявок на участие в закупке осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, которые установлены настоящей документацией о закупке. Критериями оценки являются:
- дизайн-проект к каждой выставке;
- цена договора;
- квалификация участника закупки.
Пунктом 9.3 Документации установлено, следующее:
"Рейтинг, присуждаемый показателю квалификация участника закупки (Rc) (максимальное количество баллов 100) определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех экспертов, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "квалификация участника закупки", определяется по формуле:
где:
Rci - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию (показателю);
- наличие опыта строительства эксклюзивных стендов, в том числе на выставках нефтегазового и энергетического профиля (площадью не менее 50 кв.м. каждый) в России и за рубежом за последние 5 лет;
- наличие у участника закупки производства на территории РФ;
- наличие у участника закупки достаточного кадрового потенциала и квалифицированного персонала с опытом работы в выставочной отрасли;
- наличие у участника закупки эффективной системы управления и контроля качеством. Предоставляются действующие сертификаты ГОСТ ИСО (ISO) 9001;
- наличие у участника закупки системы контроля обеспечения требований и норм техники безопасности и охраны труда на производстве.
- участник закупки должен специализироваться в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве, что подтверждается видом деятельности юридического лица (код по ОКВЭД 2 - 82.3)".
Вместе с тем, в Документации установлены общие требования к участникам Закрытого запроса предложений:
- о наличии специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора (пункт 2.1.10 Документации);
- о наличии положительного опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительной деловой репутации (пункт 2.1.11 Документации);
- о наличии действующих сертификатов ГОСТ ИСО (ISO) 9001 (пункт 2.1.12 Документации);
- о наличии действующих у участника инструкций по системе контроля обеспечения требований и норм техники безопасности и охраны труда на производстве (пункт 2.1.13 Документации).
Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Закрытом запросе предложений и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Закрытом запросе предложений, что ограничивает круг участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 9.3 Документации установлен порядок оценки заявок на участие в Закрытом запросе предложений, в том числе по показателю "Наличие собственного опыта строительства эксклюзивных (нестандартных) стендов, в том числе на выставках нефтегазового и энергетического профиля (площадью не менее 50 кв.м. каждый) в России и за рубежом за последние 5 лет" критерия "Квалификация участника закупки", а именно:
Квалификация участника закупки |
Количество баллов |
Документы, подтверждающие показатели критерия |
|
Наличие собственного опыта строительства эксклюзивных (нестандартных) стендов, в том числе на выставках нефтегазового и энергетического профиля (площадью не менее 50 кв.м. каждый) в России и за рубежом за последние 5 лет. | |||
свыше 50 стендов |
20 баллов |
форма 4, информацию об опыте работы необходимо предоставить с обязательным приложением копий договоров, заверенных печатью (допускается предоставление первого и последнего листов) и акта выполненных услуг |
|
25-50 стендов |
10 баллов |
||
10-20 стендов |
5 баллов |
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне "21-24 стенда".
Таким образом, Заказчиком в Документации не надлежащим образом установлен критерий "Квалификация участника закупки" и порядок оценки по указанному критерию, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обратился в суд для обжалования решения ФАС России. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Закрытом запросе предложений и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Закрытом запросе предложений, что ограничивает круг участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках (пункт 5 Решения), суд находит несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 9.3 Документации установлен порядок оценки заявок на участие в Закрытом запросе предложений, в том числе по показателю "Наличие собственного опыта строительства эксклюзивных (нестандартных) стендов, в том числе на выставках нефтегазового и энергетического профиля (площадью не менее 50 кв.м. каждый) в России и за рубежом за последние 5 лет" критерия "Квалификация участника закупки".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне "21-24 стенда".
