Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения - Нижегородское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 4 августа 2016 г. "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области" в части регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва областного списка под N 1 в составе региональной группы N 7 Бочкарева А.А. и под N 1 в составе региональной группы N 5 Каргина Д.В.,
по апелляционным жалобам Бочкарева A.A. и Избирательного объединения - региональное объединение Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление избирательного объединения - Нижегородское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части признания незаконным и отмены постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 4 августа 2016 года N 134/2145-5 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области" в части регистрации Каргина Д.В.,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 июня 2016 года N 2230-V на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
4 августа 2016 года постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области N 134/2145-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутый региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области".
Под N 1 в составе региональной группы N 7 в данном списке зарегистрирован Бочкарев А.А., а под N 1 в составе региональной группы N 5 зарегистрирован Каргин Д.В.
28 июля 2016 года постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области N 133-2016-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутый Нижегородским областным отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Избирательное объединение Нижегородское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России обратилось в областной суд с административным иском об оспаривании постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 4 августа 2016 года N 134/2145-5.
В обоснование требований сослалось на то, что оспариваемое постановление было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 26 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), а также пунктами 7, 8 части 10 статьи 44 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 г. N 187-З "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" (далее Закон N 187-З), поскольку при подаче документов для регистрации в избирательную комиссию были представлены документы, оформленные с нарушением требований закона:
- в отношении кандидата Бочкарева А.А. не представлен документ об образовании и квалификации, а представлен диплом на имя другого гражданина (Поселенова К.А.).
- в отношении кандидата Каргина Д.В. в сведениях об имуществе и о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка не указан ИНН при его наличии.
Решением Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Нижегородской области от 4 августа 2016 года "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области" в части регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва областного списка кандидатов под номером 1 в составе региональной группы N 7 Бочкарева А.А. и под номером 1 в составе региональной группы N 5 Каргина Д.В.
В апелляционной жалобе Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области" просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Указывает, что в избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения были представлены копия документа об образовании кандидата Бочкарева А.А. и свидетельства о перемене фамилии, имени и отчества, о чем имеется подтверждение (в отношении 11 кандидатов на 17 л.)
В отношении кандидата Каргина Д.В. ссылается на то, что в соответствии с Порядком постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2009 года N 114н, выдача свидетельства о постановке на учет осуществляется по заявлению гражданина. Следовательно, получение свидетельства о постановке на учет и присвоении ИНН является правом, а не обязанностью гражданина. Каргину Д.В. не поступало уведомление налогового органа о том, что его несовершеннолетнему ребенку присвоен ИНН.
По мнению автора жалобы, незаполнение графы в справках, при фактическом наличии ИНН, в силу пункта 13 Положения о проверке достоверности сведений, утвержденного Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546, относится к недостоверному сведению, представленному кандидатом. Указанное обстоятельство, при условии соблюдения кандидатом требования закона о представлении документов, подтверждающих изложенные в нем сведения, не является основанием к отказу в регистрации кандидата, а является основанием для передачи сведений об этом в СМИ и информационный бюллетень о кандидате.
Бочкарев А.А. также обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит рассмотреть вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного.
Административный ответчик - избирательная комиссия Нижегородской области, в письменном отзыве просила удовлетворить апелляционную жалобу Регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области", отменить вышеуказанное решение Нижегородского областного суда и вынести по делу новое решение.
Относительно апелляционных жалоб Региональным отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения о необоснованности доводов жалоб и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене в части.
При этом суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов, является одним из оснований исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 10 статьи 44 Закона N 187-З.
Подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрена обязанность представления в избирательную комиссию в отношении каждого кандидата из списка кандидатов заверенных уполномоченным представителем избирательного объединения копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно подпункту "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены копии соответствующих документов.
Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Бочкарев А.А. указал сведения о получении среднего профессионального образования и об окончании в 2010 году Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ" с выдачей ему диплома ...
Среди прочих документов, представленных в избирательную комиссию и заверенных уполномоченным представителем избирательного объединения, в качестве документа об образовании Бочкарева А.А. была представлена копия диплома ..., выданного 30 июня 2010 года на имя Поселенова К.А.
Кроме того, в избирательную комиссию было представлено свидетельство ..., о перемене имени с Бочкарева А.А. на Поселенова К.А., выданное 14 сентября 2015 года.
Таким образом, диплом на имя Поселенова К.А. был выдан до того, как Бочкарев А.А. стал Поселеновым К.А. Других документов, подтверждающих принадлежность указанного диплома об образовании Бочкареву А.А. в избирательную комиссию представлено не было.
Принимая решение о признании незаконным и подлежащим отмене оспариваемого решения избирательной комиссии, в части регистрации Бочкарева А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, суд правильно указал на наличие предусмотренного подпунктом "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона N 187-З основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Удовлетворяя административные исковые требования о признании незаконным оспариваемого решения избирательной комиссии в части регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Каргина Д.В., суд исходил из того, что справки об имуществе и о расходах несовершеннолетнего ребенка, представленные Каргиным Д.В., не соответствуют форме, утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546, поскольку в них не заполнены все необходимые графы. Не указание в справках сведений о присвоенном несовершеннолетнему ребенку кандидата Ляпиной В.Н. ИНН, при его наличии (присвоен по данным налогового органа на основании сведений Росреестра), суд счел нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющий на объем изложенной в них информации.
Судебная коллегия находит этот вывод суда неправильным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.
Подпунктом "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является одним из оснований исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. Аналогичные положения содержатся в пункте 8 части 10 статьи 44 Закона N 187-З.
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
То есть в названной норме среди документов, необходимых для предоставления в избирательную комиссию документ, подтверждающий наличие ИНН, не поименован.
Формы справок, по которым предоставляются указанные сведения, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "Об утверждении Положения о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
В материалах дела имеются справки, со всей очевидностью свидетельствующие о том, что все эти сведения составлены кандидатом Каргиным Д.В. по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Что же касается информации об ИНН, то она отнесена Указом Президента Российской Федерации к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 Справки), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (разделы 2 и 3 Справки).
В силу пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не указание кандидатом в депутаты сведений об ИНН законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
При таком положении у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления избирательной комиссии в части регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Каргина Д.В.
В связи с этим решение суда в этой части подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 августа 2016 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления избирательного объединения - Нижегородское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 4 августа 2016 г. N 134/2145-5 "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Нижегородской области" в части регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва областного списка под N 1 в составе региональной группы N 5 Каргина Д.В.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Бочкарева А.А. и Избирательного объединения - региональное объединение Политической партии "Справедливая Россия" в Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2016 г. N 9-АПГ16-27
Текст определения официально опубликован не был