Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Анализ исполнения расходов бюджета ПФР по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Расходы бюджета Фонда на 2015 год утверждены Законом о бюджете ПФР в общей объеме 7 769 784 989,7 тыс. рублей, в том числе по распределительной составляющей - 7 228 381 067,0 тыс. рублей и по накопительной составляющей - 541 403 922,7 тыс. рублей.
Сводная бюджетная роспись бюджета ПФР на 2015 год (далее - сводная бюджетная роспись) утверждена постановлением Правления ПФР от 11 декабря 2014 г. N 496п в объеме идентичном показателям, утвержденным Федеральным законом N 385-ФЗ. В сводную роспись внесены 16 изменений на сумму 174 267 067,5 тыс. рублей. Уточненная сводная бюджетная роспись бюджета ПФР на 2015 год утверждена в объеме 7 792 412 419,2 тыс. рублей.
Составление и ведение сводной бюджетной росписи осуществлялось Фондом в соответствии с частью 2 статьи 217 БК РФ. Показатели сводной бюджетной росписи соответствуют Закону о бюджете ПФР.
Постановлением Правления ПФР от 17 декабря 2014 г. N 508п утверждены годовые лимиты бюджетных обязательств. Нарушений сроков доведения лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств не установлено. Заявки от распорядителей (получателей) по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств в 2015 году удовлетворены в полном объеме.
Фактические расходы бюджета ПФР составили 7 670 269 632,0 тыс. рублей, или 98,7% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 98,4% от показателя сводной бюджетной росписи, в том числе: на общегосударственные вопросы -104 781101,7 тыс. рублей (98,6%), на образование - 101 222,7 тыс. рублей (89,8%), на социальную политику - 7 565 387 307,6 тыс. рублей (98,7%).
Информация об исполнении бюджета ПФР по расходам в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджета приведена в приложении N 2 к Заключению.
Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" (392 01 08) составили 6 658,2 тыс. рублей, или 53,7% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что свидетельствует о недостатках планирования указанного вида расходов. За счет указанных средств произведена уплата членских взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО). Уплата членских взносов в Международную ассоциацию пенсионных социальных фондов (МАПСФ) в 2015 году не производилась в связи с отсутствием нормативного акта и правовых оснований, регулирующих данный вид расходов.
Расходы по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" (01 13) составили 102 414 088,5 тыс. рублей, или 98,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью.
Общий объем расходов на исполнение Плана информатизации ПФР в 2015 году составил 11 705 325,5 тыс. рублей. Общий объем заключенных в 2015 году государственных контрактов в рамках исполнения Плана информатизации составил 11 603 804,2 тыс. рублей.
План информатизации ПФР согласован в установленном порядке с Минкомсвязью России (письмо от 3 июня 2015 г. N ОП-П8-9562) и утвержден распоряжением Правления ПФР от 18 июня 2015 г. N 263р.
При этом в нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции до 5 мая 2016 года), в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 год Фондом в период с 1 января 2015 года по 18 июня 2015 года осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по 4 государственным контрактам на общую сумму 632 334,1 тыс. рублей (от 19 февраля 2015 г. N 20-056-Д с ОАО "МТУ Сатурн" на реализацию технологии оценки эффективности АИС ПФР для организации единого процесса управления проектами по направлению информационно-коммуникационных технологий при планировании и контроле выполнения мероприятий плана информатизации ПФР на сумму 32 500,0 тыс. рублей, от 9 февраля 2015 г. N 20-33-Д с ЗАО "АМТ Групп" на проектирование компонента "Ведомственная телефонная связь" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 на сумму 64 025,0 тыс. рублей, от 16 февраля 2015 г. N 20-050-Д с ООО "РедСис" на развитие подсистемы "Управление ИТ-инфраструктурой" АИС ПФР-2 на сумму 449 580,0 тыс. рублей и от 24 апреля 2015 г. N 20-162-Д с ООО "РедСис" на развитие компонента СКМВ подсистемы "Внешнее взаимодействие" АИС ПФР-2 на сумму 86 239,1 тыс. рублей).
Отчет о выполнении Плана информатизации за 2015 год Фонд направил в Минкомсвязь России письмом от 26 февраля 2016 г. N НЕ-01-17/2582. Доработанный отчет о выполнении Плана информатизации за 2015 год принят Минкомсвязью России 22 марта 2016 года.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (КБК 392 01 13 736 0000) составили 2 360 355,0 тыс. рублей, или 100,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и 99,6% от показателя сводной бюджетной росписи, в том числе на капитальные вложения по строительству (реконструкции) объектов - 1 657 340,1 тыс. рублей, на приобретение зданий - 703 014,9 тыс. рублей.
В 2015 году освоение денежных средств на строительство (реконструкцию) и приобретение объектов недвижимого имущества осуществлялось Фондом неравномерно. Так, расходы в четвертом квартале 2015 года составили 1 201 033,3 тыс. рублей, или 50,9% от объема годовых расходов, из них в декабре - 764 255,3 тыс. рублей, или 32,4 процента.
Завершено строительство 7 и реконструкция 8 зданий общей площадью 67 510,9 кв. м. и сметной стоимостью 4 780 409,9 тыс. рублей, завершена разработка 7 проектов на строительство и реконструкцию зданий ПФР, где имелись обязательства по заключенным ранее контрактам.
По данным бюджетного учета на 1 января 2016 года объемы незавершенных капитальных вложений в объекты основных средств составили 4 783 060,0 тыс. рублей (снизились на 7,5%). При этом в I полугодии 2016 года на баланс поставлено 6 объектов на общую сумму 408 180,2 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2015 года незавершенные капитальные вложения на устаревшую проектную документацию по 8 объектам составляли 16 288,5 тыс. рублей. В 2015 году Фондом списаны расходы по 6 объектам в объеме 11 677,6 тыс. рублей, в 2016 году - по 2 объектам на 4 610,9 тыс. рублей.
Приобретение объектов недвижимости осуществлялось Фондом в соответствии Положением о порядке представления и рассмотрения заявок путем проведения открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Фондом в 2015 году приобретено 4 здания и 7 помещений общей площадью 16 470,0 кв. метров. Во всех случаях приобретения зданий (помещений) было подано по одной заявке и по результатам несостоявшихся аукционов в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ все государственные контракты заключены с единственным поставщиком. Средняя стоимость 1 кв. метра вновь приобретенных помещений составила 49,1 тыс. рублей.
В ПФР создана система документального контроля приобретения зданий и помещений, проведение которого возложено на соответствующие подразделения Исполнительной дирекции Фонда.