Таким образом, Заказчиком в Документации не надлежащим образом установлен критерий "Квалификация участника закупки" и порядок оценки по указанному критерию, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При этом судом учтены пояснения ответчика о том, что поскольку из пояснений представителя Заказчика следует, что указанное нарушение является следствием технической ошибки, а также на момент рассмотрения жалобы Комиссией ФАС России итоги Закрытого запроса предложений не подведены, сделать вывод о том, влияет ли установленное нарушение на оценку заявок на участие в Закрытом запросе предложений и на его результаты не представляется возможным.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ФАС России от 08.02.2016 N 223ФЗ-45/16 и предписание от 08.02.2016 N 223ФЗ-45/16 приняты ответчиком в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2016 г. по делу N А40-36377/16-33-306)
2. Объединение в один лот строительства объекта с поставкой оборудования ограничивает количество участников закупки и является нарушением Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по "Реконструкции и техническому перевооружению корпуса" (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в Документации не указано по каким конкретно видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) требуется наличие допуска к работам по организации реконструкции, выданному саморегулируемой организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна в том числе содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 17 Информационной карты Документации, установлены обязательные требования к участникам закупки, единые требования к участникам закупки, установленные Заказчиком, в том числе:
"Участник закупки должен соответствовать требованиям:
Соответствие Участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
- наличие у Участника закупки, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
- наличие у Участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая виды работ N33 (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком)_".
Указанная формулировка в части наличия у участника закупки необходимого допуска по организации строительства, выданного саморегулируемой организацией не позволяет определить какие именно виды работ по организации строительства должны быть указаны в свидетельстве, которым должен обладать участник закупки при подаче заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащим образом требование о наличии у участников Конкурса свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями Документации Заказчиком установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе: "Ткацкий станок РТS 2/S 16", "Бак деионизированный воды V=0,7 м3", "Сушильный шкаф LOIP LF60/350-VSI", "Стол лабораторный ЛАБ ПРО СВЭ", "Вертикально-фрезерный станок 6Т13", "Токарный станок SAMAT 400 MV (16ВТ20ПМ)", "Электропогрузчик FB 20-MQZ2 грузоподъемностью 2т", "Стойка заправочная" и др.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанное выше оборудование, неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ. Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 17 Информационной карты Документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями документации заказчиком установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе: "Ткацкий станок PTS 2/S 16", "Бак деионизированный воды V=0,7 м3", "Сушильный шкаф LOIP LF60/350-VSI", "Стол лабораторный ЛАБ ПРО СВЭ", "Вертикально-фрезерный станок 6Т13", "Токарный станок SAM AT 400 MV (16ВТ20ПМ)", "Электропогрузчик FB 20-MQZ2 грузоподъемностью 2т", "Стойка заправочная", "Вытяжной шкаф ЛАБ-PRO ШВ 150.80.225KG", "Тумба для хранения ЛВЖ ЛАБ-PRO 155.45.67", "Стеллаж Т130/1", "Бак для хранения белья", "Машина стиральная Medikal 16" и др.
Вместе с тем, указанное оборудование не связано неразрывно с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 17 Информационной карты Документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Следовательно, заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования".
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2016 г. по делу N А40-44372/2016-92-430)
3. В случае переноса даты проведения электронного аукциона заказчик должен уведомить об этом всех участников, подавших заявки на участие в соответствующей закупке.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба на действия заказчика (далее - Заказчик), оператора ЭТП (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку прачечного оборудования в 2015 году (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.4 Положения о закупке Заказчика.
В соответствии с пунктом 17.6 Положения о закупке срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе; на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих сведения, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в электронном аукционе участника процедуры закупки и о признании участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником электронного аукциона или об отказе в допуске участника процедуры закупки к участию в электронном аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 17.7 Положения о закупке электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона, при этом, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Результаты проведения электронного аукциона оформляются протоколом, в котором содержатся следующие сведения: адрес электронной торговой площадки; дата, время начала и окончания электронного аукциона; начальная (максимальная) цена договора; все минимальные предложения о цене договора, сделанные участниками электронного аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в электронном аукционе, которые поданы участниками электронного аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене договора, и с указанием времени поступления данных предложений. Протокол проведения электронного аукциона размещается оператором электронной площадки на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания электронного аукциона.
