Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 августа 2016 г. N АПЛ16-388
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об оспаривании постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 29/284-7 "Об Извещении о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем политической партии "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и от 1 августа 2016 г. N 31/296-7 "Об исключении кандидатов из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по апелляционным жалобам политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Обухова С.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей административного истца Клычкова А.Е. и Аграновского Д.В., заинтересованного лица Обухова С.П. и его представителей Матвеева А.С. и адвоката Сердюкова К.Г., которые поддержали апелляционные жалобы, возражения против доводов апелляционных жалоб представителя административного ответчика Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 28 июля 2016 г. N 29/284-7 "Об Извещении о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем политической партии "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Постановление от 28 июля 2016 г.) политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Партия) направлено извещение с приложением перечня недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных уполномоченным представителем Партии, а также Партия уведомлена о том, что рассмотрение вопроса о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) седьмого созыва, выдвинутого Партией (далее - Список кандидатов), на заседании ЦИК России планируется на 1 августа 2016 г.
Постановлением ЦИК России от 1 августа 2016 г. N 31/296-7 "Об исключении кандидатов из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Постановление от 1 августа 2016 г.) Обухов С.П. (N 2, Региональная группа N 1 (Республика Адыгея (Адыгея), Краснодарский край) в числе других кандидатов исключен из Списка кандидатов в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов, Федеральный закон).
Партия обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене Постановления от 28 июля 2016 г. в части указания в нем на недостатки, выявленные в отношении кандидата Обухова С.П., и Постановления от 1 августа 2016 г. в части исключения Обухова С.П. из Списка кандидатов, ссылаясь на то, что они приняты с нарушением положений части 7 статьи 48 Федерального закона о выборах депутатов и статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вводят необоснованные ограничения для Партии и препятствуют реализации принципа свободных выборов. Как указал административный истец, ЦИК России обязана была известить Партию об отсутствии всех необходимых документов еще на стадии заверения Списка кандидатов, учитывая, что наличие у кандидата Обухова С.П. дочери является общеизвестным фактом, ко дню принятия решения о регистрации Списка кандидатов дочь Обухова С.П., ... года рождения, достигла совершеннолетия. Тем не менее Партия, воспользовавшись предоставленным законом правом, до принятия решения о регистрации Списка кандидатов дополнила представленные сведения о кандидате Обухове С.П. сведениями о принадлежащем его несовершеннолетней дочери недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено это имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведениями о ее расходах по формам, установленным Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее - Указ от 6 июня 2013 г. N 546). В связи с этим у ЦИК России отсутствовали основания для исключения данного кандидата из Списка кандидатов. Кроме того, программный продукт ЦИК России не позволяет изготовить документы по формам, предусмотренным названным указом, в соответствии с пунктами 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с таким решением, административный истец и заинтересованное лицо Обухов С.П. подали апелляционные жалобы. Партия указала, что оспариваемыми постановлениями ЦИК России ввела необоснованные ограничения для Партии и препятствия реализации принципа свободных выборов. В ходе рассмотрения представленных уполномоченным представителем Партии документов о выдвижении Списка кандидатов и документов для его регистрации ЦИК России проигнорировала существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего незаконно указала на недостатки документов и исключила Обухова С.П. из Списка кандидатов. Обжалуемое решение суда, по мнению Партии, является необоснованным и незаконным вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе Обухов С.П. ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о том, что достижение дочерью Обухова С.П. совершеннолетия на момент принятия ЦИК России постановлений от 28 июля и 1 августа 2016 г. не имеет правового значения; что в ЦИК России не были представлены сведения о принадлежащем несовершеннолетним детям Обухова С.П. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о расходах несовершеннолетних детей кандидата по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации; что в рассматриваемом случае документы, соответствующие требованиям пунктов 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов, в срок, установленный частью 1 данной нормы, не представлялись и представление их как на этапе заверения федерального списка кандидатов, так и на этапе его регистрации частью 7 статьи 48 Федерального закона не допускается, основаны на неправильном истолковании закона. Кроме того, в нарушение частей 3 и 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда не дано оценки тяжелому состоянию здоровья дочери Обухова С.П. - Обуховой А.С., ... года рождения, которая является инвалидом с детства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
17 июня 2016 г. Президентом Российской Федерации принят Указ N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва", размещенный 17 июня 2016 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), которым выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Статья 42 Федерального закона о выборах депутатов закрепляет, что федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК России и предоставленной политическим партиям не позднее дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (часть 1). Одновременно с федеральным списком кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет соответствующие копию документа о государственной регистрации политической партии, решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов, списки уполномоченных представителей политической партии, список граждан, включенных политической партией в федеральный список кандидатов и являющихся ее членами (часть 4).
