Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1100712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (по вопросу совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1100712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" разработан в целях совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований с учетом предложений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, подготовленных по результатам обобщения практики их работы.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Из действующего законодательного регулирования, касающегося требований к уставу муниципального образования (прежде всего это нормы статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ), вытекает конституирующее значение устава для местного самоуправления на соответствующей территории. Это проявляется в самом характере и назначении данного акта, в конкретных характеристиках его особой юридической природы как своего рода муниципальной конституции.
Определяя основные стороны осуществления местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, устав муниципального образования является универсальным документом нормативного характера. Все остальные муниципальные акты не должны ему противоречить.
Учитывая такую роль устава муниципального образования, представляется весьма важным, чтобы вносимые в него дополнения и изменения были зарегистрированы в максимально короткие сроки.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается возможность отзыва главой муниципального образования представленных на государственную регистрацию устава муниципального образования, муниципального правового акт о внесении изменений в устав муниципального образования (до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации), а также закрепляется процедура возврата такого акта, в случае, если он был представлен в регистрирующий орган с нарушением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ).
По мнению Комитета, предложенные законопроектом изменения позволят сократить число отказов в государственной регистрации устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений, оперативно исправить допущенные при подаче документов ошибки и, в конечном итоге, ускорить процедуру государственной регистрации указанных правовых актов.
Кроме этого данным законопроектом исключается требование о выдаче свидетельства о государственной регистрации устава, акта о внесении изменений устав. При этом устанавливается, что государственная регистрация устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений удостоверяется путем проставления на титульном листе устава муниципального образования специального штампа с указанием наименования регистрирующего органа, даты государственной регистрации и государственного регистрационного номера. Предложенные изменения позволят значительно упростить указанную процедуру.
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона N 97-ФЗ отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Данное положение является формой реализации статьи 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд. Никаких исключений из этого конституционного принципа, как уже неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, ни Конституция Российской Федерации, ни законодательство Российской Федерации не допускают (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П "По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 года N 13-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко").
Законопроектом предусматривается возможность обжалования решений регистрирующих органов (территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации) об отказе в государственной регистрации или нарушении сроков государственной регистрации уставов, актов о внесении изменений в уставы не только в суд, но и непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации.
Комитет считает, что данные изменения обеспечат дополнительные гарантии органам местного самоуправления и гражданам на обжалование вышеназванных решений и сократят судебные издержки.
Правовая природа и суть государственной регистрации уставов муниципальных образований заключаются в следующем. Во-первых, государственная регистрация придает уставу муниципального образования статус официального документа. Во-вторых, государственная регистрация включает проверку устава муниципального образования на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, что позволяет обеспечить его законность. В-третьих, государственная регистрация уставов муниципальных образований способствует контролю за соблюдением прав граждан в муниципальном образовании, что является конституционным полномочием именно государства.
Эффективное решение указанных задач возможно только в рамках четко регламентированного института государственной регистрации уставов муниципальных образований. Наличие подробных и ясных юридических процедур государственной регистрации уставов муниципальных образований объективно призвано способствовать качественному улучшению уставов, их полноправному включению в иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения позволят значительно улучшить процедуру государственной регистрации уставов муниципальных образований.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении принять проект федерального закона N 1100712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (по вопросу совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.