В то же время в ходе проверки установлены факты недостаточного контроля технического состояния приобретаемого объекта на стадии его приемки. Так, приобретенные для УПФР в г. Вологде и УПФР в Вологодском районе по государственному контракту от 26 декабря 2014 г. N 2014.58529/204 на сумму 348 500,0 тыс. рублей здания оказались непригодны к эксплуатации из-за их неудовлетворительного технического состояния. Оплата в полном объеме по государственному контракту произведена в феврале 2015 года. Эксплуатация зданий фактически начата 1 октября 2015 года. Ремонт зданий в указанный период проведен продавцом. При этом период с января по сентябрь 2015 года УПФР в Вологодском районе фактически размещалось в арендованном помещении, стоимость аренды за данный период составила 135,0 тыс. рублей.
Управлением ПФР в Беломорском районе Республики Карелия был заключен с ИП Семаков В.А. государственный контракт на аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Беломорск, ул. Порт-шоссе, д. 26, в котором УПРФ располагалось с 1 сентября 2015 года.
По государственному контракту от 22 декабря 2015 г. N 139-1-8 указанное арендованное помещение Отделением ПФР по Республике Карелия было приобретено и передано по акту приема-передачи от 23 декабря 2015 года. Оплата контракта в сумме 23 000,0 тыс. рублей осуществлена 25 декабря 2015 года, помещение оформлено в надлежащем порядке в оперативное управление. При этом, несмотря на приобретение 23 декабря 2015 года ранее арендуемого помещения, УПФР в Беломорском районе была произведена оплата аренды за декабрь 2015 года в полном объеме в сумме 98 433,37 рублей, что привело к переплате по государственному контракту в объеме 25 402,16 рублей.
Выявленное нарушение устранено в ходе контрольного мероприятия. Средства в объеме 25 402,16 рублей возвращены на счет ОПФР по Республике Карелия платежным поручением от 27 июня 2016 г. N 90.
Распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ПФР и его территориальными органами, осуществляется в порядке, определенном пунктом 4 статьи 298 ГК РФ. Решения об использовании федерального имущества принимаются Фондом в виде согласования по представлению территориальных органов ПФР на основании распорядительных актов Росимущества.
По состоянию на 1 января 2016 года количество отделений ПФР составляло 84 единицы, в составе которых находилось 2 336 территориальных органов. Численность работников ПФР по состоянию на 1 января 2016 года составляла 142,24 тыс. человек, или на 0,5% ниже численности по состоянию на 1 января 2015 года.
Общая площадь фактически занимаемых зданий и помещений увеличилась в 2015 году на 3,0% и составила 2 262,0 тыс. кв. метра, из них площадь помещений в оперативном управлении выросла на 5,4% и составила 1 612,01 тыс. кв. метров (71,3%), площадь помещений в безвозмездном пользовании снизилась на 3,8% и составила 181,24 тыс. кв. метров (8,0%), площадь арендуемых помещений снизилась на 1,9% и составила 468,74 тыс. кв. метров (20,7%).
Затраты на аренду зданий (помещений) в 2015 году составили 3 675 226,9 тыс. рублей (увеличились 7,0%), что связано с повышением стоимости аренды помещений.
С целью уменьшения расходов на аренду помещений Фондом разработана методика определения экономической целесообразности приобретения, строительства или аренды помещений, направленная в территориальные органы письмом ПФР от 28 октября 2015 г. N БГ-04-26/15304. Указанная методика включена в перечень документов, представляемых при представлении заявок для планирования капитальных вложений на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), приобретение нежилых зданий (помещений) и ремонт, утвержденный постановлением Правления ПФР от 15 июля 2016 г. N 671п.
В целях оптимизации бюджетных расходов распоряжением Правления ПФР от 25 февраля 2015 г. N 72р приостановлено выделение средств бюджета ПФР на аренду новых (дополнительных) площадей для органов ПФР в 2015 году.
В распоряжении Исполнительной дирекции ПФР (далее - ИД ПФР) находятся 114 единиц автомобильного транспорта, в том числе 22 собственных автомобиля, 47 арендованных для нужд ИД ПФР, 7 автомобилей, арендованных для управлений ПФР в федеральных округах, и 38 автомобилей, арендованных для нужд управлений в Республике Крым и г. Севастополе.
Расходы на аренду автотранспорта в целом составили 172 356,4 тыс. рублей, что на 12,3% больше показателя 2014 года. Аренда автотранспорта осуществлялась на основании государственных контрактов, которые заключались с разбивкой на полугодия, при формировании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) учитывалась стоимость предоставляемых услуг за весь год.
Закрепление автомобилей за должностными лицами и подразделениями ИД ПФР производится в соответствии с постановлением Правления ПФР от 12 октября 2015 г. N 375п "О служебном автотранспорте Пенсионного фонда Российской Федерации" и требованиями классности автомобильного транспорта для территориальных органов ПФР, утвержденными постановлением Правления ПФР от 12 марта 2012 г. N 53п.
Выбытие автотранспортных средств в связи со списанием в целом по территориальных органам ПФР составило 165 единиц. Централизованная закупка автомобилей произведена в количестве 265 единиц в объеме 238 320,6 тыс. рублей. Сверх выбывшего автотранспорта Фондом закуплен 31 автомобиль.
По состоянию на 1 января 2016 года в системе ПФР находится 221 подлежащая списанию единица автотранспорта, выбытие которых находится на согласовании с Росимуществом с начала 2015 года.
В 2015 году Фонд осуществлял размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения нужд ИД ПФР, территориальных органов ПФР и ИЦПУ. Закупки для нужд территориальных органов ПФР и ИЦПУ осуществлялись в централизованной форме.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 44-ФЗ в ПФР создана контрактная служба. В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ и с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" (далее - Типовое положение) распоряжением Правления ПФР от 23 декабря 2013 г. N 601р утверждено Положение о контрактной службе ПФР.
Вместе с тем, в нарушение пункта 10 общих положений Типового положения заместителем управляющего Отделением ПФР по Костромской области - руководителем контрактной службы Вигдорчик С.А. функциональные обязанности контрактной службы утверждены без установления персонифицированной ответственности и функциональных обязанностей членов контрактной службы.
Сроки утверждения и размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ПФР на 2015 год Фондом соблюдены.
Общая стоимость всех заключенных Фондом в 2015 году контрактов составила 8 132 170,8 тыс. рублей, что составляет 97,7% от общей суммы начальной (максимальной) цены контракта всех лотов и контрактов. Таким образом, по итогам проведенных процедур закупок общая сумма всех НМЦК выставленных лотов была снижена на 191 296,3 тыс. рублей, или на 2,3 процента.
