Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2016 г. N 56-АПГ16-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 6 ноября 2015 г. N 48/1 "Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" на решение Приморского краевого суда от 25 февраля 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" Бучильниковой В.В., Елисеева А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" (далее - ООО "Транснефть - Дальний Восток", общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным иском о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 6 ноября 2015 г. N 48/1 "Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток".
Решением Приморского краевого суда от 25 февраля 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Приморского края и Департамент по тарифам Приморского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Департамента по тарифам Приморского края, прокуратуры Приморского края, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Департамент по тарифам Приморского края (далее - Департамент), является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждать производственные программы, выбирать методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 2, подпункты 1, 3, 5 пункта 9.21 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па (с последующими изменениями и дополнениями).
Также в пределах полномочий, определенных Положением Департамент вправе создавать экспертные и рабочие группы для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Департамента; проводить экспертизу расчетных материалов, представляемых организациями, расположенными на территории Приморского края, по утверждению и согласованию цен, тарифов, надбавок, наценок, подлежащих государственному регулированию (пункты 13.8, 13.9 Положения) Департаментом 6 ноября 2015 г. вынесено постановление N 48/1, которым утверждены производственные программы, долгосрочные параметры регулирования и установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО "Транснефть - Дальний Восток", находящихся на территории муниципальных образований Приморского края на 2016-2018 годы. По Лесозаводскому городскому округу, для прочих групп потребителей (без учета НДС) на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2016 г. и с 01 июля по 31 декабря 2016 г. в размере 76,23 руб. за 1 м3 и 79,91 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 78,02 руб. за 1 м3 и 81,37 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2017 г. и с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 79,91 руб. за 1 м3 и 81,21 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 81,37 руб. за 1 м3 и 83,13 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2018 г. и с 01 июля по 31 декабря 2018 г. в размере 81,02 руб. за 1 м3 и 83.30 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 83,13 руб. за 1 м3 и 85,16 руб. за 1 м3 соответственно;
По Черниговскому муниципальному району, для прочих групп потребителей (без учета НДС) на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2016 г. и с 01 июля по 31 декабря 2016 г. в размере 75,48 руб. за 1 м3 и 78,63 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 77,86 руб. за 1 м3 и 80,95 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2017 г. и с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 78,63 руб. за 1 м3 и 80.30 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 80,95 руб. за 1 м3 и 82,56 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2018 г. и с 01 июля по 31 декабря 2018 г. в размере 80,30 руб. за 1 м3 и 82,18 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 82,56 руб. за 1 м3 и 84,38 руб. за 1 м3 соответственно;
По Анучинскому муниципальному району, для прочих групп потребителей (без учета НДС) на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2016 г. и с 01 июля по 31 декабря 2016 г. в размере 43,01 руб. за 1 м3 и 44,74 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 59,08 руб. за 1 м3 и 61,68 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2017 г. и с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 44,74 руб. за 1 м3 и 46,50 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 61,68 руб. за 1 м3 и 65,35 руб. за 1 м3 соответственно; на питьевую воду на период с 01 января по 30 июня 2018 г. и с 01 июля по 31 декабря 2018 г. в размере 46,50 руб. за 1 м3 и 47,40 руб. за 1 м3 соответственно, на водоотведение 65,35 руб. за 1 м3 и 68,11 руб. за 1 м3 соответственно.
Оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, принятым на заседании правления Департамента и официально опубликованным 13 ноября 2015 г. в спецвыпуске "Приморской газеты" N 130 (1148).
В обоснование заявленного требования ООО "Транснефть - Дальний Восток" сослалось на то, что названное постановление не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение. По мнению общества органом регулирования необоснованно уменьшены расходы на амортизацию.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры утверждения производственных программ, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение.
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования тарифов), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
При рассмотрении спора судом установлено, что основным видом деятельности ООО "Дальнефтепровод" (город Хабаровск) (после переименования ООО "Транснефть - Дальний Восток") является эксплуатация магистральных нефтепроводов.