Протоколы в течение одного рабочего дня, следующего после дня размещения на электронной торговой площадке, размещаются Заказчиком, организатором размещения заказа в единой информационной системе о размещении заказов.
Согласно извещению и документации об Аукционе, датой и временем рассмотрения заявок на участие в Аукционе является 24.11.2015 в 14:00.
Из Жалобы следует, что на дату и время проведения Аукциона 25.11.2015 Заявитель не смог принять участие в Аукционе, в связи с тем, что Аукцион был заблокирован.
В соответствии с пунктом 2.10 Приложения 2 Регламента сведения о поданных заявках на участие в Аукционе (порядковый номер заявки, дата и время подачи заявки, статус заявки) поступают в Личный кабинет Заказчика по мере подачи таких заявок Участниками. Заявки отображаются в журнале регистрации заявок в порядке очередности их поступления на ЭТП.
Согласно пункту 2.11 Приложения 2 Регламента при наступлении даты окончания подачи заявок, поданные Участниками, заявки становятся доступны для просмотра Заказчику. С указанной даты Заказчику также предоставляется возможность размещения на ЭТП протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Аукционе и (или) иного документа, предусмотренного Положением о закупке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.12 Приложения 2 Регламента Заказчик рассматривает поступившие заявки на участие в Аукционе и принимает решение о допуске или недопуске к участию в Аукционе в отношении каждого Участника. При этом Заказчик имеет право отказать в допуске к участию в Аукционе только по основаниям, предусмотренным Положением о закупке, документацией о закупке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Оператора пояснили, что Заказчиком в дату и время рассмотрения заявок, а именно 24.11.2015 не проставлены в электронной форме на ЭТП решения по допуску заявок на участие в Аукционе и не размещен в соответствии в пунктом 2.13 Приложения N 2 Регламента протокол рассмотрения заявок. Вышеуказанные действия Заказчика привели к блокированию дальнейшей процедуры Аукциона.
Что также подтверждается сведениями, размещенными на Официальном сайте.
Кроме того, как следует из пояснений представителей Оператора, Заказчиком в адрес Оператора было направлено обращение о переносе даты и времени проведения Аукциона (исх. от 26.11.2015 N 256), а именно на 26.11.2015 в 14:00.
27.11.2015 Заказчиком размещен в единой информационной системе протокол проведения открытого аукциона от 26.11.2015 N 616, из которого следует: время начала проведения Аукциона 26.11.2015 10:00 (MSK)/время завершения проведения Аукциона 26.11.2015 10:12 (MSK).
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств об уведомлении Заказчиком надлежащим образом Участников Аукциона о переносе даты и времени проведения Аукциона.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не соответствуют требованиям пунктов 8.7, 17.6, 17.7 Положения о закупке, что нарушает положения части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Аналогичные требования прописаны в пункте 8.3 Положения о закупке Заказчика.
В соответствии с пунктами 17.6, 17.7, 17.8 Положения о закупке заказчиком, в ходе проведения закупки, составляются и размещаются в единой информационной системе следующие протоколы:
- протокол рассмотрения первых частей заявок;
- протокол проведения электронного аукциона;
- протокол подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем, до настоящего времени Заказчиком размещены в единой информационной системе протоколы от 02.11.2015 о рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме, от 26.11.2015 N 616 о проведении аукциона в электронной форме.
Таким образом действия Заказчика, не соответствуют требованиям пунктов 17.6, 17.7, 17.8 Положения о закупке, что нарушает положения части 12 статьи 4 Закона о закупке и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обратился в суд с требованием об отмене решения ФАС России. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, доказательства уведомления заказчиком участников Аукциона о переносе даты и времени проведения аукциона не представлены.
Таким образом, действия заказчика не соответствуют требованиям пунктов 8.7, 17.6, 17.7 Положения о закупке, что нарушает положения части 1 статьи 2 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; предписание способствует восстановлению законности в регулируемой сфере правоотношений и нарушенных прав заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 11 ГК РФ. "
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 г. по делу N А40-50993/2016-92-437)
4. В случае установления в документации о закупке порядка оценки заявок по представленным в составе заявки документам, подтверждающим опыт ранее выполненных работ, заказчик должен точно описать по каким работам необходимо представить контракты (договоры).