Установленный частью 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ норматив закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в совокупном годовом объеме закупок (не менее 15,0%) Фондом соблюден.
В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения Фондом и его региональными отделениями законодательства в сфере закупок.
В нарушение условий государственного контракта от 29 июня 2015 г. N 20-307-Д на оказание услуг по аренде автотранспорта для Исполнительной дирекции ПФР, ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю Фондом приняты услуги по аренде автомобиля, не соответствующие условиям заключенного контракта, а именно вместо автомобиля НИССАН ТИАНА 2012 года выпуска (Z8NBBUJ32BSO27037), указанного в приложении 2 к контракту, услуги оказаны автомобилем 2011 года выпуска.
В нарушение части 7 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ Фондом при проведении электронного аукциона (извещение N 02733100000114000259) контракт от 23 января 2015 г. N 20-012-Д на сумму 8 415 000 рублей, подписанный усиленной электронной подписью от имени заказчика, размещен в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) с нарушением срока на один день.
Кассовые расходы по подразделу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" (07 05) составили 101 222,7 тыс. рублей, или 89,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью. Недоиспользование средств обусловлено экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур, исключением четырех мероприятий из Плана обучения кадров системы ПФР на 2015 год и сокращением численности обучаемых. На оказание образовательных услуг Фондом были заключены 38 государственных контрактов. Все контракты заключены в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, нарушений не выявлено.
Расходы на пенсионное обеспечение (10 01) составили 6 264 046 638,2 тыс. рублей, или 98,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 98,7% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 857 672 926,5 тыс. рублей, или на 15,9%, выше уровня расходов 2014 года.
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее - ДМО) за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 01737 3019 300), с учетом расходов на доставку, составили 3 812 538,1 тыс. рублей, или 93,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 83,5% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 6,3% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 1,1 тыс. человек, или на 5,0%. Среднегодовой размер ДМО в 2015 году составил 14,4 тыс. рублей.
Расходы на выплату ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (КБК 392 10 01737 3035 300) за счет средств федерального бюджета, включая организацию их доставки, составили 5 446 184,5 тыс. рублей, или 93,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 10,5% ниже показателя 2014 года. Недовыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактического количества получателей на 46,63 тыс. человек, или 7,2 процента. Среднегодовой размер ДЕМО в 2015 году составил 756,4 рубля. Остаток средств ДЕМО на 1 января 2015 года составил (расчетно) 892 960,4 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 800 000,0 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на выплату ДЕМО инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" за счет средств федерального бюджета, включая организацию их доставки (КБК 392 10 01 737 3036 300), составили 585 350,4 тыс. рублей, или 96,7% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 0,9% ниже показателя 2014 года. Недовыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 1,58 тыс. человек, или на 3,2 процента. Среднегодовой размер ДЕМО составил 1 006,9 рублей.
Расходы на выплаты ДМО специалистам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Минобороны России и Росатомом (КБК 392 10 01 737 3056 300), составили 7 201 914,7 тыс. рублей, или 103,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,5% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 16,0% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 60 человек, или на 0,3 процента. Среднегодовой размер ДМО составил 24 716,2 рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" за счет средств федерального бюджета, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 01 737 3057 300), составили 42 145 336,7 тыс. рублей, или 96,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 12,5% выше показателя 2014 года. Недовыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 129,8 тыс. человек, или 4,6%, и снижением размера среднегодовой выплаты (план - 1 307,7 рублей; факт - 1 284,1 рублей).
Расходы на выплату страховой пенсии (КБК 392 10 01 737 3058 300) составили 5 782 133 975,0 тыс. рублей, или 99,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 98,9% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 16,2% выше показателя 2014 года. При этом расходы на доставку страховой пенсии составили 34 346 924,8 тыс. рублей (из них почтовая связь - 30 476 965,5 тыс. рублей, иные организации, осуществляющие доставку - 3 869 959,3 тыс. рублей). Недоисполнение планового показателя обусловлено снижением объема средств, перечисленных на обеспечение выплат за выходные и праздничные дни января 2016 года, в объеме 56 055 521,2 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года расчетный остаток денежных средств для осуществления выплат страховой пенсии в целом по Фонду составил 230 719 234,1 тыс. рублей. В 2015 году общий объем страховых взносов на ОПС, а также пени, штрафов и прочих доходов, поступивших в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, составил 3 867 489 149,3 тыс. рублей.
Кроме того, в декабре 2015 года остатки средств федерального бюджета, сложившиеся на 1 января 2015 года, в объеме 4 963 974,6 тыс. рублей на основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР были привлечены на финансирование выплат страховой пенсии в праздничные дни января 2016 года. Указанные действия были согласованы Фондом с Минтрудом России (письмо Минтруда России от 28 декабря 2015 г. N 20-8/10/В-10029 с приложением письма Минфина России от 24 декабря 2015 г. N 12-07-08/75900).
В 2015 году для финансового обеспечения выплат страховой пенсии из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 1 846 242 269,1 тыс. рублей, из которых 814 180 611,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на обязательное пенсионное страхование.
Общий объем средств для обеспечения выплаты страховой пенсии в 2015 году составил расчетно 5 949 414 627,1 тыс. рублей. Вышеуказанные средства направлялись на выплату страховой пенсии (5 782 133 975,0 тыс. рублей), а также на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую пенсию, на пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов и другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР (113 576 118,6 тыс. рублей).
Суммарный объем расходов, осуществляемых за счет средств страховых взносов на страховую пенсию и прочих доходов, направляемых на выплату страховой пенсии, составил 5 895 710 093,6 тыс. рублей.
Общий недостаток средств для осуществления расходов на выплату страховой пенсии и финансирование текущей деятельности ПФР в целом в 2015 году составил 765 440 052,3 тыс. рублей. Вместе с тем, общий объем трансферта из федерального бюджета на ОПС и объем привлеченных на выплату страховой пенсии остатков средств федерального бюджета, сложившихся на 1 января 2015 года, составил 819 144 585,8 тыс. рублей.
Таким образом, объем трансферта из федерального бюджета на ОПС мог быть снижен (расчетно) на 53 704 533,5 тыс. рублей.
Поступившие в течение 2015 года страховые взносы обеспечили потребность ПФР на осуществление выплат страховой пенсии в целом за год на 66,9% (в 2013 году - на 61,0%, в 2014 году - на 73,7%).