В силу части 5 поименованной статьи одновременно с документами, указанными в частях 1 и 4, уполномоченный представитель политической партии представляет документы, названные в пунктах 1-4 части 5, в том числе сведения о принадлежащем каждому кандидату, включенному в федеральный список кандидатов, супругу кандидата и его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено это имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации (пункт 3); сведения о расходах каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, а также о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход такого кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации (пункт 4).
Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции, вопреки позиции Партии, пришел к правильному выводу о том, что перечисленные в частях 4 и 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов документы подлежали представлению уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России одновременно с федеральным списком кандидатов не позднее 13 июля 2016 г.
Из материалов дела видно, что 7 июля 2016 г. в ЦИК России поступило уведомительное письмо Партии, в котором сообщалось о выдвижении на Съезде Партии 25 июня 2016 г. кандидатов в депутаты Государственной Думы седьмого созыва и представлении документов для заверения Списка кандидатов. В приложениях к письму представлены в том числе документы в отношении кандидатов, включенных в Список кандидатов.
В отношении кандидата Обухова С.П. в ЦИК России были представлены: заявление о согласии баллотироваться в составе Списка кандидатов, копия паспорта, копия документа об образовании, справка о том, что он является депутатом и заместителем председателя комитета Государственной Думы действующего созыва, сведения о размере и об источниках его доходов, справка о принадлежащем ему недвижимом имуществе за пределами территории Российской Федерации, справка о принадлежащем его супруге недвижимом имуществе за пределами территории Российской Федерации, справка о его расходах, справка о расходах его супруги. Каждый из документов подписан лично Обуховым С.П. либо заверен уполномоченным представителем Партии. Изложенное подтверждается перечисленными документами, содержащимися в папке кандидата Обухова С.П., подтверждением ЦИК России о приеме документов от 7-8 июля 2016 г., подписанным уполномоченным представителем Партии, а также сведениями о представленных документах в отношении каждого кандидата из Списка кандидатов, заверенными подписью уполномоченного представителя Партии.
Постановлением ЦИК России от 12 июля 2016 г. N 19/153-7 "О заверении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" заверен Список кандидатов в количестве 391 человека, включая Обухова С.П.
22 июля 2016 г. уполномоченный представитель Партии представил в ЦИК России требуемые пунктами 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов сведения о принадлежащем дочери Обухова С.П. - Обуховой А. ... года рождения, недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о ее расходах по формам, предусмотренным Указом от 6 июня 2013 г. N 546, датированные 4 июля 2016 г.
Данные документы не были представлены в ЦИК России одновременно с другими документами для заверения Списка кандидатов, о чем свидетельствует совокупность имеющихся в деле доказательств, и именно на этот недостаток обоснованно указано в Постановлении от 28 июля 2016 г.