В городе Дальнереченске Приморского края расположен филиал общества "Районное нефтепроводное управление "Дальнереченск" (РНУ "Дальнереченск"), которое эксплуатирует нефтеперекачивающие станции (НПС) N 38, 40, 41 в городе Лесозаводске, Черниговском и Анучинском районах Приморского края, а также осуществляет вспомогательную деятельность, в том числе по холодному водоснабжению и водоотведению.
Единственным потребителем услуг водоснабжения и водоотведения является филиал ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" - Приморское ПМЭС - территориальная сетевая организация, деятельность по передаче электрической энергии которой подлежит государственному регулированию.
ООО "Транснефть - Дальний Восток" 28 апреля 2015 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведения нам 2016 год.
14 сентября 2015 г. общество направило пакет документов с производственными программами по структурным подразделениям НПС-38, НПС-40, НПС-41 на период 2016-2018 годов.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов и составлено заключение, которое отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов.
Оспаривая постановление, в административном иске ООО "Транснефть - Дальний Восток" указывает, что департаментом при установлении долгосрочных тарифов на водоснабжение и водоотведение необоснованно занижены расходы по статье затрат "Амортизация".
Согласно расчета, составленному обществом, расходы на амортизацию в 2016 году предложены в следующих размерах: на территории города Лесозаводска по водоснабжению - 10 172,23 тыс. руб., по водоотведению - 4 995,90 тыс. руб. Департаментом утверждено 296,82 тыс. руб. и 302,98 тыс. руб. соответственно.
На территории Черниговского района по водоснабжению предложено 6 494,19 тыс. руб., по водоотведению предложено 4 334,52 тыс. руб. Департаментом утверждено 336,74 тыс. руб. и 347 тыс. руб. соответственно.
На территории Анучинского района по водоснабжению предложено 12 454,44 тыс. руб., по водоотведению предложено 15 051,46 тыс. руб. Департаментом утверждено 355,35 тыс. руб. и 489,06 тыс. руб. соответственно.
Суд, соглашаясь с доводами регулирующего органа о снижении предложенных сумм амортизации основных средств исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-Э (с последующими изменениями и дополнениями), расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетную политику экономический субъект формирует самостоятельно, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Из пояснительной записки общества, представленной в Департамент, следует, что системы водоснабжения и канализации относятся к вспомогательным (пункт 1.2).
Согласно пункту 8.16.1 Правил ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО "Дальнефтепровод", утвержденных приказом от 29 декабря 2012 г. N 2015 расходы вспомогательного производства на объекты калькулирования распределяются пропорционально выбранной базе. Базой для распределения затрат является объем оказанных подразделениями вспомогательного производства услуг. К подразделениям вспомогательного производства, кроме водоснабжения и водоотведения, относится пенное пожаротушение и теплоснабжение.
Принимая во внимание положения учетной политики общества, амортизационные отчисления на водоснабжение и канализацию должны рассчитываться из общей суммы амортизации основных средств вспомогательного производства и распределяться пропорционально объему оказанных услуг, в том числе с учетом вспомогательных систем пенного пожаротушения и теплоснабжения.
Однако расчет, предложенный обществом, выполнен только по объектам водоснабжения и водоотведения, то есть с нарушением правил ведения бухгалтерского и налогового учета общества.
Учитывая данные обстоятельства, Департаментом при расчете тарифов на питьевую воду и водоотведение обоснованно включены суммы амортизационных отчислений на основании имеющихся у органа регулирования сведений за предыдущий период регулирования, в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов.
Таким образом, при утверждении производственных программ, долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение требования федерального законодательства не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что тарифы, установленные обжалуемым постановлением, не позволяют обеспечить финансовые потребности предприятия, необходимые для реализации его производственных программ не подтверждаются соответствующими расчетами.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 25 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 2016 г. N 56-АПГ16-14
Текст определения официально опубликован не был