В 77 субъектах Российской Федерации обеспеченность выплат страховой пенсии поступившими страховыми взносами составила от 20,3% до 88,3%. При этом в 38 субъектах Российской Федерации показатель обеспеченности сложился менее 45%. В 6 субъектах Российской Федерации и г. Байконуре обеспеченность составила более 100% (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область - 104,2%, Ненецкий автономный округ - 110,8%, Ханты-Мансийский автономный округ - 124,2%, Чукотский автономный округ - 128,1%, г. Москва и Московская область - 143,3%, Ямало-Ненецкий автономный округ - 182,4%, г. Байконур - 264,0%).
Расходы на выплату накопительной пенсии (КБК 392 10 01 737 3059 300) составили 229 786,9 тыс. рублей, или 118,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,1% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 68,3% выше показателя 2014 года. Превышение запланированных расходов связано с увеличением численности граждан, обратившихся за предоставлением выплаты. По состоянию на 1 января 2016 года выплата накопительной пенсии назначена 28,59 тыс. застрахованным лицам (увеличение на 9 160 человек, или 47,1%), средний размер назначенной выплаты - 758,7 рубля (увеличился на 42,28 рублей, или на 5,9%).
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-Ф3 установлено, что источником финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии являются средства выплатного резерва, формируемые Фондом из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена накопительная пенсия. Фонд ежемесячно осуществлял вывод средств пенсионных накоплений из управляющих компаний для финансирования накопительной пенсии. Совокупный объем средств пенсионных накоплений, выведенных в 2015 году из доверительного управления УК для указанных целей, составил 2 174 073,4 тыс. рублей.
Кроме того, на формирование выплатного резерва были направлены средства пенсионных накоплений, входящие в состав портфеля "временное размещение 2014 года" в объеме 28 864,9 тыс. рублей. Из объема средств, выведенных из доверительного управления УК, Фондом в ГУ К средствами выплатного резерва перечислено 2 166 001,6 тыс. рублей. ГУК средствами выплатного резерва в 2015 году в ПФР для осуществления указанных выплат перечислено 216 960,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года в ГУК средствами выплатного резерва находились средства в объеме 2 600 989,6 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2016 года - 4 548 607,6 тыс. рублей.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 01737 3060 300), составили 390 949 744,6 тыс. рублей, или 96,8% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 96,9% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 11,9% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 470,2 тыс. человек, или 13,3%, а также снижением уровня индексации социальных пенсий с запланированных 11,9% до фактических 10,3 процента. Среднегодовой размер выплаты составил 8 800,7 рублей.
Расходы на выплату ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей Министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР" за счет средств федерального бюджета, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 01 737 3061 300), составили 44 840,4 тыс. рублей, или 92,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 3,3% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 22 человека, или 6,1%, а также снижением уровня индексации социальных пенсий с запланированных 11,9% до фактических 10,3 процента. Среднегодовой размер выплаты составил 10 916,2 рублей.
Остаток средств на ДМО на 1 января 2015 года составил (расчетно) 118 756,7 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 110 000,0 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей (КБК 392 10 01 737 3062 300), составили 5 904 742,3 тыс. рублей, или 90,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 0,3% ниже показателя 2014 года. В 2015 году объем поступивших средств, подлежащих направлению на выплату указанной доплаты, снизился на 897 732,7 тыс. рублей, или на 13,7%, и составил 5 655 767,3 тыс. рублей, или 86,3% от объема, предусмотренного в бюджете Фонда, по причине снижения численности застрахованных лиц (в том числе банкротство ОАО "АК Трансаэро") и средней заработной платы членов летных экипажей на 2,35 тыс. рублей, или на 1,3 процента. Средний размер доплат к пенсии членам летных экипажей составил 12 034,0 рубля, что на 339 рублей, или на 2,7% меньше, чем в 2014 году (12 373,0 рубля).
Расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений (КБК 392 10 01 737 3063 300) составили 15 728 467,9 тыс. рублей, или 144,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,8% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 12,9% ниже показателя 2014 года. Превышение запланированных расходов связано с увеличением численности граждан, обратившихся за предоставлением выплаты. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений в 2015 году назначена 1 299,26 тыс. застрахованным лицам, средний размер выплаты составил 9 976,58 рубля.
Для финансирования единовременных выплат Фондом ежемесячно осуществлялся вывод средств пенсионных накоплений из УК. Совокупный объем средств пенсионных накоплений, выведенных в 2015 году из доверительного управления УК для указанных целей, составил 15 026 585,4 тыс. рублей, из них инвестиционный доход - 3 016 900,9 тыс. рублей. Кроме того, на единовременную выплату были направлены средства пенсионных накоплений, входящие в состав портфеля "временное размещение 2014 года" в объеме 653 419,4 тыс. рублей, а также остаток средств на эти цели, сложившийся на счете Исполнительной дирекции на 1 января 2015 года в объеме 55 039,0 тыс. рублей.
Расходы на срочную пенсионную выплату (КБК 392 10 01 737 3064 300) составили 53 063,9 тыс. рублей, что в 2,1 раза больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 98,5% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 45,1% выше показателя 2014 года. Превышение запланированных расходов связано с увеличением численности граждан, обратившихся за предоставлением выплаты. По состоянию на 1 января 2016 года срочная пенсионная выплата установлена 5,32 тыс. застрахованным лицам, средний размер выплаты составил 916,11 рублей.
Фонд ежемесячно осуществлял вывод средств пенсионных накоплений из УК для финансирования срочной пенсионной выплаты. Совокупный объем средств пенсионных накоплений, выведенных в 2015 году из доверительного управления УК для указанных целей, составил 319 195,6 тыс. рублей, из них инвестиционный доход - 34 707,8 тыс. рублей.
Кроме того, для финансирования данных выплат из портфеля "временное размещение 2014 года" направлены средства пенсионных накоплений в объеме 12 984,8 тыс. рублей.
Из объема средств, выведенных из доверительного управления УК и портфеля "временное размещение 2014 года" , Фондом в государственную УК средствами выплатного резерва перечислено 321 163,2 тыс. рублей. Из государственной УК средствами выплатного резерва для осуществления срочной пенсионной выплаты Фондом в 2015 году выведены средства в объеме 45 027,5 тыс. рублей.
Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", за счет средств ПФР с последующим возмещением затрат из федерального бюджета, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 01 737 3065 300), составили 3 098 228,3 тыс. рублей, или 79,5% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, и на 8,6% выше показателя 2014 года, что свидетельствует о недостатках планирования указанного вида расходов. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 8,83 тыс. человек, или 26,6%. Среднегодовой размер пенсий указанной категории граждан составил 9 781,66 рублей.