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на Закупку зимней и летней спецодежды (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, ООО "МАГНА", ООО "Торгово-производственная предприятие "Техноформ", а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 3.2.2 Документации к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты начала закупочных процедур, случаев судебных разбирательств в качестве участника с ОАО "НК "Роснефть" или ее дочерними обществами по причине нарушения поставщиком существенных условий договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ОАО "НК "Роснефть" или Обществ Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями его условий.
Заказчиком также установлено квалификационное требование, что участник закупки должен обладать опытом поставки МТР по предмету закупки на протяжении не менее 1 года в течение последних 3-х лет, предшествующих дате начала закупочной процедуры (для серийного производства). При этом, требования к опыту изготовления МТР, предъявляемые к Производителю предлагаемого оборудования, должны соответствовать требованиям, отраженным в пункте а), в том числе и требованиям по обеспечению гарантийных обязательств производителя.
Подтверждением соответствия указанному требования является предоставление следующих документов:
"Референс лист по опыту поставки МТР за подписью руководителя участника закупки, копии договоров без указания цены с указанием объема производства и поставки МТР аналогичного предмету закупочной процедуры, с разбивкой по годам, заверенный оригинальной печатью. Договор между Производителем и Участником закупки (дилерский, дистрибьюторский и т.п.) с условием о сохранении гарантийных обязательства Производителя в отношении МТР при реализации МТР, являющихся предметом закупки, третьему лицу, либо письмо от Производителя о подтверждении гарантийных обязательства на МТР, являющихся предметом закупки, и предлагаемых к поставке участником закупки. В целях подтверждения полномочий подписанта должны быть представлены копии соответствующих документов (приказ о назначении или доверенность)".
Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с требованиями пункта 3.2.2 Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица - производителя закупаемого товара.
Блок 8 "Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации" Документации к участникам Запроса предложений устанавливает обязательные требования к участника Запроса предложений.
Согласно пунктам 5, 6 Блока 8 Документации, установлено требование об отсутствии процессуальных решений правоохранительных органов в отношении руководителя (собственника) Поставщика/ Участника закупки, принятых по фактам мошеннических действий, в том числе умышленного завышения объема выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, материалов и других подобных действий в течение последних 2-х лет (24 календарных месяца до момента осуществления проверки), а именно должны отсутствовать процессуальные решения правоохранительных органов (в том числе судебные решения либо решения органа дознания/следователя/прокурора о прекращении уголовного преследования на основании ст. 25, 27 ч. 1 п. 3, 28, 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, наличие судебных решений, а также решения органа дознания/следователя/прокурора о прекращении уголовного преследования на основании ст. 25, 27 ч. 1 п. 3, 28, 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, прекращение уголовного дела на основании акта об амнистии, не может является основанием для отказа в аккредитации участника Запроса предложений.
Кроме того, согласно пункту 6 Блока 8 Документации, Заказчиком также установлено требование об отсутствии судебных решений о применении в отношении руководителя, члена коллегиального органа или главного бухгалтера действующего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе, административного наказания в виде дисквалификации, срок наказания по которым не истек.
Вместе с тем, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может являться основанием для ограничения круга участников Закупки.
Кроме того, в пункте 9.2 Блока 8 Документации установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится "1", нет факта совмещения должностей - "0".
Вместе с тем, факт совмещения должностей не может являться основанием для ограничения участников Закупки.
В пункте 9.5 Блока 8 Документации установлены критерии оценки по основанию незначительная численность (среднесписочная численность работников за предшествующий проверке календарный год менее 10 человек или отсутствует кадровый состав), а именно: "численность персонала 5 и менее человек или отсутствие кадрового состава - "2", численность персонала от 6 до 10 человек - "1", численность персонала более 10 человек - "0".
Кроме того, в пунктах 9.13-9.14 Документации установлены требования об отсутствии судебных решений о взысканиях с участника Закупки по договорным и иным обязательства.