Суд первой инстанции правомерно отверг утверждение Партии о том, что ЦИК России обязана была известить Партию об отсутствии указанных документов до принятия решения о заверении Списка кандидатов. Части 3 и 4 статьи 48 Федерального закона о выборах депутатов, регулирующей проверку ЦИК России соблюдения требований Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, не содержат положений о том, что проверка достоверности сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями, проводится лишь на этапе заверения списка кандидатов, а из части 7 данной статьи следует, что ЦИК России извещает политическую партию о выявленных недостатках как на этапе заверения федерального списка кандидатов, так и на этапе его регистрации. Более того, в рассматриваемом случае ЦИК России не имела возможности известить Партию об отсутствии названных выше документов до принятия решения о заверении Списка кандидатов, поскольку не располагала на тот момент документальным подтверждением наличия у Обухова С.П. несовершеннолетнего ребенка. В приложенной к заявлению Обухова С.П. о согласии баллотироваться в составе Списка кандидатов копии его паспорта на соответствующих страницах информации о наличии у него детей не имеется.
В обжалуемом судебном решении правильно признаны несостоятельными доводы Партии, воспроизведенные ею и в апелляционной жалобе, о том, что ЦИК России должна была знать о наличии у Обухова С.П. несовершеннолетнего ребенка исходя из его статуса публичного политика, ведущего активную правозащитную деятельность, и данных о составе его семьи, имеющихся в открытых источниках, в том числе на официальном сайте Государственной Думы, так как обязанность представления требуемых федеральным законодателем документов на каждого кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей возложена частью 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов на политическую партию. Исключений из этого правила Федеральный закон не содержит.
Достижение Обуховой А. ... года рождения, совершеннолетия ко дню принятия Постановления от 28 июля 2016 г. и Постановления от 1 августа 2016 г. не влечет признание оспариваемых решений незаконными. На день представления документов о выдвижении Списка кандидатов она являлась несовершеннолетней, в связи с чем Партия должна была представить в ЦИК России в отношении ее сведения по формам, утвержденным Указом от 6 июня 2013 г. N 546. При этом данные формы соотносят подлежащие раскрытию сведения с определенной датой - первым числом месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов (это следует соответственно из сносок N 5 и 1 к формам, утвержденным подпунктами "б" и "в" пункта 1 данного указа). По настоящему делу такой датой является 1 июня 2016 г.
Каких-либо законных оснований для вывода о том, что Партия была освобождена от обязанности представить в ЦИК России документы о принадлежащем Обуховой A. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также документы о ее расходах по состоянию на 1 июня 2016 г., не имеется. Не могут быть признаны в качестве таковых и указываемые Партией и Обуховым С.П. сведения о ее состоянии здоровья.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 50 Федерального закона о выборах депутатов ЦИК России исключает кандидата из федерального списка кандидатов в случае отсутствия среди документов, представленных в ЦИК России в соответствии со статьей 42 Федерального закона, документов, необходимых в соответствии с частями 2, 3, 5 и 8 статьи 42 Федерального закона для регистрации кандидата, включенного в федеральный список кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы Партии о неправильном применении судом первой инстанции пункта 3 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов являются несостоятельными. Как уже отмечалось выше, федеральный законодатель в пунктах 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона закрепил положение о том, что приведенные в них сведения подлежат представлению по формам, предусмотренным указом Президента Российской Федерации. Подпунктами "б" и "в" пункта 1 Указа от 6 июня 2013 г. N 546 утверждены данные формы, в сносках N 6 и 1 к которым соответственно определен порядок заполнения форм при отсутствии у лица, о котором представляются сведения (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети), соответствующего имущества, а также при несовершении им соответствующих сделок. Кроме того, Указ от 6 июня 2013 г. N 546 в пункте 3 содержит общую норму о том, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии у ЦИК России правовых оснований для исключения Обухова С.П. из Списка кандидатов на стадии его регистрации соответствует положениям пункта 7 части 4 статьи 50 Федерального закона о выборах депутатов.
