Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" о признании недействующим пункта 1695 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 5 апреля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" - Сотской Т.А., представителя Правительства Москвы - Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (далее - АО "РСК "МиГ", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 1695 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленного требования общество указало на незаконное включение принадлежащего ему здания в пункт 1695 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2015 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 5 апреля 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального права и процессуального права, так как здание отвечает критериям административно-делового центра, указанным в части 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Прокуратурой города Москвы и АО "РСК "МиГ" представлены возражения на апелляционную жалобу Представители прокуратуры города Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статьей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, что закреплено в статье 14 и части 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, и размещает перечень на своем официальном сайте или на сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, что определено в пункте 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Правительство Москвы является полномочным органом для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайт Правительства Москвы http:www.mos.ru 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г.
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды.
В пункт 1695 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 г. включено здание с кадастровым номером 77:02:0001017:1048, общей площадью 8 078 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, улица Илимская, дом ЗБ, строение 1.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0003002:155, общей площадью 15 304 кв. м, принадлежащем истцу на праве собственности, и имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации промышленного склада".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном включении объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из следующего.
Согласно статьей 372 НК РФ при установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В части 3 статьи 378.2 НК РФ определено понятие административно-делового центра, которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включено здание общей площадью 8 078 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0001017:1048, расположенное по адресу: город Москва, улица Илимская, дом ЗБ, строение 1.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0003002:155, принадлежащем АО "РСК "МиГ" на праве собственности с видом разрешенного использования "для эксплуатации промышленного склада".
Из акта обследования фактического использования здания от 5 июля 2014 г. N 9023284, составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, следует, что 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов.
Согласно данного акта на момент проведения обследования доступ в помещения здания не был предоставлен. Обследование здания проведено путем выхода на местность с выполнением постобработки: совместного анализа материалов обследования здания и сведений ТБТИ. Между тем, в акте не указано выявленных признаков размещения в нем офисов, таких признаков не усматривается и из приложенной к нему фототаблицы. Из экспликации здания, приложенной к акту, следует, что в нем находятся в основном складские помещения, составляющие площадь 7 312, 1 кв.м., всего 99,1 кв.м, в здании занимают помещения общественного питания, 261,6 кв.м, производственные помещения, 574,7 кв.м, прочие помещения.
Кроме того, согласно справке о фактическом использовании здания, представленной стороной истца, 57,6% общей площади здания используется под склад, 39,1% - под размещение производства, только 3,3% - под размещение кабинетов. Указанные в справке данные подтверждаются договором аренды от 28 октября 2013 г., заключенным между АО "РСК "МиГ" и ООО "Депо Терминал".
17 марта 2016 г. на основании решения N 28 Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве было проведено повторное мероприятие по определению вида фактического использования здания, о чем составлен акт N 9009280 от 22 марта 2016 г. Согласно указанному акту здание и нежилые помещения в нем фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, 94,23% общей площади здания используется под склады, лишь 5,77% общей площади здания используется под офис.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу, что включенное в пункт 1695 Перечня здание не отвечает признакам, определенным в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 5 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2016 г. N 5-АПГ16-44
Текст определения официально опубликован не был