Расходы на выплату доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" за счет взносов, поступивших от плательщиков страховых взносов, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 01 737 3066 300), составили 1 844 902,5 тыс. рублей, или 96,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 3,1% выше показателя 2014 года. В 2015 году объем поступивших средств, подлежащих направлению на выплату указанной доплаты, снизился на 60 867,0 тыс. рублей, или 3,2%, и составил 1 854 333,0 тыс. рублей, что связано с сокращением числа организаций-плательщиков на 22 организации, или 17,7% (со 124 организаций до 102 организаций). Средний размер доплат к пенсии работников организаций угольной промышленности составил 2 556,0 рублей.
Расходы на выплату пенсии некоторым категориям граждан Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 772-21 за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 01 737 3107 300), составили 1 112 434,1 тыс. рублей, или 37,6% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью. Невыполнение бюджетных назначений обусловлено снижением запланированной численности получателей на 15,53 тыс. человек, или на 48,5% (с 32 тыс. человек до 16,47 тыс. человек). Средний размер пенсии указанной категории граждан составил 10 218,37 рублей.
Остаток средств на 1 января 2016 года составил (расчетно) 1 847 416,4 тыс. рублей, или 62,4% от трансферта на указанные цели в 2015 году.
Расходы на пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (КБК 392 10 01 737 3116 300) составили 259 455,2 тыс. рублей, или 100% от показателя сводной бюджетной росписи. Доплаты к пенсии произведены 15,37 тыс. гражданам, проживающим на территории указанных субъектов Российской Федерации.
Расходы на выплату правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемника умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета" (далее - Правила N 711) (КБК 392 10 01 737 3950 300), составили 3 281 406,5 тыс. рублей, или 86,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 17,5% больше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактического количества обращений граждан за назначением указанных выплат по сравнению с запланированным на 220 человек.
В 2015 году Фондом осуществлены мероприятия по выводу средств пенсионных накоплений из 40 УК и перечислению их в отделения ПФР, что позволило обеспечить выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
В течение 2015 года УК на основании уведомлений ПФР перечислены в Фонд средства в объеме 4 570 698,7 тыс. рублей, в том числе пенсионные накопления - 3 476 032,7 тыс. рублей и инвестиционный доход - 1 094 784,4 тыс. рублей. Из инвестиционного портфеля "временное размещение 2014 года" были исключены средства пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в объеме 113 467,46 тыс. рублей.
В январе и декабре 2015 года с нарушением от 1 до 5 дней сроков, установленных пунктом 26 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711, осуществлена выплата пенсионных накоплений правопреемникам на сумму 532 042,5 тыс. рублей.
Расходы на выплату пенсий, назначенных Эстонской Республикой, Латвийской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Болгария и Литовской Республикой, в рамках реализации международных договоров составили 214 266,1 тыс. рублей, что в 1,7 раз превышает утвержденный Законом о бюджете ПФР показатель. Превышение кассовых расходов связано с увеличением численности пенсионеров в целом с 1,66 тыс. человек до 2,29 тыс. человек. Выплаты пенсий, назначенных иностранными государствами, осуществлены Фондом в полном объеме и в сроки, предусмотренные международными договорами.
По подразделу "Социальное обеспечение населения" утвержден объем бюджетных ассигнований в объеме 489 461 579,1 тыс. рублей, что на 14 772 316,6 тыс. рублей, или 3,0%, больше аналогичного показателя 2014 года. Сводной бюджетной росписью объем ассигнований установлен в размере 460 815 434,8 тыс. рублей. Кассовое исполнение составило 444 145 289,4 тыс. рублей, или 90,7% от показателя Закона о бюджете ПФР, и 96,4% от показателя сводной бюджетной росписи.
Расходы в соответствии с законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 03 737 3009 500) составили 44 847,7 тыс. рублей, или 91,0% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 9,2% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 6 человек, или на 1,4 процента. Остаток средств на осуществление социальной поддержки данной категории граждан на 1 января 2015 года составил (расчетно) 87 839,0 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 87 839,0 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на выплаты компенсации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" за счет средств федерального бюджета, с учетом расходов на доставку (КБК 392 10 03 737 3039 300), составили 35 286 680,9 тыс. рублей, или 100,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,5% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 4,0% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 31,41 тыс. человек, или 1,3 процента. Среднегодовой размер ежемесячных компенсационных выплат составил 1 284,29 рублей.
В 2015 году на выплату ЕДВ из федерального бюджета в бюджет ПФР перечислено 368 022 606,8 тыс. рублей, что на 9 486 329,0 тыс. рублей, или на 2,6% больше, чем в 2014 году. Планируемая численность граждан, имеющих право на получение ЕДВ, в 2015 году составляла 16 461,34 тыс. человек, фактическая - 16 252,44 тыс. человек (снизилась на 1,3%).
Кассовые расходы на выплату ЕДВ и причины отклонения кассового исполнения от утвержденных показателей приведены в таблице.
Наименование выплаты |
Кассовые расходы (тыс. руб.) |
% исполнения к: |
Причины отклонения |
|
закону о бюджете ПФР |
сводной бюджетной росписи |
|||
ЕДВ ветеранам (КБК 392 10 03 737 3069 300) |
64 351599,5 |
89,9 |
96,0 |
Снижение численности получателей на 46 970 человек или 2,1% процента. Фактическое количество - 2 199 400 человек (план - 2 246 370 человек) |
ЕДВ инвалидам (КБК 392 10 03 737 3068 300) |
277 828 383, |
85,6 |
97,7 |
Снижение численности получателей на 139 600 человек или 1,1 процента. Фактическое количество - 12 224 500 человек (план - 12 364 100 человек) |
ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС (КБК 392 10 03 737 3067 300) |
13 712 645,5 |
123,4 |
95,1 |
Снижение численности получателей на 21 960 человек или 1,2 процента. Фактическое количество - 1 748 000 человек (план - 1 769 960 человек) |
ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Семипалатинском полигоне (КБК 392 10 03 737 3070 300) |
526 131,6 |
97,5 |
99,6 |
Снижение численности получателей на 200 человек или 0,4 процента. Фактическое количество - 55 100 человек (план - 55 300 человек) |
ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации в 1957 на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (КБК 392 10 03 737 3071 300) |
448 290,7 |
97,5 |
98,7 |
Снижение численности получателей на 100 человек или 0,5 процента. Фактическое количество - 21 600 человек (план - 21 700 человек) |
ЕДВ Героям Советского Союза и России и полных кавалеров ордена Славы (КБК 392 10 03 737 3072 300) |
1 208 596,3 |
98,0 |
98,0 |
Снижение численности получателей на40 человек или 1,6 процента. Фактическое количество - 2 360 человек (план - 2 400 человек) |
ЕДВ Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (КБК 392 10 03 737 3073 300) |
679 572,2 |
97,1 |
97,1 |
Снижение численности получателей на 30 человек или 2,0 процента. Фактическое количество - 1 476 человек (план - 1 506 человек) |
Расходы на выплату пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" , за счет средств федерального бюджета с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3074 300), составили 297 745,7 тыс. рублей, или 97,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 12,1% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 1,1 тыс. человек, или на 2,1%. Среднегодовой размер данной выплаты составил 5 814,38 рублей. Остаток средств на указанные выплаты на 1 января 2015 года составлял (расчетно) 68 778,2 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 30 000,0 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на выплату социального пособия на погребение за умерших, получавших трудовую пенсию, за счет средств страховых взносов на страховую пенсию с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3075 300) составили 7 696 155,9 тыс. рублей, или 91,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 11,5% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 55,6 тыс. человек, или 4,0%. Среднегодовой размер указанной выплаты в 2015 году составил 5 845,0 рублей.