Согласно части 7 статьи 48 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, включенных в федеральный список кандидатов, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 1, 4, 5 и 8 статьи 42, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 46 Федерального закона, или несоблюдения требований Федерального закона к оформлению документов, представленных в ЦИК России в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 Федерального закона, ЦИК России не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении федерального списка кандидатов или о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в ЦИК России в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона. В случае, если в результате проверки, проведенной ЦИК России, выявлено отсутствие заверенной копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 42 Федерального закона, политическая партия вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего федерального списка кандидатов.
На основе надлежащего анализа приведенных законоположений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что часть 7 статьи 48 Федерального закона о выборах депутатов не предоставляет права политической партии дополнительно представлять документы, названные в части 5 статьи 42 Федерального закона, которые не были сданы в соответствующий срок. Федеральный законодатель допускает лишь внесение уточнений и дополнений в представленные в ЦИК России документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с установленными Федеральным законом требованиями, в том числе к их оформлению. По настоящему делу документы, требуемые пунктами 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона, в отношении Обуховой А. в срок, установленный частью 1 данной нормы, представлены не были.
В связи с изложенным не может быть признана состоятельной ссылка Партии в апелляционной жалобе на то, что сведения в отношении дочери кандидата могли быть дополнены в срок не позднее чем за один день до дня заседания ЦИК России, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации Списка кандидатов, в силу статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что непредставление перечисленных выше документов в отношении Обуховой А. свидетельствует лишь о неполноте представления указанных в пунктах 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов сведений, которая могла быть восполнена Партией не позднее чем за один день до дня заседания ЦИК России, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации Списка кандидатов, опровергается содержанием Указа от 6 июня 2013 г. N 546. Согласно сноскам N 1 и 2 к утвержденным данным указом формам они подлежат заполнению отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.
Ссылка Партии в апелляционной жалобе на то, что программный продукт ЦИК России не позволяет изготовить справки по формам, предусмотренным Указом от 6 июня 2013 г. N 546, аналогична содержащейся в административном исковом заявлении. Как правильно указано в обжалуемом решении суда, пунктами 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона о выборах депутатов закреплено представление данных справок по форме, утвержденной указом Президента Российской Федерации. При этом Указ от 6 июня 2013 г. N 546 не предусматривает возможности представления таких справок не на бумажном носителе.
Поскольку оспариваемые постановления приняты правомочным составом ЦИК России с соблюдением установленной законом процедуры, суд первой инстанции обоснованно признал доводы административного истца, воспроизведенные им и в апелляционной жалобе, о нарушении требований статьи 36 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, и отдельных положений Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 20 января 2016 г. N 321/1831-6, не влекущими их отмену.
Утверждение Обухова С.П. в письменных объяснениях к апелляционной жалобе о том, что 22 июля 2016 г. уполномоченный представитель Партии представил в ЦИК России требуемые в отношении его дочери сведения повторно, а также что имеет место "сведение с ним счетов", не подтверждено имеющимися доказательствами и противоречит материалам дела.
Ссылка в названных объяснениях на пункт 3 постановления ЦИК России от 26 мая 2015 г. N 284/1671-6 "О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" несостоятельна. Заинтересованное лицо в обоснование своей позиции приводит неполное содержание этой нормы, между тем она закрепляет, что документы, указанные в пунктах 2.1-2.12 данного постановления, а также сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах и вкладах в банках, ценных бумагах по форме, предусмотренной приложением 1 к Федеральному закону о выборах депутатов, изготавливаются с использованием специализированного программного изделия "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы". Документы по формам, указанным в приложениях 6.3, 11.2, 11.3, 12.1, 12.2, а также документы по форме, утвержденной Указом от 6 июня 2013 г. N 546, могут быть изготовлены с использованием названного специализированного программного изделия. Таким образом, при заполнении рассматриваемых справок применение этого специализированного программного изделия не носит, на чем настаивает Обухов С.П., обязательного характера.
Учитывая, что установленных частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для признания оспариваемых постановлений частично незаконными не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал Партии в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Обухова С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 августа 2016 г. N АПЛ16-388
Текст определения официально опубликован не был