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пункта 3.2.4 Положения о закупке.
Пунктом 3.2.2 Документации установлено требование о предоставлении сведений об опыте, аналогичного предмету закупочной процедуры.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какие договоры будут признаны Заказчиком "аналогичными" и соответствующими данному требованию.
Кроме того, согласно пункту 3.2.2 Документации к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии отрицательного заключения по результатам технического аудита производителя, проведенного по заявке ОАО "НК "Роснефть" за период 12 месяцев до даты объявления закупки, а также в период проведения закупочных процедур.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается под "техническим аудитом" и в каком порядке он проводится.
Для нерезидентов Российской Федерации пунктом 1 Блока 8 "Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации" Документации установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих, что "участник должен быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту его нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации".
При этом, из Документации не представляется возможным определить, какие именно документы подтверждают соответствие указанному требованию, какие разрешения являются необходимыми для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения участника, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 8 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства Великобритании и любой иной страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать данные признаки.
Как следует из пункта 9 Блока 8 Документации, проверка Поставщика/ Участника закупки в рамках проявления должной осмотрительности в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, оценивается Заказчиком как несоответствующая, если организация (резидент Российской Федерации, а также резидент государства - участника Содружества Независимых Государств (СНГ) набрала 5 и более баллов; организация (нерезидент Российской Федерации за исключением нерезидентов Российской Федерации, являющихся резидентами государств - участников СНГ) набрала 4 и более баллов.
При этом в Документации в пункте 9.1 Блока 8 Документации установлен порядок оценки риска сотрудничества по экспертным оценкам организаций оказывающих информационные услуги (СПАРК-Интерфакс, Интегрум и др. информационные агентства): "уровень риска "высокий" - "2", уровень риска "средний" - "1", уровень риска "низкий" - "0".
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлены критерии и порядок оценки документов по указанному основанию.
Кроме того, в пунктах 9.3, 9.4 Блока 8 Документации установлено, что у участника Закупки должен отсутствовать адрес массовой регистрации юридических лиц: "адрес массовой регистрации юридических лиц - "1", обратное - "0", а также должен отсутствовать непродолжительный срок существования (менее 2-х лет с момента регистрации организации Поставщика/ Участника закупки) (считаются 24 календарных месяца до момента осуществления проверки).
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии и порядок оценки документов по указанным основаниям.
В пунктах 9.6, 9.7 Блока 8 Документации Заказчиком дается оценка прибыли в отчетном и предыдущем отчетных периодах организации: "прибыль в отчетном периоде "отрицательная" или равна "нулю" - "1", имеется положительная прибыль в отчетном периоде - "0".
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным однозначно определить, что Заказчик относит к "отрицательной" и "положительной" прибыли.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.4 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к выводу о законности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2016 г. по делу N А40-93344/16-139-829)
5. Комиссия заказчика не вправе перепроверять информацию, проверенную федеральным органом исполнительной власти.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку изделий лёгкой промышленности.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Аукционной документации участник закупки должен подать заявку на участие в конкурсе, включающую копии документов бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" с отметкой налогового органа или выпиской, подтверждающей принятие отчетности.
Согласно пункту 3.13.2.2 Аукционной документации участник не допускается к участию в аукционе в электронной форме в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Проведя документальный анализ заявки ООО "Технокомплекс", Комиссия установила, что участником в составе заявки на участие в Аукционе представлено подтверждение даты отправки бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период (Приложение N 1 к Порядку предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой и адвокатами сообщений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в электронной виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-6/362@)), а также извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме (Приложений N 2 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/362@).
Пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определен перечень сведений, необходимых для предоставления в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 7 статьи 23 НК РФ сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 названной статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-6/398@).