Расходы на выплату социального пособия на погребение за умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, за счет средств межбюджетных трансфертов, полученных из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации (КБК 392 10 03 737 3076 300), составили 885,8 тыс. рублей, или 63,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 7,2% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 92 человека, или на 38,3%. Среднегодовой размер указанной выплаты в 2015 году составил 5 997,2 рубля.
Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 247 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" за счет средств федерального бюджета, с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3077 300), составили 9 653,1 тыс. рублей, или в 22,3 раза больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,9% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 55,0% выше показателя 2014 года. Перевыполнение бюджетных назначений связано с увеличением фактической численности получателей (уточнением их правового статуса) на 3,47 тыс. человек, или в 15,7 раза больше запланированного. Остаток средств на указанные выплаты на 1 января 2015 года составлял (расчетно) 744 167,4 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка были направлены в 2015 году в объеме 710 000,0 тыс. рублей на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 595 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" за счет средств федерального бюджета, с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3078 300), составили 13 923,2 тыс. рублей, или в 15,7 раза больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,9% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 58,1% выше показателя 2014 года. Перевыполнение бюджетных назначений связано с увеличением фактической численности получателей на 4,81 тыс. человек. Остаток средств на указанные выплаты на 1 января 2015 года составлял (расчетно) 200 665,5 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 150 000,0 тыс. рублей направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" за счет средств федерального бюджета, с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3103 300), составили 27 746 023,3 тыс. рублей, или 91,5% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 8,6% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 21,2 тыс. человек, или 4,1%. Среднегодовой размер ежемесячных выплат составил 4 604,54 рубля. Остаток средств на выплаты указанной категории граждан на 1 января 2015 года составлял (расчетно) 1 649 548,2 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 1 500 000,0 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации (КБК 392 10 03 737 3115 300), за 2015 год составили 116 507,8 тыс. рублей, или 7,2% от показателя, установленного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, и на 99,5% выше показателя 2014 года. Фактическое число граждан, получивших компенсацию, составило 3,68 тыс. человек. Остаток средств на выплаты указанной категории граждан на 1 января 2015 года составлял (расчетно) 1 543 124,4 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 1 543 124,4 тыс. рублей были направлены в 2015 году на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Право граждан на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, установлен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Правила, устанавливающие порядок расходования средств на компенсацию указанного вида расходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1351, то есть после принятия Закона о бюджете ПФР на 2015 год. В связи с этим, при формировании проекта бюджета ПФР на 2015 год средства на указанные цели были предусмотрены в объеме 1613 200,0 тыс. рублей в соответствии с установленными Минфином России предельными объемами бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2015 год.
Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" за счет средств федерального бюджета, с учетом доставки (КБК 392 10 03 737 3117 300), составили 11 102 910,2 тыс. рублей, или 90,6% от показателя сводной бюджетной росписи. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 334,18 тыс. человек, или на 12,2 процента.
В 2015 году Фондом осуществлялись расходы на единовременные социальные выплаты сотрудникам ПФР для приобретения или строительства жилого помещения. Порядок и условия предоставления работникам ПФР единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утверждены постановлением Правления ПФР от 2 июля 2014 г. N 225п. Федеральным законом N 385-ФЗ по КБК 392 10 03 737 9999 800 были утверждены бюджетные назначения в объеме 100 000,0 тыс. рублей. Изменениями, внесенными Федеральным законом N 96-ФЗ, бюджетные назначения на указанные цели уменьшены на 10 000,0 тыс. рублей и составили 90 000,0 тыс. рублей. Кассовые расходы на данные цели (КБК 392 1003 737 3594 300) составили 89 323,9 тыс. рублей, или 99,2% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 5,9% ниже показателя 2014 года, из них на единовременные субсидии работникам ПФР для приобретения жилого помещения - 66 639,0 тыс. рублей, на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды на единовременные субсидии, предоставленные работникам в 2013 и 2014 году - 23 351,1 тыс. рублей. Единовременные субсидии выделены 21 сотруднику ПФР.
Расходы в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 03 737 5198 500) составили 32 484,7 тыс. рублей, или 105,4% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,0% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 0,8% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей и отказом Курской, Оренбургской и Ярославской областей от заявленной потребности в средствах на сооружение надгробий. Остаток средств на осуществление социальной поддержки Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы на 1 января 2015 года составил (расчетно) 35 018,5 тыс. рублей. На основании статьи 9 Закона о бюджете ПФР средства указанного остатка в объеме 33 011,2 тыс. рублей направлены на ОПС для выплаты страховых пенсий.
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в виде предоставления проездных документов за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 03 737 5199 200) составили 205 742,6 тыс. рублей, или 64,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, и на 1,0% выше показателя 2014 года, что свидетельствует о недостатках планирования указанного вида расходов. Низкий уровень кассового исполнения обусловлен поздними сроками заключения контрактов на оказание услуг по перевозке пенсионеров воздушными судами в связи с отсутствием предложений от транспортных компаний, а также снижением стоимости авиабилетов в связи с действием в регионах Российской Федерации сезонных скидок.
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Федеральным законом N 4520-I в виде возмещения фактически произведенных расходов за счет средств федерального бюджета (КБК 392 10 03 737 5199 300) составили 2 747 185,3 тыс. рублей, или 90,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 12,8% выше показателя 2014 года. Невыполнение бюджетных назначений связано со снижением фактической численности получателей на 24,71 тыс. человек, или 5,9 процента.
По подразделу "Охрана семьи и детства" (КБК 392 10 04 737 3079 300) кассовые расходы составили 328 579 737,7 тыс. рублей, или 105,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 94,5% от показателя сводной бюджетной росписи. Увеличение кассового исполнения связано с обращениями граждан с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты в связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 88-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала" .
За период реализации программы МСК выдано 6 686,96 тыс. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), из них в 2015 году - 1 040,96 тыс. сертификатов (15,6% от выданных за весь период).
Распорядились средствами (частью средств) МСК 3 770,87 тыс. семей с детьми, что составило почти 56,4% от семей, получивших сертификат, из них на улучшение жилищных условий - 3 476,89 тыс. рублей (92,2% от общего числа распорядившихся средствам МСК), на получение образования детьми - 291,28 тыс. семей (7,7%) и на формирование накопительной пенсии - 2,69 тыс. женщин (0,1%).
В 2015 году в соответствии с Федеральным законом N 88-ФЗ единовременные выплаты средств МСК получили 1 834,0 тыс. семей с детьми в объеме 36 189 618,8 тыс. рублей.
По подразделу "Прикладные научные исследования в области социальной политики" (10 05) кассовое исполнение составило 40 846,3 тыс. рублей, или 56,8% от показателя Закона о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписи. Объем неисполненных бюджетных назначений на данные цели составил 31 053,7 тыс. рублей (43,2% от запланированных).
В ходе контрольного мероприятия установлено, что из 9 работ, включенных в План проведения научно-исследовательских работ ПФР на 2015 год, утвержденный постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2015 г. N 528п, выполнено 4 темы НИР.
Из указанного Плана 4 темы исключены, 1 тема не выполнена (государственный контракт расторгнут соглашением от 23 мая 2016 г. N 20-179-Д, оплата не производилась).
При этом изменения в сводную бюджетную роспись по данному виду расходов не вносились, что свидетельствует о недостатках планирования Фондом бюджетных средств.
Планы мероприятий по внедрению НИР представлены по всем исполненным темам.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики" (10 06) кассовое исполнение составило 528 574 796,2 тыс. рублей, или 100,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,9% от показателя сводной бюджетной росписи.
Расходы на информационно-разъяснительную деятельность ПФР в рамках мероприятий в области социальной политики (КБК 392 10 06 731 0059 200) составили 608 012,9 тыс. рублей, или 95,3% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и сводной бюджетной росписью, что на 2,3% больше показателя 2014 года. Расходы территориальных органов ПФР составили 17 843,3 тыс. рублей (2,9%), Исполнительной дирекции ПФР - 590 169,6 тыс. рублей (97,1%).
Планом мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы ПФР на 2015 год, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 20 августа 2014 г. N 352р, предусмотрены 15 мероприятий Фонда, а также мероприятия по проведению в субъектах Российской Федерации информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение пенсионной и социальной грамотности населения.
В рамках исполнения Плана мероприятий Фондом заключены 10 государственных контрактов на оказание работ (услуг) по информационно-разъяснительной деятельности. По результатам проведения конкурсных процедур экономия денежных средств составила 1 504,0 тыс. рублей. Заключение и исполнение государственных контрактов осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Оценка эффективности использования средств Фонда на проведение мероприятий в области информационно-разъяснительной работы проведена Счетной палатой Российской Федерации в 2016 году в рамках контрольного мероприятия "Проверка расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, направленных на проведение информационно-разъяснительной работы среди населения в 2014 - 2015 годах" (отчет Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки от 27 апреля 2016 г. N ОМ-52/11-04 направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации).
Расходы на обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (КБК 392 10 06 731 2090 200) составили 5 085,2 тыс. рублей, или в 29,2 раза больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 99,1% от показателя сводной бюджетной росписи. Причиной роста расходов стало повышение в 2015 году расходов на комиссионное вознаграждение за депозитарные услуги (комиссия за хранение ГСО) ПАО Сбербанк России, что связано с установленными законодательством Российской Федерации ограничениями на передачу средств пенсионных накоплений в НПФ и УК в 2014 году и 1 квартале 2015 года.
Гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемые ПФР (КБК 392 10 06 731 3581 800), в 2015 году не планировались и не уплачивались.
Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в НПФ (КБК 392 10 06 731 3582 300) составили 527 032 795,0 тыс. рублей, или 100,1% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР и 100,0% от показателя сводной бюджетной росписи. Передача средств пенсионных накоплений в НПФ осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона N 75-ФЗ, Федерального закона N 111-ФЗ, Федерального закона N 256-ФЗ, Федерального закона N 56-ФЗ и статьи 6 Федерального закона N 351-ФЗ.
В 2015 году Фондом в НПФ переданы пенсионные накопления застрахованных лиц по следующим основаниям:
средства пенсионных накоплений (с учетом результатов инвестирования), подлежащих передаче в НПФ на основании принятых решений по заявлениям застрахованных лиц, поступивших в ПФР в 2013 - 2014 годах (переток) в объеме 399 162 270,5 тыс. рублей;
средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР в 2013 - 2014 годах (по кварталам), подлежащие исключению из портфеля "временное размещение 2014 года", за 1 и 2 кварталы 2015 года, а также средства пенсионных накоплений, предаваемых в связи с обращением правопреемников умерших застрахованных лиц или обращением застрахованных лиц за назначением накопительной пенсии, в объеме 114 748 869,3 тыс. рублей;
средства дополнительных страховых взносов, поступивших в ПФР в 2013 - 2014 годах (по кварталам), подлежащие исключению из портфеля "временное размещение 2014 года" , за 1 и 2 кварталы 2015 года в объеме 6 224 157,9 тыс. рублей;
средства МСК в объеме 59 107,4 тыс. рублей, в том числе в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ в объеме 58 295,4 тыс. рублей (передача средств МСК по заявлениям застрахованных лиц), в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 351-ФЗ в объеме 812,0 тыс. рублей (передача средств МСК в связи с обращениями правопреемников умерших застрахованных лиц или с обращением застрахованных лиц за назначением накопительной пенсии);
взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, поступивших в ПФР, в объеме 6 798 291,0 тыс. рублей.
В целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров (далее - субсидия) Фондом заключены соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти 78 субъектов Российской Федерации. Расходы на данные цели (КБК 392 10 06 731 5209 500) составили 928 902,9 тыс. рублей, или 92,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, и 88,1% от показателя сводной бюджетной росписи. Недоисполнение связано с невыполнением подрядными организациями своих обязательств по заключенным договорам с администрациями субъектов Российской Федерации, отсутствием финансирования из бюджета ряда субъектов Российской Федерации, снижением стоимости государственных контрактов по результатам конкурсных процедур.
С 2015 года субсидия субъектам Российской Федерации предоставляется в том числе на обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Общая численность обученных пенсионеров за счет средств субъектов Российской Федерации и субсидии составила 41,79 тыс. человек. На данные цели израсходовано 68 094,7 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии - 33 223,8 тыс. рублей.