Согласно пункту 2.3 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ при получении оператором электронного документооборота (далее - ЭДО) от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов) программным обеспечением оператора ЭДО в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
- фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
- формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭП оператора ЭДО;
- подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и ЭП оператора ЭДО направляются налогоплательщику (представителю);
- формируется набор логически связанных электронных документов и электронных подписей, а также сопутствующая транспортная информация, объединенные в один файл в соответствии с требованиями, установленными в Системе (далее - транспортный контейнер), содержащий подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ (документы) и подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
- сохраняется подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов).
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ при отсутствии оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета), с помощью приемного комплекса, в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) налоговый орган направляет для дальнейшей обработки в программный комплекс налогового органа:
- электронный документ (документы);
- подтверждение даты отправки электронного документа (документов);
- информацию о дате поступления электронного документа в налоговый орган;
- информационное сообщение о представительстве (при наличии).
Согласно пункту 2.11 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ в течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс перечисленной в пункте 2.9 Методических рекомендаций информации налоговый орган выполняет следующую последовательность действий:
- проводит итоговый контроль на соответствие положениями раздела II приложения N 1 к Методическим рекомендациям;
- при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс налогового органа по месту представления;
- при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа;
- квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
В соответствии с пунктом 2.12 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ налоговый орган с помощью приемного комплекса в течение двух часов выполняет следующую последовательность действий:
- квитанцию о приеме или уведомление об отказе подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов;
- формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованные для налогоплательщика (представителя) подписанные ЭП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
Согласно пункту 2.17 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ по результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса налоговый орган формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).
Извещение о вводе или уведомление об уточнении не позднее двух рабочих дней за днем направления квитанции о приеме направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
В соответствии с пунктом 2.8 Приложений N 2 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ по результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса ИФНС по месту нахождения формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).
Извещение о вводе или уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) 3 категории не позднее двух рабочих дней за днем направления квитанции о приеме направляет в ИФНС по месту учета для отправки с помощью приемного комплекса налогоплательщику (представителю).
Совокупность вышеуказанных положений Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ позволяет сделать вывод о том, что "Подтверждение даты отправки" содержит данные о дате и времени отправки налогоплательщиком налоговой декларации, "Квитанция о приемке" - подтверждает факт приема предоставленной налоговой декларации, "Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме" - формируется налоговым органом для налогоплательщика и подтверждает факт переноса данных представленных налоговой декларацией в информационные ресурсы налогового органа.
Таким образом, "Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме" формируется по результатам обработки налоговой декларации, направленной в налоговый орган, что является документом, подтверждающим принятие бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, требование о предоставлении которого установлено пунктом 5.1.7 Аукционной документации.
Принимая во внимание предоставленную пунктом 5.1.7 Аукционной документации возможность представления в составе заявки выписки, подтверждающей принятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, без обязанности по предоставлению в составе заявки документа "Квитанция о приемке", предоставление Заявителем в составе заявки "Извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме" соответствует требованиям Аукционной документации.
Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Заказчик не согласившись с решением УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Кроме того, учитывая факт отклонения Предприятием заявки общества "Технокомплекс" в связи с ненадлежащим оформлением документов о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в отсутствие соответствующих требований в аукционной документации, антимонопольным органом сделан правильный вывод о нарушении организатором закупки требований п. 3.13.2.2 аукционной документации, в силу которого основанием для отклонения заявки может являться непредставление участником обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений. Вместе с тем, требуемые Предприятием документы и сведения обществом "Технокомплекс" были представлены, а их недостоверность заявителем не установлена.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый акт соответствует положениям Закона о контрактной системе, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2016 г. по делу N А40-147015/2016-84-1276)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. Представляется важным отметить следующие выводы.
Заказчик должен установить исчерпывающий перечень требований к участникам.
Не допускается объединять в один лот строительство объекта и поставку оборудования. Это влечет ограничение количества участников закупки.
При переносе даты проведения электронного аукциона заказчик должен уведомить об этом всех участников, подавших заявки. В противном случае усматривается нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
При установлении в документации о закупке порядка оценки заявок по материалам, подтверждающим опыт ранее выполненных работ, заказчик должен точно описать, по каким работам необходимо предоставить контракты (договоры).
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.