Оценка эффективности использования средств на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации проведена Счетной палатой Российской Федерации в 2016 году в рамках контрольного мероприятия "Проверка расходования средств, направленных на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" (отчет Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки от 12 февраля 2016 г. N ОМ-13/11-04 направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации).
В соответствии с предложениями Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведенного контрольного мероприятия принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. N 381 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г, N 456" , в соответствии с которым при принятии решения о выделении субсидии учитывается уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30 апреля 2016 г."
По состоянию на 1 января 2015 года остаток средств бюджета ПФР составил 573 061 099,6 тыс. рублей, в том числе:
по распределительной составляющей 324 216 320,3 тыс. рублей (в том числе 324 000 433,3 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства, 215 887,0 тыс. рублей - средства на счетах в кредитных организациях);
по накопительной составляющей - 248 844 779,4 тыс. рублей (18 844 777,2 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства, 4,1 тыс. рублей - средства на счетах в кредитных организациях, 229 999 998,0 тыс. рублей - средства пенсионных накоплений, размещенные в депозиты).
По состоянию на 1 января 2016 года остаток средств бюджета ПФР составил 219 548 370,6 тыс. рублей (снизился на 61,7%), в том числе:
по распределительной составляющей снизился на 51,4% и составил 157 620 863,6 тыс. рублей (157 375 443,0 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства, 245 414,6 тыс. рублей - средства на счетах в кредитных организациях);
по накопительной составляющей снизился на 75,1% и составил 61 927 507,0 тыс. рублей (20 927 506,6 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства, 0,3 тыс. рублей - средства на счетах в кредитных организациях, 41 000 000,0 тыс. рублей - средства пенсионных накоплений, размещенные в депозиты).
Остатки средств на выплату страховой пенсии снизились в 2015 году на 76,7%. При этом остатки средств федерального бюджета увеличились на 11,9%, с 90 745 203,1 тыс. рублей до 101 559 623,6 тыс. рублей.
Как указано в приложении 4 к пояснительной записке к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год" , средства федерального бюджета, поступившие в течение соответствующего финансового года, использованы в полном объеме и в составе расчетных остатков средства федерального бюджета по распределительной составляющей выплату страховой пенсии (на обязательное пенсионное страхование, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) отсутствуют.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия установлено, что расчетные остатки средств на выплату страховой пенсии по состоянию на 1 января 2015 года в объеме 230 719 234,1 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2016 года в объеме 53 704 533,5 тыс. рублей фактически являются остатками средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета на ОПС.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
По состоянию на 1 января 2016 года объем дебиторской задолженности составил 329 578 403,5 тыс. рублей (из них просроченная - 312 147,9 тыс. рублей), что на 7,7% выше аналогичного показателя на 1 января 2015 года (306 078 061,0 тыс. рублей, из них просроченная - 382 487,0 тыс. рублей). По сравнению с началом года объем просроченной дебиторской задолженности снизился на 18,4 процента. Основными причинами возникновения просроченной задолженности являются: ликвидация, банкротство или смерть должника, неустановленность виновных лиц (210 182,0 тыс. рублей); неисполнение поставщиками (подрядчиками) договорных обязательств, неоплаченные пени, штрафы, неустойки по хозяйственным договорам (40 082,1 тыс. рублей); в ряде случаев материалы переданы в судебные органы и ведется исполнительное производство (40 775,9 тыс. рублей).
Дебиторская задолженность по расчетам с дебиторами по доходам на 1 января 2016 года по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2015 года увеличилась на 32,7% и составила 177 948 649,6 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность по осуществляемым Фондом расчетам с плательщиками по другим доходам составила на 1 января 2016 года 7 047 695,6 тыс. рублей, что на 28,6% выше показателя на 1 января 2015 года (5 478 920,9 тыс. рублей).
Основную долю дебиторской задолженности по доходам составляют расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование, которые по состоянию на 1 января 2016 года сложились в объеме 170 900 954,0 тыс. рублей, или на 32,8% выше показателя на 1 января 2015 года (128 649 139,4 тыс. рублей). Рост показателя вызван начислением Фондом и отсутствием уплаты плательщиками сумм страховых взносов (на основании представленных форм отчетности).
Дебиторская задолженность по расходам на 1 января 2016 года снизилась в сравнении с показателем на 1 января 2015 года (171 940 765,8 тыс. рублей) на 11,8% и составила 151620 790,1 тыс. рублей. Наибольшую долю дебиторской задолженности по расходам составляют расчеты Фонда по выданным авансам, которые на 1 января 2016 года составили 151 597 806,1 тыс. рублей, из них расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному страхованию населения, а также по пособиям по социальной помощи населению составили 151231331,6 тыс. рублей, что ниже на 11,8% аналогичных показателей на 1 января 2015 года (171 917 404,0 тыс. рублей и 171 425 432,8 тыс. рублей соответственно).
Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами и расчетам по платежам в бюджеты на 1 января 2016 года составила 22 984,0 тыс. рублей, что на 1,6% ниже показателя на 1 января 2015 года (23 361,8 тыс. рублей).
Кредиторская задолженность на 1 января 2016 года составила 937 155 091,4 рублей (из них просроченная - 1 345,8 тыс. рублей), что на 28,8% выше показателя на 1 января 2015 года (727 445 628,0 тыс. рублей, из них просроченная - 58 508,4 тыс. рублей). В общем объеме кредиторской задолженности по доходам расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование на 1 января 2016 года составили 930 261 495,3 тыс. рублей, что на 29,2% выше показателя на 1 января 2015 года (720 133 161,1 тыс. рублей). Объем кредиторской задолженности Фонда обусловлен моментом возникновения требования к плательщикам, определенного датой представления форм отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам, и текущими поступлениями страховых взносов.
На 1 января 2016 года кредиторская задолженность по расходам составила 6 502 913,8 тыс. рублей, или на 5,0% ниже показателя на 1 января 2015 года (6 846 882,6 тыс. рублей). В составе указанной задолженности расчеты по неполученным пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам, включая суммы выплат, приостановленных на законных основаниях, составили на 1 января 2016 года 5 784 067,7 тыс. рублей, или на 6,9% ниже показателя на 1 января 2015 года (6 211 040,3 тыс. рублей).
Кредиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами, расчетам по ущербу и иным доходам, расчетам по платежам в бюджеты, прочим расчетам с кредиторами на 1 января 2016 года составила 718 846,2 тыс. рублей, или на 13,1% выше аналогичного показателя на 1 января 2015 года (635 842,3 тыс. рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.